Ведение бизнеса

Деловая репутация

Пытаться дать четкое определение термину «деловая репутация» – это как минимум масса времени потраченного впустую. Как максимум – в спорах нажить себе врагов. Наверное, споры о крае вселенной разрешатся намного раньше. И уже совсем утопическая затея – дать этой самой деловой репутации количественную оценку, оценить в деньгах.

Пытаться дать четкое определение термину «деловая репутация» – это как минимум масса времени потраченного впустую. Как максимум – в спорах нажить себе врагов. Наверное, споры о крае вселенной разрешатся намного раньше. И уже совсем утопическая затея – дать этой самой деловой репутации количественную оценку, оценить в деньгах.

Вряд ли ошибусь, если предположу, что необходимость выражения деловой репутации в условных единицах появилось в тот момент, когда заключалась самая первая сделка по продаже бизнеса.

Экономический словарь определяет эту цифру разностью среднерыночной цены аналогичных товаров или услуг и ценой конкретного предприятия. Получившаяся дельта и будет искомой цифрой. Как видно из этой формулы, репутация может быть как положительной, так и со знаком «минус». В этом случае рыночная стоимость компании ниже суммы рыночных цен ее чистых активов. Но это все в теории. А на практике есть масса нюансов, которые могут повлиять на рыночную стоимость. Причем все они никак не относятся к понятию «деловая репутация».

Получается, что получившаяся дельта будет не совсем «чистой» и докопаться до истины не получится.

Есть специалисты, которые предлагают иной подход и другую формулу. По их мнению, верным будет провести «экспертную оценку цены бизнеса» и из полученной цифры вычесть стоимость всего, что находится на балансе. Опять же, в формуле присутствует величина, которая не является точной. Закажите экспертную оценку в десяти разных фирмах и вы получите десять различных результатов.

Еще менее правдоподобным и объективным выглядит способ, когда «гудвил» – деловая репутация – определяется в сравнении сделок по продаже двух аналогичных компаний: интересующей нас и схожей с ней по сфере деятельности, масштабам, территориальному признаку, но не раскрученной. Ума не приложу, где найти, скажем, два Газпрома, и чтобы один из них был никому неизвестен. Ведь, чтобы стать более или менее успешной, компания просто обязана обладать хоть какой-нибудь репутацией. В этом случае полученная цифра будет выведена еще с большей погрешностью.

Даже сам вопрос тут поставлен некорректно: с самого начала своей деятельности фирма, какой бы ни был ее масштаб, обладает уже сложившейся репутацией. Даже если речь идет об индивидуальном предпринимателе, его личные качества и отношения к нему со стороны тех, кто составляет его окружение, транслируются на его бизнес. Это и есть деловая репутация.

Иными словами, деловая репутация эволюционирует вместе с самим бизнесом. И если ее стоимость в текущий момент времени можно назвать лишь навскидку, то один факт остается незыблемым: репутация должна быть положительной. И задача любого собственника работать над ее повышением. Для этого нужно определить, из каких компонентов она складывается и кто является ее носителем.

Начнем с самого очевидного: продукция, которую вы продаете. Качество, как и репутация, может быть как положительной, так и отрицательной. Маловероятно, что компания, поставляющая низкосортный продукт, будет на хорошем счету у тех, кто ее покупает. Второе: климат внутри компании. С чего начинается любой бизнес? С набора персонала и поиска партнеров. Партнеры не являются конечным потребителем, но тоже участвуют в бизнес-процессах, плотно взаимодействуя с сотрудниками, поэтому логичным будет рассматривать их в рамках компании.

Увольнение, взаимная благодарность работника и компании редко сочетаются вместе. Так или иначе, уволившийся или уволенный специалист является наиболее активным распространителем репутации - плохой или хорошей. Покидать компанию сотрудник должен как после трапезы стол – сытый, довольный и благодарный. Лишь в этом случае компания будет набирать «плюсики» в копилку деловой репутации.

То же самое касается и партнеров. Если вовремя оплачиваются счета, соблюдаются договорённости и наращиваются обороты, слава о компании как о надёжном спутнике бизнеса будет распространяться со скоростью если не света, то звука точно. Как результат, подтянутся новые партнеры, а за ним – новые интересные предложения.

Очень важной составляющей в разговоре о деловой репутации является эмоциональная привлекательность. Совершая покупку, решение зачастую принимается не на собственном практическом опыте, а на ощущениях, связанных с объектом приобретения. Это одинаково справедливо как для товаров, так и для услуг. В голову сразу приходят результаты исследования, связанные с предпочтениями покупателей в магазинах. Допустим, мужчине предлагают выбрать на стенде пиво из тех сортов, которые раньше он не пробовал. В 90% случаев выбор делается в пользу того сорта, сходство упаковки которого чем-то напоминает его обычный выбор. Или другой пример: возьмем только что открывшийся банк. Никому и ничего о нем не известно. Однако если спросить прохожего «как вы относитесь к этому банку?», наверняка получите ответ: «Все они крутят деньги и наживаются на простых людях». Другими словами, некоторые компании выходят на рынок, где их деловая репутация сформирована помимо воли руководителя или собственника.

К слову о последних: как известно, рыба гниёт с головы. Поэтому любая информация о руководстве и менеджменте, просочившаяся в средства массовой информации незамедлительно аукнется на отношении ко всей компании в целом и к ее продукту в том числе. Общественность всегда особо реагирует на перестановки в топ-менеджменте. Последнее время PR-службы старательно избегают профессионального прошлого будущих руководителей: не в фаворе оказались бывшие военные и представители госаппарата. Люди, как правило, прочат им крайний консерватизм в управлении и, как следствие, застой. Да и просто постоянные перестановки ни на что хорошее не указывают.

Достижения – также немаловажный фактор при формировании деловой репутации. В дело идет все: сертификаты, грамоты, дипломы, благодарственные письма, полученные статусы и т.д. Особого внимания заслуживают те, кто заработал похвалу со стороны влиятельных брендов и, тем более, со стороны государственников. Но нужно не забывать, что достижения могут быть и отрицательными - своего рода антирекорды.

Финансовые показатели дополняют круг достижений. Картина, свойственная бизнесу любого уровня: компания работает, процесс идет, а на расчетном счету – шаром покати. Крупная дебиторка, просроченные кредиты, хронический бартер вызывают лишь отторжение. В свою очередь, наличие живых денег указывают на правильный курс и успешность бизнеса. Это, несомненно, располагает. 

Деловая репутация требует комплексного подхода. Можно заметить, что разбиение факторов, влияющих на нее, на некие группы весьма условно. Все они переплетаются меж собой, и небольшое упущение может привести к потере заветных «плюсов» в вашей копилке. В зависимости от сферы деятельности компании деловую репутацию создает каждый сотрудник в отдельности, подразделения компании, руководство. От того, кто является ключевым звеном в формировании мнения о вашей компании у целевой аудитории, будет зависеть и стратегия работы.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар