Права потребителей

Орден незваного аудита

У Валерия Сашко «cтычки» с проверяющими из общества по защите прав потребителей происходили за полгода трижды. «В миру» Сашко генеральный директор московской сети стоматологических клиник с ласковым и невинным названием «Алена». А по роду общественной деятельности — исполнительный директор Фонда ветеранов Управления «С» специальных операций ЦСН ФСБ РФ «Смерч» (с соответствующим прошлым), так что решительности ему не занимать.

С ТЕХ ПОР КАК ЧУТЬ МЕНЕЕ ГОДА НАЗАД ЗАКОНОДАТЕЛИ ОГРАНИЧИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ НАДЗОРНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ1, НА НИВЕ МАССОВЫХ ПРОВЕРОК БИЗНЕСА ЗНАЧИТЕЛЬНО АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ ОБЩЕСТВА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ОНИ НЕ СТОЛЬ МОГУЩЕСТВЕННЫ, ЗАТО НЕ СКОВАНЫ НИКАКИМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЕГЛАМЕНТАМИ.

У Валерия Сашко «cтычки» с проверяющими из общества по защите прав потребителей происходили за полгода трижды. «В миру» Сашко генеральный директор московской сети стоматологических клиник с ласковым и невинным названием «Алена». А по роду общественной деятельности — исполнительный директор Фонда ветеранов Управления «С» специальных операций ЦСН ФСБ РФ «Смерч» (с соответствующим прошлым), так что решительности ему не занимать.

Все три раза проверяла его одна и та же организация — РОО СЗПП Центр «Ваше право». Объявляясь то в одной, то в другой клинике сети, общественные инспекторы разыгрывали проверку по одному и тому же сценарию. Раскладывали бумаги, начинали требовать различные документы, сыпать ссылками на законы и составлять акт о нарушениях. «В общем, это впечатляет, — признает Валерий Сашко. — У пациентов в кресле от этого глаза делаются круглые, администраторы в смятении». Требовали инспекторы много чего — включая медицинские книжки врачей и бухгалтерскую отчетность. «То, что положено видеть потребителю, мы показывали, — говорит Сашко, — а по поводу остального предлагали прийти в другой раз, вместе с представителями правоохранительных органов: только тогда покажем».

Но больше всего бизнесмена выводила из себя концовка проверки. Пригрозив, что передадут свой акт в инстанции, инспекторы тут же настоятельно предлагали сделать благотворительный взнос на уставные цели своей организации в любой удобной форме — наличной, безналичной или даже натуральной (в виде картриджей, бумаги и прочих канцелярских товаров). Для удобства проверяемых призыв жертвовать и реквизиты общества были напечатаны прямо на акте.

В первый раз Валерий Сашко акт просто порвал. Во второй — задержал инспекторов и вызвал участкового. В третий — выставил «общественников» из клиники и написал заявление в ОБЭП.

В правоохранительных органах с «Вашим правом» и его руководителем Викторией Петраковой знакомы хорошо; за четыре с лишним года существования этой организации ее проверяли не раз. Однако Петракова — человек достаточно опытный (в 1999 году она уже была осуждена Октябрьским судом г. Краснодара по статье 159 ч. 3 п. «б» и статье 327 ч. 1), чтобы вести свои дела без нарушения норм закона. Действительно, в законе «О защите прав потребителей» говорится, что общественные объединения вправе «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти» (ст. 45). А закон «О некоммерческих организациях» гласит, что источником формирования их имущества, в частности, «являются добровольные имущественные взносы и пожертвования» (ст. 26).

НЕКОТОРЫЕ «ОБЩЕСТВЕННЫЕ» РЕВИЗОРЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖЕСТКИЕ МЕТОДЫ: НЕ ТРЕБУЯ МЗДЫ У ПРОВЕРЯЕМЫХ, НЕМЕДЛЕННО ПОДАЮТ НА НИХ В СУД

Факт вымогательства обществами «пожертвований» при помощи угрозы сообщить о нарушениях «куда следует» доказать очень трудно. Тем более если взнос оформляется по всей форме — актом. Пожертвования — это не штраф, так что формально общества никоим образом не присваивают себе функции надзорных и контролирующих органов. Поэтому, если их представители действуют при проверке грамотно, правоохранители обычно не усматривают оснований для возбуждения уголовного дела.

Разумеется, сама Виктория Петракова объясняет массовые проверки, которые устраивает ее организация, исключительно радением об общественной пользе — и при этом сетует на трагическое непонимание со стороны бизнеса, который «совсем распоясался».

