До недавних пор Honka строила в Подмосковье элитные деревянные коттеджи преимущественно на заказ, а в середине октября вдруг анонсировала запуск открытого проекта Honka № 1. Не поздно ли атаковать этот сегмент рынка загородного жилья? Директор финской компании в России Александр Львовский уверен: самое время!
Финляндия давно славится высоким уровнем развития рынка деревянного домостроения. А Honka, в свою очередь, — один из лидеров этого сегмента в Европе. В России компанию тоже знают, хотя по количеству реализованных проектов она и не входит в число лидеров местного рынка малоэтажного строительства.
По словам Александра Львовского, директора московского представительства ООО «Росса Ракенне Спб», эксклюзивного дистрибьютора компании Honka в России, компания реализовала уже около 15 девелоперских проектов, однако лишь в пяти случаях дома продавались на открытом рынке (речь идет о четырех поселках в Ленобласти и одном в Пермской; все остальные с самого начала задумывались как «камерные»). При этом в докризисные времена желающих приобрести дома от Honka всегда было в избытке. «Если дом от этой компании вдруг появлялся на вторичном рынке, продать его труда не составляло», — подтверждает председатель совета директоров компании Paul’s Yard Павел Здрадовский.
— Это все потому, — хвалится Александр Львовский, — что для своих проектов мы всегда выбирали только лучшие и самые красивые земельные участки, поддерживали высокое качество строительства.
По словам директора по продажам АН «Новое качество» Андрея Уфимцева, брэнд Honka уже стал именем нарицательным: «Некоторые клиенты даже часто говорят: «Хочу Honka», хотя имеют в виду просто любой деревянный дом, а не компанию». Александру Львовскому и другим топ-менеджерам компании крайне льстит такое отношение.
Все это прекрасно. Но почему компания с отменной репутацией не торопилась осваивать рынок Московской области, исправно кормивший (и кормивший досыта!) куда менее профессиональные компании? «Ну, мы же «финны», поэтому никуда не спешили, — смеется Александр Львовский. — А если серьезно, в Подмосковье очень мало интересных с нашей точки зрения земельных участков. А если такие и попадаются, то там, как правило, «криво» оформлены права на землю и присутствуют невнятные правоотношения. Нам такая земля не интересна. В Ленобласти же хороших участков было больше, поэтому там мы реализовали несколько публичных проектов».
Действительно, многие другие девелоперы куда менее щепетильно относились к статусу приобретаемых участков, надеясь «на авось». Некоторые из них даже стали жертвами «великого и ужасного» Олега Митволя в бытность его заместителем главы Росприроднадзора. Но правда и в том, что большинству застройщиков «фокусы» с землей благополучно сошли с рук.
Так что же, финская компания напрасно скромничала, упустив в итоге момент, когда с рынка подмосковной загородной недвижимости можно было снять жирные сливки? Не факт. Реализация «камерных» поселков и строительство коттеджей под заказчика также приносили неплохую прибыль. По оценкам Андрея Уфимцева («Новое Качество»), рентабельность такого бизнеса не превышала 20–25%. Тем не менее, и это неплохо. Конечно, по сравнению с девелоперами, разворачивавшими свои проекты на «реквизированных» за бесценок колхозных землях, такие цифры могут показаться крайне скромными. Но Honka, похоже, на большем и не настаивает.
В связи с кризисом, признает Александр Львовский, число частных заказчиков у компании снизилось: «Не скажу, что падение носит глобальный характер, но люди сейчас, естественно, стали более осторожными и переборчивыми при выборе объекта вложения средств». Однако Львовский уверяет, что выход на рынок открытой продажи проектов никак не связан с падением объема заказов от частных клиентов. «Мы продолжаем активно развивать бизнес в обоих направлениях», — говорит сам Львовский.
Первый подмосковный проект компания анонсировала в середине октября. Поселок расположится на берегу Истринского водохранилища на расстоянии 40 км от МКАД и будет состоять из 25 домовладений площадью 300, 400 и 500 кв. м. Минимальная цена дома — около 1,5–2 млн евро, а общий объем инвестиций в строительство поселка девелоперы оценивают в 30 млн евро.
