На сотрудников госкорпораций могут быть наложены те же запреты, что и на чиновников. Необходимо ограничить их право покупать ценные бумаги, а работать в других компаниях они должны бесплатно, считают в Минэкономразвития
Минэкономразвития разослало госкорпорациям для обсуждения проект поправок в закон «О некоммерческих организациях», устанавливающих 16 запретов для сотрудников госкорпораций и госкомпании «Автодор» (документ есть у «Ведомостей», см. врез). Это стартовые позиции, пока они не стали официальными предложениями министерства правительству, объясняет директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. На основе этих предложений правительству предстоит подготовить законопроект во исполнение поручения президента Дмитрия Медведева изменить организационную форму госкорпорации.
Если поправки будут приняты, то сотрудникам госкорпораций и «Автодора» будет запрещено «участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации», заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, получать подарки, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Аналогичные запреты установлены законом об основах госслужбы для госслужащих, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Цель поправок — предотвратить конфликт интересов в работе сотрудников, объясняет Осколков: «Они должны быть мотивированы целями госкорпорации, а не более узкими интересами дочерних компаний».
Участие руководителей и топ-менеджеров госкорпораций в работе их «дочек» и других компаний не редкость. Так, гендиректор « Росатома» Сергей Кириенко входит в совет директоров «Интер РАО ЕЭС», предправления ВЭБа Владимир Дмитриев — « Аэрофлота» и « Новатэка», а гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов — член совета директоров сразу пяти ОАО: « Объединенные автомобильные технологии», «Оборонпром», « АвтоВАЗ», « Камаз» и « ВСМПО-ависма» (в трех последних — председатель совета).
Сотрудники АСВ состоят в органах управления коммерческих организаций, например санируемых банков, говорит заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников, но их труд оплачивается из сметы самой госкорпорации. Чемезов от вознаграждений за работу в советах директоров отказался добровольно, сказал представитель «Ростехнологий», остальные топ-менеджеры ориентируются на него. По внутренним правилам сотрудники «Роснано» не получают вознаграждений за участие в органах управления других компаний, говорит представитель госкорпорации Ирина Шабанова.
Шабанова согласна с логикой министерства, но предлагает дифференцированный подход для госкорпораций, работающих на конкурентном и неконкурентном рынках. Представитель ВЭБа говорит, что госкорпорация не ведет учет дополнительных доходов сотрудников. Запретив зарабатывать в советах директоров дочерних компаний, правительство дестимулирует сотрудников к результативной работе, а некоторых вынудит к увольнению, опасается сотрудник одной из госкорпораций.
Госкорпорации получили активы от государства, но перед большинством из них поставлены коммерческие задачи, констатирует Степанов: понятно как желание приравнять их сотрудников к госслужащим, там и опасения самих госкорпораций. Впрочем, для некоторых госкорпораций ограничения могут просуществовать недолго. Часть госкорпораций уже в этом году может быть преобразована в акционерные общества, на которые эти запреты не будут распространяться.
Новое управление
Минэкономразвития предлагает также обязать госкорпорации публиковать на сайте стратегию работы и ежегодный отчет, раскрывать информацию и о крупных сделках, и с конфликтом интересов.
Начать дискуссию