— Мне бы хотелось, чтобы предприниматели относились к нашим проверкам как к незваному аудиту, — мечтательно говорит она. — Вот просто: аудит пришел, проверил. И вознаграждение от хозяйствующего субъекта мы готовы получать именно за это, в добровольном порядке. Сумму [пусть] определяют самостоятельно!

Потребаудиторы

«Ваше право» с его modus operandi2 — далеко не частный случай. Потребительских обществ, поставивших проверки бизнеса на поток, в Москве «Бизнес-журнал» насчитал пять штук. Еще по крайней мере в 15 крупных городах России, как показал наш блиц-опрос предпринимателей, общественные инспекторы проявляют весьма высокую активность, причем в конкуренции за «благотворительные взносы» бизнесменов участвует иногда сразу по два–три общества. Вал проверок идет нешуточный. Судите сами: по признанию Виктории Петраковой, в ее обществе трудится «на благо потребителей» 15 инспекторов; двое ежедневно проверяют, вооружившись диктофоном, по пять хозяйствующих субъектов, методично отрабатывая улицу за улицей. Нетрудно подсчитать, что за год только одно это общество успевает проверить почти 10 тысяч предприятий малого бизнеса. Пусть для Москвы это капля в море. Но вот если рьяный «общественник» завелся в городе поменьше, терпение бизнес-сообщества может исчерпаться очень быстро, и дойдет до массовых петиций предпринимателей. В августе прошлого года, например, бизнесмены Таганрога рассылали обращение (174 подписи) с просьбой оградить их от проверок общественной организации «Таганрогская Лига защиты прав потребителей».

— У нас в городе не менее полутора тысяч торговых точек, служб быта и предприятий общепита, — поясняет Сергей Аношкин, председатель местного отделения ОПОРЫ РОССИИ, — и Лига проверяет почти каждую минимум раз в год, а то и чаще, если предприниматель ее чем-то «обидел».

Возглавляющий Лигу Николай Мирвода — бывший чиновник городской администрации, курировавший в свое время торговлю, — приводит местный малый бизнес в трепет. У него свой почерк: несолидному сбору благотворительных взносов он предпочитает жесткие действия — немедленную подачу по результатам проверки исков в суд о признании тех или иных действий проверяемых хозяйствующих субъектов противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Судья, как правило, принимает стандартное решение иск удовлетворить и обязывает ответчика возместить обществу расходы на юриста. Требования по возмещению судебных издержек у Лиги обычно «божеские»: две с половиной тысячи рублей в суде первой инстанции и пять тысяч — второй (это если предприниматель набрался дерзости обжаловать решение). Но зато каков поток: как признавался местным журналистам сам Мирвода, около 150 исков ежемесячно! При этом трудозатраты юриста, набившего руку, самые мизерные: составить типовое исковое заявление и разок сходить в суд.

Можно сколько угодно рассуждать о злоупотреблении правом, но подвести «общественника» под статью чаще всего получается, только если тот утратит всякую осторожность. Гроза воронежского малого бизнеса — ВРОО «Клуб потребителей» — нарвался на неприятности именно по этой причине. Летом прошлого года управление Министерства юстиции по Воронежской области проверило эту организацию. Поводом послужила информация из прокуратуры, которую предприниматели уже давно бомбардировали жалобами по поводу вымогательства со стороны «Клуба потребителей». Но попалось общество на «неаккуратности» в своих хозяйственных делах. В частности, минюстовцы выяснили, что доходы общества не только использовались для достижения уставных целей, но и частично перечислялись на личный банковский счет руководителя организации Александра Лычагина. За три года — семь миллионов рублей. Кроме того, общество активно заключало договоры с коммерческими организациями о рекламе их товаров и услуг, в чем представители министерства также усмотрели «неуставные взаимоотношения». «Обязательства, принимавшиеся на себя «Клубом потребителей» перед коммерческими организациями, фактически исключали возможность проведения объективных проверок в защиту прав потребителей, что, безусловно, вело к конфликту интересов», — поясняет Роман Кравцов, начальник отдела по делам некоммерческих организаций территориального управления Минюста. Любопытная подробность: сотрудница «Клуба потребителей» вела на местном телевидении «потребительскую» передачу, а в проверках, устраиваемых обществом, нередко принимала участие съемочная группа. Так что особо строптивым проверяемым грозил еще и «остракизм» в телеэфире.

