МОСКОВСКИЕ ВЛАСТИ ПЫТАЮТСЯ ЛИШИТЬ ЛИЦЕНЗИИ СТРОИТЕЛЬНУЮ КОМПАНИЮ STRABAG, ОБВИНИВ ОДНУ ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ГЕНПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НЕСОБЛЮДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ, ЧТО ПРИВЕЛО К ОБРУШЕНИЮ ПАРКИНГА В СТРОЯЩЕМСЯ БИЗНЕС-ЦЕНТРЕ. СУМЕЮТ ЛИ АВСТРИЙЦЫ СОХРАНИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЛИЦЕНЗИЮ, НО И СВОЙ ИМИДЖ?
В мае 2007 года мы исследовали бизнес российского подразделения строительного концерна Strabag с разных сторон. Все опрошенные тогда эксперты сошлись во мнении, что Strabag — один из самых крупных и надежных подрядчиков на российском рынке, а качество работ компании собеседники «Бизнес-журнала» оценили на «твердую четверку, может, даже с плюсом». Генеральный директор Александр Ортенберг с энтузиазмом рассказывал о масштабных планах компании на российском рынке и заявлял, что брэнд Strabag уже стал символом качественного и высококлассного строительства.
Но в 2009 году в этой стройной концепции произошел досадный сбой. 3 сентября информационные агентства сообщили о трагедии: в строящемся бизнес-центре Vivaldi Plaza в районе Павелецкого вокзала обрушился паркинг, в результате чего один рабочий погиб, а трое получили серьезные травмы. Девелопером проекта выступала компания «Открытие-Недвижимость», а генподрядчиком — концерн Strabag.
По факту обрушения было возбуждено уголовное дело и начато разбирательство. 18 сентября Мосгорстройнадзор опубликовал записку, в которой утверждалось, что в обрушении паркинга виновна не только Strabag, но и девелопер проекта — компания «Открытие-Недвижимость», а также проектировщик проекта ЗАО «Аркона». На все эти компании были наложены штрафы.
Казалось, инцидент исчерпан, и никаких серьезных санкций к виновникам происшествия применено не будет. Но в начале ноября делу вдруг дали новый ход. Мосгорстройнадзор (МГСН) направил материалы в Федеральный лицензионный центр с требованием приостановить лицензию австрийской компании, а в ФАС — прошение признать Strabag неблагонадежным поставщиком товаров и услуг. Как пояснил информационным агентствам глава МГСН Анатолий Зайко, вина за инцидент в Vivaldi Plaza полностью лежит на Strabag, так как компания самовольно отступила от утвержденной части проекта, что и стало причиной катастрофы. «Москву нужно оградить от безответственности Strabag», — заявил Зайко. Обосновал он свои резкие высказывания в адрес концерна тем, что после обрушения паркинга на объекте Vivaldi Plaza МГСН провел проверки на всех объектах, строительство которых ведет Strabag, и выявил 123 нарушения. В самой компании информацию о нарушениях не подтверждают
Представители головного офиса концерна назвали заявление Зайко не соответствующим действительности, а генеральный директор Strabag в России Александр Ортенберг заверил «Бизнес-журнал», что в ФЛЦ никаких запросов по отзыву лицензии у его компании не поступало. Кроме того, в начале ноября ФАС отказала МГСН во внесении австрийского генподрядчика в список недобросовестных производителей товаров и услуг. «Отзыв лицензии может быть осуществлен только по суду», — напоминает Ортенберг.
«Чтобы лишить компанию Strabag лицензии на строительство зданий и сооружений, Мосгорстройнадзор должен обратиться в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии», — подтверждает юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Степан Гусак. По словам руководителя направления «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической компании Vegas Lex Юрия Борисенко, поскольку вина Strabag в обрушении паркинга доказана, это может стать основанием для инициирования процедуры отзыва лицензии: «Думаю, что МГСН будет добиваться лишения лицензии Strabag, но, скорее всего, не рассчитывая всерьез на успех, а больше для отвода глаз».
Однако Strabag терять лицензию не намерен. По словам Ортенберга, речь идет только о лишении лицензии ЗАО «Штрабаг» на проектирование и, может быть, Strabag AG — на строительство (Strabag AG ведет всего один проект — строительство гостиницы «Москва»).
— ЗАО «Штрабаг» является основным держателем российских контрактов на строительство, то есть выполняет функцию генподрядчика. На эту функцию ЗАО «Штрабаг» имеет отдельную лицензию, которая не ставится даже МГСН под вопрос, — поясняет Ортенберг. Потому, по его словам, даже если бы лицензия была отозвана, это никак не сказалось бы на деятельности основного генподрядчика концерна в России — фирмы ЗАО «Штрабаг».
