Ведение бизнеса

Нарисуем — полетим!

Возвращаясь после многолетней работы за границей назад, в Россию, я думал: ну вот, наконец-то наступили времена созидательных возможностей. Можно ставить перед собой интересные задачи и приносить пользу стране. Она у нас большая, но пока не очень счастливая. И люди, которые здесь живут, пока не знают, какой она станет через 20, 30, 50 лет.

ИЗ ДВУХ ГЛАВНЫХ РОССИЙСКИХ БЕД ТРУДНЕЕ СПРАВИТЬСЯ, ПОХОЖЕ, НЕ С ПЕРВОЙ, А СО ВТОРОЙ — С ДОРОГАМИ. ДАЖЕ ЕСЛИ ВСЕ МЫ НЕМЕДЛЕННО ПОУМНЕЕМ, БЫСТРО СВЯЗАТЬ ОГРОМНУЮ СТРАНУ ХОРОШИМИ ДОРОГАМИ НЕ УДАСТСЯ. ОДНАКО ВЫХОД ЕСТЬ.

Возвращаясь после многолетней работы за границей назад, в Россию, я думал: ну вот, наконец-то наступили времена созидательных возможностей. Можно ставить перед собой интересные задачи и приносить пользу стране. Она у нас большая, но пока не очень счастливая. И люди, которые здесь живут, пока не знают, какой она станет через 20, 30, 50 лет. Ну как тут без прорывов? Без них нам никак не обойтись!

Близкая мне автомобильная промышленность в силу самых разных причин вскоре окончательно превратится в сборочную площадку для иностранных производителей. А значит, весь комплекс инженерно-исследовательских мероприятий, включая промышленный дизайн (не говоря уже о разработке новых моделей машин), будет полностью выведен за границу.

Строго говоря, это вполне закономерный процесс. В 2008 году россияне дружно проголосовали за такое развитие событий 80 миллиардами долларов, потраченными на приобретение новых автомобилей, большая часть которых, как мы знаем, завозится из-за рубежа или производится иностранцами на нашей территории.

Настала пора признать: во многих отраслях промышленности мы упустили историческое лидерство. Не научились самостоятельно делать качественные, пользующиеся спросом во всем мире автомобили. Да и дорог от одного конца страны до другого за сто лет не построили. Работа кипит, каждый год в стране появляются новые трассы и ремонтируются (с разным успехом) старые. На это уходят огромные средства. Но страна у нас с вами настолько большая, что заасфальтировать ее в требуемых масштабах пока не представляется возможным. В особенности если двигаться такими темпами, как это происходит сейчас.

Нет, я, конечно же, не утверждаю, что дорог не нужно строить вовсе. Денег вкладывается много, а надо — еще больше. Хорошо бы построить всюду скоростные дороги мирового качества. Но сколько времени и усилий потребует такая стройка? На этот вопрос уверенно не может ответить никто.

Но как же обеспечить развитие страны и то, что именуется социальной динамикой, если дорог у нас мало, а сами они плохи? Можно сложить руки. Или — поверить, что будущее может стать нашим! Может — и станет.

Я уверен: России не нужно пытаться догнать тех, кто уже ушел далеко вперед и продолжает ускоряться. Мы ведь всегда были сильны тем, что могли совершить неожиданный прорыв там, где этого прежде никто не пытался делать. Вот наш конек! Тем более что руководство страны призывает нас к инновационному мышлению. Что же, я готов поделиться своей идеей.

Формирование национальной дорожной инфраструктуры — а это дороги, мосты, тоннели, сети АЗС и многое другое, — национальный проект колоссальной стоимости. На решение этой задачи уйдут десятилетия. Пока же добраться из одной точки страны в другую — огромная проблема. Особенно если иметь в виду не более или менее развитую европейскую часть страны, а гигантские территории за Уралом. А ведь там живут люди. Нам стратегически важно обеспечить активное развитие этих регионов. Иначе…

Как в таких условиях организовать транспортное сообщение? Можно активно развивать традиционную авиацию, налаживая связь между крупными центрами. Но и это дорого. Аэропорты, взлетные полосы, диспетчеризация, ангары… Да и обычные лайнеры на региональных маршрутах окупаются слишком долго. Мало того, даже если инфраструктура гражданской авиации начнет динамично расширяться, у нас все равно останутся тысячи поселков, куда никогда не придут ни дороги, ни телефонный кабель.

Так что же: ездить или летать? Думаю, все-таки летать. Проект, который я и мои коллеги рассматриваем сегодня совершенно всерьез, можно назвать «Бездорожная Россия». Только не в отрицательном, а в позитивном смысле. Если уж не получается наладить транспортную коммуникацию по дорогам и средствами регулярной авиации, почему бы не решить проблему при помощи нового класса массовых летательных аппаратов?

Обычно, когда люди слышат словосочетание «летательный аппарат», всплывают стандартные образы: самолет или вертолет безумной стоимости, воздушный шар или какой-нибудь цеппелин. Наша же идея состоит в том, чтобы сделать полеты над землей столь же доступными и комфортными, как поездка на автомобиле там, где есть дороги. Только дороги для новых аппаратов будут не нужны.