В сентябре Минюст приостановил деятельность ВРОО «Клуба потребителей», а два месяца спустя направил в суд заявление о ликвидации общества.

Общество любителей потребителей

Превратить де-юре общественную организацию в де-факто подобие частной лавочки, проводящей массовые проверки для зарабатывания денег, — дело немудреное, и закон в нынешнем его виде воспрепятствовать этому не может. Учредить общество защиты прав потребителей могут любые дееспособные граждане, благо всякий из нас в нерабочее время неизбежно становится потребителем. Типичная черта многих обществ: они представляют собой подобие «семейного бизнеса» — междусобойчик из родни и близких друзей. Потребительское законодательство в стране достаточно компактно, так что хорошенько натаскать нужное количество «инспекторов» можно за два–три месяца, набрав людей даже без юридического образования.

Относительно легальных способов «монетизировать» результаты проверок — уйма. Помимо уже упомянутых, можно добровольно-принудительно вызывать проверенных предпринимателей на платные консультации по устранению выявленных нарушений или записывать их на платные же лекции по соблюдению потребительского законодательства. Это же какой фронт работ можно создать для юриста («своего человечка», разумеется) на пустом месте даже в самом заштатном и сонном городке!

Есть, правда, одно неудобство: получаемые общественной организацией деньги нельзя очень уж откровенно переправлять в собственный карман (казус Лычагина пусть будет уроком). Но и это дело решаемое. Любой начинающий управленец с ходу может придумать с десяток способов вывести деньги из общества самым что ни на есть «уставным» образом. Например, в виде оплаты за услуги стороннего юриста (опять-таки «своего»). «Схемы там хорошо проработаны, — соглашается юрист Владимир Дворецкий, автор книги «Осторожно, потребиллеры! или Как защитить продавца от происков злонамеренных покупателей». — И, к сожалению, в образе действия подобных обществ часто прослеживается не столько забота о правах потребителей, сколько сугубо коммерческая логика».

В последнее время, как отмечают наблюдатели, проявилась еще одна печальная тенденция. Создание обществ негласно инициируют… сами представители надзорных и контролирующих органов, чтобы «играть в пас»: раз уж их возможности по проведению внеплановых проверок бизнеса без конкретных жалоб граждан урезаны, нужен кто-то, кто возьмется правильно «организовывать» эти жалобы. «Часть функций у контролирующих органов отобрана, но рычаги-то остаются, — говорит юрист Альберт Гаямян из правозащитного комитета «Презумпция» (Краснодар). — И общественная организация становится хорошим прикрытием для зарабатывания денег». Так что смутные подозрения предпринимателей по поводу того, что общественные ревизоры каким-то боком действуют в связке с чиновниками или людьми в погонах, часто небеспочвенны.

«Сейчас в России открывается масса, просто-напросто масса обществ, занимающихся в чистом виде вымогательством и клянчащих деньги — по пять-десять тысяч (на сколько испугают предпринимателя — столько и получат)», — констатирует Ирина Соколова, начальник юридического управления Объединения потребителей России (ОПР).

К чести российского сообщества защитников прав потребителей, среди них немало тех, кто полагает, что все эти массовые проверки, проводимые отдельными «коллегами», дискредитируют потребительское движение в целом. «Это просто безобразие! — восклицает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). — Не должны общества заниматься такими проверками, все это попахивает дурными вещами». По его мнению, проверка целесообразна в одном-единственном случае — только по конкретной жалобе потребителя и только с целью зафиксировать нарушение для суда.

Оказание юридических услуг по защите прав потребителей и представление их интересов в суде — вот праведный хлеб обществ. Но хлеб этот не самый легкий и требующий приличной квалификации.

Предложения «подчистить» статью 45 закона «О защите прав потребителей», разрешающую обществам проводить проверки без какого-либо повода, за последние десять лет выдвигались не один раз. Вариантов было много: убрать право проверок вообще, разрешить их проведение лишь при участии представителей соответствующих контролирующих госорганов или, на худой конец, каким-то образом регламентировать порядок и методику их проведения. Но и за неприкосновенность статьи есть кому ратовать. Недавно один из крупных функционеров потребительского движения на съезде, обращаясь к соратникам, откровенно сказал: «Отними у вас право на проверки — так ведь половина из вас закроется: вы же ничего другого не умеете делать!» Союз потребителей РФ, например, твердо выступил против каких-либо поправок в закон, ограничившись лишь утверждением рекомендаций по проведению проверок. «Если общественная организация выходит за эти рамки, то сразу понятно, что она злоупотребляет своим положением», — говорит сопредседатель Союза Евгений Мясин. Однако все это лишь «рекомендации», и лишь для сотни с небольшим членов СПРФ.