Кроме того, Strabag уже является членом одной из действующих саморегулируемых организаций в сфере строительства. Поэтому, если МГСН не успеет добиться аннулирования лицензии компании до Нового года (даты перехода отрасли на саморегулирование), то продолжение деятельности компании в России будет зависеть еще и от решения руководства СРО.
— Аннулирование лицензии компании Strabag, при наличии у нее свидетельства о допуске к определенным видам работ от СРО, не может рассматриваться в качестве обязательного условия для прекращения ею строительной деятельности, — утверждает Степан Гусак из «Юков, Хренов и партнеры».
Если у компании есть допуск на ведение работ от СРО, то она может продолжать работу даже при потере лицензии, подтверждает Юрий Борисенко.
— Допустима такая ситуация, при которой компания будет работать на основании лицензии и свидетельства о допуске от СРО. И если предположить, что у Strabag есть оба эти документа, то компания нисколько «не расстроится», когда у нее отзовут лицензию, — рассуждает генеральный директор НП СРО «ЦентрРегион» Кирилл Шалин.
По его словам, законодательно не установлено ограничений для приема в СРО тех организаций, у которых лицензия была отозвана или приостановлена за какие-то грубые нарушения, связанные со строительством: «Таким образом, компания, лишенная 1 декабря лицензии, может 5 декабря стать полноценным членом саморегулируемой организации и получить свидетельство о допуске ко всем видам работ, на которые ранее была выдана лицензия, хотя она и была отозвана».
Однако, как отмечает Степан Гусак, если при аннулировании лицензии будет установлено несоблюдение компанией технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов саморегулируемых организаций или правил саморегулирования, контроля в области саморегулирования, это может явиться основанием применить к ней меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из членов саморегулируемой организации.
Впрочем, пока даже вопрос об отзыве у компании лицензии остается открытым. И не факт, что дело в конечном счете дойдет до суда. Юрий Борисенко убежден, что риск лишения Strabag лицензии минимален: у компании все-таки огромный опыт работы и большое количество проектов, а также хорошая репутация на рынке.
Strabag работает на российском рынке недвижимости с 1991 года. Общий объем ее строительных проектов в России составляет 1,2 млрд евро. Среди самых крупных объектов — гостиница «Москва», «Северная башня» на территории ММДЦ «Москва-Сити», «Берлинский дом», первая очередь мегапроекта «Академический». Если до недавних пор имидж Strabag в России был безупречным, то сейчас неприятности валятся на австрийцев одна за другой. Против компании было подано несколько исков о банкротстве от подрядчиков, ей предъявлены налоговые претензии на сумму в 108 млн рублей. А тут еще и досадный инцидент с обрушившейся парковкой.
Некоторые эксперты предполагают, что Strabag «выдавливают» с российского рынка, однако подтверждений этой версии нет. «Если против компании нет политического заказа, то, скорее всего, она продолжит работать на рынке», — полагает Юрий Борисенко. Да и Александр Ортенберг уверен, что неприятности не подорвут позиций компании на российском рынке.
— Да, случившийся инцидент негативно отразится на имидже Strabag, — заключает Степан Гусак. — Однако пока еще не доказано наличие недостатков в ее работах и не применены никакие меры ответственности. В связи с этим прогнозирование перспектив иных проектов компании в сфере строительства является преждевременным.
Виноват, исправлюсь
Александр Ортенберг,
генеральный директор российского представительства концерна Strabag
Основные причины обрушения парковки были связаны с неправильной эксплуатацией ее после сдачи объекта, а также с ошибкой в конструктивных расчетах субпроектировщика — компании ЗАО «Аркона».
Именно эта компания предоставила расчеты, по которым предлагалось отменить капители колонн. Ни мы, ни заказчик не проверяли их, так как «Аркона» имеет лицензию на проектирование и большой перечень знаковых проектов в России. Заказчик не подал изменение проекта в экспертизу. Компания ЗАО «Штрабаг», конечно, тоже несет часть вины, поскольку не согласовала вместе с заказчиком такую документацию. Проверять расчеты она не обязана, а стадия «Проект» была выпущена недостаточно подробной, чтобы четко определить отклонение рабочей документации от заданных норм.
Чтобы не допустить впредь подобных проблем, мы ввели проверку на всех наших текущих и будущих проектах рабочей документации, выпускаемой другими проектными бюро, а также нашим. Кроме того, считаем необходимым, во избежание таких ситуаций, проверять вторым проектным бюро работу основного бюро на любых стройках.
«МОСКВУ НУЖНО ОГРАДИТЬ ОТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ STRABAG», — ЗАЯВИЛ ГЛАВА МГСН АНАТОЛИЙ ЗАЙКО, ССЫЛАЯСЬ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СТРОЕК КОМПАНИИ
Начать дискуссию