Как рассказал Владимир Горский, генеральный директор компании «ЦентрЖилСтрой», являющейся владельцем земли и основным инвестором проекта, часть вложенных средств была получена в виде кредита в банке «Санкт-Петербург» на «стандартных условиях», все остальные средства — собственные. При этом Горский уточнил, что Honka выступает «товарным» кредитором, поставляя сами дома и материалы из Финляндии, однако «живых» денег в реализацию проекта не вкладывает. Доходы от продажи коттеджей будут поделены по сложной схеме, зафиксированной в договоре, но доли ЦЖС и Honka в итоге составят примерно 60:40 (соответственно).
Кроме того, как рассказал «Бизнес-журналу» Александр Львовский, компания в ближайшее время анонсирует еще один проект — «Дачи Honka» в районе Бужарово. Поселок предусматривает строительство 19 домов, участки будут продаваться с подрядом на дома Honka. Львовский уверяет, что не за горами и новые проекты. По его словам, компания сейчас активно ищет интересные участки и ведет переговоры с землевладельцами о начале реализации новых деревянных поселков как в Подмосковье, так и в других областях. «Мы не делим страну на Москву и регионы, — говорит он. — Можем начать строительство в любом городе, если поймем, что наш проект будет обеспечен платежеспособным спросом».
Удачное ли время выбрали финны для выхода на рынок? Ведь пора ажиотажного спроса, когда загородные дома раскупали как горячие пирожки, давно миновала. Может быть, стоило хотя бы дождаться конца кризиса? Александр Львовский и Владимир Горский уверяют, что сейчас как раз удачное время для запуска проекта в таком формате. И в успехе партнеры не сомневаются.
Опрошенные «Бизнес-журналом» специалисты рынка загородной недвижимости в целом разделяют оптимизм девелоперов, хотя и указывают на ряд недостатков анонсированного проекта. «Сейчас очень удачное время для выхода на рынок загородной недвижимости с качественным проектом, — говорит управляющий партнер компании «Загородъ» Евгений Иванов. — Именно в ценовом сегменте до двух миллионов долларов за дом сейчас наблюдается оживление на рынке». По мнению исполнительного директора компании Blackwood Марии Литинецкой, в пользу проекта говорит и близость «большой воды», которая всегда пользуется спросом у покупателей загородной недвижимости верхнего ценового сегмента. Правда, Андрей Уфимцев убежден: для того чтобы распродать дома в срок, компании необходимо будет предоставить покупателям рассрочку платежей, скидки при единовременной оплате и другие комфортные условия. «Мы считаем, что с брэндом Honka можно выйти на рынок в любое время, и не прогадать», — подводит итог Павел Здрадовский.
Тем не менее, экспертов слегка смущает расстояние до поселка, а также отсутствие в его составе необходимой инфраструктуры. «Столь большая отдаленность от МКАД предполагает, что это будет дачный формат, — рассуждает Евгений Иванов («Загородъ»). — Это может несколько притормозить темпы продаж: в настоящее время спрос на элитном рынке сосредоточен на формате дома для постоянного проживания». Кроме того, отсутствие на территории поселка большей части привычной для других проектов инфраструктуры может сократить число потенциальных клиентов.
И все же Александр Львовский и Владимир Горский уверяют: строительство домов будет вестись независимо от темпов продаж. По словам Горского, весь проект обеспечен финансированием, и даже при отсутствии активного спроса на первых порах компания легко построит все 25 домов.
— На начальном этапе темпы продаж могут быть невысокими, — подтверждает Мария Литинецкая. — Однако по мере строительства интерес к проекту будет расти. Этому будут способствовать известность застройщика на рынке Московской области, удачное расположение поселка, а также строительство коттеджей вне зависимости от темпов реализации.
— Реальные продажи начнутся, когда будут построены инфраструктура поселка и несколько домов, чтобы клиент имел визуальное представление о его формате, — добавляет Павел Здрадовский. — Основная же масса сделок по покупке домов придется на период, когда возведут весь поселок.
Что ж, похоже, у Honka есть все шансы стать одним из первопроходцев полноценного рынка деревянного домостроения в России. В Петербурге и Перми покупатели коттеджей уже хорошо знают дома этой компании, теперь с ними предстоит познакомиться и жителям столицы. Пока на российском рынке работает лишь несколько компаний, способных тягаться с финнами — по крайней мере, по раскрученности марки. Остальных подражателей топ-менеджеры Honka с иронией называют строителями «рашен деревяшен избушен». При всем том Львовский уверен: рынок деревянного домостроения в России будет развиваться и расширяться — как в количественном, так и в качественном отношении.
Начать дискуссию