Покупцы и продаватели

Признаем: российские реалии таковы, что почва для деятельности общественных ревизоров — самая что ни на есть унавоженная. Нарушения со стороны бизнеса имеются? Сколько угодно! «Общественница» Виктория Петракова из «Вашего права» с каким-то даже нескрываемым торжеством в голосе сообщает, что, по ее практике, лишь 15% продукции в торговых точках имеет правильно оформленные сертификаты. А ведь нужно еще как следует проверить правильность оформления вывески, уголка потребителей, ценников — сколько все это таит восхитительных возможностей для инспекторов! К тому же можно еще потребовать показать то, что «общественнику» смотреть и вовсе не по чину. А предприниматели, глядишь, с испугу и предъявят… В общем, результативность проверок — отменная.

У бизнеса — своя правда. «Лжеревизоры пользуются несовершенством законодательства, которое предъявляет к бизнесу излишние требования: они заранее знают, что у предпринимателя не может быть всех бумажек, которые тот формально обязан иметь», — говорит Владлен Максимов, председатель межрегионального объединения предпринимателей «Лига Свободы». «Предприниматель как флажками обложен различными инструкциями и правилами, соблюдение которых либо невозможно, либо требует колоссального штата и затрат, — соглашается Сергей Аношкин из таганрогского отделения ОПОРЫ. — То есть у человека в России простой выбор: либо он занимается предпринимательством и в чем-то так или иначе допускает нарушения, либо не занимается бизнесом вообще».

УЧРЕДИТЬ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МОГУТ ЛЮБЫЕ ДЕЕСПОСОБНЫЕ ГРАЖДАНЕ РФ. БЛАГО ВСЯКИЙ ИЗ НАС В НЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ НЕИЗБЕЖНО СТАНОВИТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ

Вот и выходит, что наши малые предприниматели живут и работают с врожденным испугом: всех инструкций не познаешь, прав всех проверяющих не упомнишь.

— Предприниматели часто сами не умеют противостоять вымогательству, — говорит Ирина Соколова (ОПР). — Они объективно научены жизнью, что легче дать «копеечку», дабы от них отстали, и не вступать в противоречия непонятно с кем и непонятно почему.

Впрочем, похоже, кризис постепенно мобилизует бизнес на борьбу с «консьюмаразмом». Те несколько тысяч рублей, которые привычно пытаются сшибать по округе общественные ревизоры в виде «благотворительных взносов», в кассе малого предприятия оказываются вдруг далеко не лишними. «Предпринимателей можно понять, — говорит юрист Владимир Дворецкий. — Когда являются люди, которые ведут себя по-барски и требуют непонятно чего (причем это начинает превращаться в систему), у бизнеса все чаще возникает логичное желание не поскупиться на определенные траты, чтобы доказать свою правоту в суде и наказать тех, кто к ним повадился ходить».

Но для начала предпринимателю нелишне знать свои права и уметь держать общественных ревизоров в отведенных им рамках. Важно помнить, что права любого потребительского общества производны от прав простых потребителей (а вовсе не от прав государственных органов, как ошибочно склонны полагать некоторые). Сверх того, общества вправе лишь подавать иски от неопределенного круга потребителей и устраивать пресловутые проверки с составлением актов. Однако при этом ни грозный вид корочки общественного инспектора, ни устрашающее (подчас) название самого общественного объединения — пусть оно называется хоть «Главспецпотребнадзор» — не должны действовать на проверяемого бизнесмена гипнотически: расслабьтесь и следуйте Инструкции, подготовленной «Бизнес-журналом»

Инструкция

К вам едет общественный ревизор…

О чем нужно знать

  • Потребительские общества все-таки полномочны проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового и бытового обслуживания (ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей»).
  • При проверках прав у общественных ревизоров не больше, чем у простых потребителей; составляемый ими акт — не более чем «свидетельские показания»; оштрафовать вас не могут. Меры, которые они могут принять, — это информирование о выявленных нарушениях уполномоченных госорганов и подача иска от имени неопределенного круга потребителей.
  • Отказ предпринимателя содействовать проверке «общественников» или подписывать составленный ими акт не влечет административной или уголовной ответственности, хотя может послужить дополнительным побудительным мотивом для потребительского общества принять указанные выше меры — из «принципиальных» соображений.

Как встретить

  • Попросите предъявить копию устава общества, заверенную нотариально или печатью организации и подписью руководителя, выразив сомнение в том, что проверка соответствует уставным целям общества (у большинства обществ — все-таки соответствует, однако у проверяющих этого документа может просто не оказаться на руках).
  • Проверьте удостоверения общественных инспекторов, спишите их полные паспортные данные, сославшись на то, что удостоверения бывают фальшивыми (факт из уголовной хроники).
  • Скопируйте направление/предписание провести проверку именно в вашей организации, которое предъявляют инспекторы. В документе должен быть указан объем проверки, за рамки которого проверяющие не имеют права выходить.
  • Ведите себя в процессе общения предельно корректно; если слышите в ответ угрозы и грубость — постарайтесь зафиксировать их с помощью диктофона и (или) свидетельских показаний.

Что не должны проверять

  • Бухгалтерские и иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Соблюдение санитарных правил и норм, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора.
  • Правильность применения контрольно-кассовой техники.
  • Трудовые договоры, медицинские книжки и документы об образовании работников.
  • Наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Если инспекторы настаивают на проверке чего-либо из перечисленного, ссылайтесь на письмо Роспотребнадзора «О полномочиях общественных объединений потребителей» (№ 0100/4938-05-32 от 29.06.2005; опубликовано на сайте Роспотребнадзора). Можете ответить, цитируя документ: «Вы организуете проверку хозяйствующего субъекта по вопросам, не относящимся к вашей компетенции, превратно истолковывая принципы общественного контроля, положенные в основу статьи 45 закона «О защите прав потребителей».

Что имеют право проверить

  • Правильность оформления вывески.
  • Ценники / прейскурант на услуги.
  • Лицензии (для лицензируемых видов деятельности).
  • Наличие и полноту информации для потребителей, вывешенной в удобном для обозрения месте.
  • Представленный на торговой площади товар на предмет наличия маркировки (РСТ, дата изготовления, фасовки и упаковки), недопущения соседства несовместимых товаров, соблюдения сроков годности.
  • Наличие одного из документов, подтверждающих соответствие товара установленным требованиям: сертификата/декларации о соответствии; копии сертификата, заверенной держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, либо товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком и содержащих по каждому наименованию товара сведения о его соответствии установленным требованиям.
  • Некоторые юристы рекомендуют предпринимателям предъявлять по требованию общественных инспекторов не весь объем имеющихся сертификатов сразу, а лишь по конкретным обозначенным ими товарным позициям, причем число позиций должно быть ограничено соображениями разумности.

Как не должны проверять

  • Общественные ревизоры не имеют права требовать от вас допуска в служебные помещения и места, не предназначенные для посещения обычными потребителями.
  • Общественные объединения не являются субъектами закона «Об оперативно-розыскной деятельности», поэтому не имеют права осуществлять контрольные закупки. Приобретение товара или оплата услуги инспектором под видом потребителя контрольной закупкой не является. На этом основании надлежит отказывать ему в требовании о возврате денежных средств.

Куда жаловаться

Если вы усматриваете в действиях общественных ревизоров признаки вымогательства, превышения должностных полномочий, самоуправства или расцениваете их как попытку присвоить функции государственных контролирующих и надзорных органов — пишите заявление в местное ОВД, ОБЭП, прокуратуру, территориальное управление Минюста.

1 Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008, вступивший в силу с 1 мая 2009 года.

2 лат., образ действия.

Комментарии

2
  • shape

    спасибо. буду знать теперь
  • Наталья
    Ну а что вы хотели -на любое действие найдется свое противодействие.
    Нарушение правил торговли сплошь и рядом, причем даже тогда, когда от этого никакой экономической выгоды - один вред предпринимателю.
    Те же ценники, чаще всего они приносят левый доход работникам торгового зала, в вовсе не хозяину бизнеса. это я вам как бывший продавец говорю. Да там полно всяких схем.
    Пока предприниматель платит аренду, налоги, зарплату и т.п., на его территории без всех этих затрат, но при нарушении правил торговли можно существенно "подкормиться".
    Если хозяин бизнеса не спит и не лох, он за всем этим четко бдит. У него и нарушений меньше.
    Так что, если полно "шустриков" с одной стороны, то и с другой появится их не мало. Для равновесия.