К привычной плоскостной системе координат, где правят длина и ширина, нужно добавить третью — высоту. 3D-транспорт? А почему бы и нет? Появилось же трехмерное кино. А в эпоху проводной телефонии никто и предположить не мог, что вскоре у каждого в кармане будет лежать крошечная беспроводная трубка.

Об авторе

Владимир Пирожков родился в 1968 году в Кишиневе. Закончил Свердловский архитектурный институт, имеет степень бакалавра по специальности «Дизайн». В 1991 году проходил стажировку в швейцарской компании Colani Design Bern AG. В 1993 году, победив в конкурсе на стипендию в Art Center College of Design, Швейцария, получил степень бакалавра по специальности Transportation Design. В 1994–2000 годах работал дизайнером по интерьерам Citroёn во Франции, участвовал в создании интерьеров самых продаваемых моделей компании — C3, C4 Coupe, C5 и C6.

В 2000–2007 годах — старший дизайнер по интерьерам Toyota Europe Design Development. Работал над созданием моделей Yaris, Avensis, Auris и Corolla, руководил разработкой перспективных моделей, которые могут появиться на рынке в 2020–2025 годах.

С 2007 года — президент Центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса». Один из самых известных завершенных проектов компании — разработка элементов фирменного стиля и дизайна раскраски первого самолета Sukhoi SuperJet 100.

В последнее время автомобилями почти не интересуется. Главные проекты «Астра Росса» сегодня — участие в создании гражданского вертолета «Ка-62», а также рестайлинг интерьера космического корабля Союз-TMA в партнерстве с РКК «Энергия». В перспективе компания планирует начать работы по проектированию интерьеров новых орбитальных модулей, предназначенных для длительного пребывания в космосе и межпланетных перелетов.

Трехмерные модели решения транспортных проблем страны позволяют обойти очевидные ограничения. Траектория движения автомобиля из точки А в точку Б, как правило, представляет собой замысловатую кривую: нужно выехать на дорогу, сделать крюк, повернуть на перекрестке, проехать еще немного и опять повернуть… Так не пора ли научиться перемещаться оптимальным образом — то есть по прямой?

 Что для этого требуется? Создать массовые и доступные транспортные средства нового типа и систему, в рамках которой каждый человек, не ожидая разрешения на перемещение в «большом небе», мог бы взлетать и двигаться напрямик. Из пресловутой точки А в точку Б.

Сегодня во всем мире ежегодно выпускается около тысячи военных и столько же гражданских вертолетов, причем вся авиатехника такого рода до сих пор собирается так, как строили автомобили, пока Генри Форд не придумал конвейер. На стапелях соединяются планер и силовая установка, затем приходит пора всяческой начинки — систем управления, навигации… И лишь после этого наступает очередь монтажа деталей интерьера. Но есть и другой вариант: начать действительно массовое производство компактных (размером с «мини-вэн») летательных аппаратов по современным технологиям сборки автомобилей. То есть на конвейере, «тиражом» 20–50 тысяч в год. Такой объем, например, выпускает завод Toyota в Санкт-Петербурге.

На самом деле профессиональные авиаторы давно вынашивают идею вертолета с автомобильным двигателем. В нашем проекте это будет дизель мощностью примерно 500 л. с. — скоро его сертифицируют в Германии по всем европейским авиационным нормам. Преимущества дизеля очевидны. Он дешевле в производстве и легче бензинового мотора, а главное — экономичнее. Если в баки современных вертолетов вместо керосина можно было бы заливать солярку, дальность полета повысилась бы втрое–вчетверо. Не говоря уже о драматическом снижении расходов на топливо.

Да, создание такого аппарата займет лет 5-7. Работы впереди еще очень много. Равно как и технических проблем, которые предстоит решить. Пока у группы энтузиастов, вынашивающей этот проект, есть ответы на 70–80% вопросов. Остальные нужно будет прояснить с помощью специалистов. Например, совместно с Институтом стали и сплавов мы планируем работать над материалами и концепцией производства корпуса. Вероятнее всего, речь пойдет об универсальной платформе, на базе которой можно будет выпускать линейку моделей, «подвешивая» к ней разные модули и получая на выходе летающий «грузовик», «мини-вэн», «маршрутное такси» или «спорткар».

Главная задача — довести стоимость продукции до 70–100 тысяч долларов. Столько стоит сегодня большой внедорожник. Кто займется сборкой? Люди, которых сегодня в огромных количествах сокращают в российском автопроме. Кстати, не нужно думать, будто все они неумехи и «руки у них растут не из того места». Напротив, это очень неглупые люди. Просто качество сборки во многом зависит от правильной инженерной системы. Если она есть, все равно, какой продукт собирать — бульдозеры или часы.

Многие называют наш проект фантастикой. Но мы в компании «Астра Росса» считаем иначе! Главное — иметь четкое понимание цели: обеспечить страну с отсутствующей по мировым меркам дорожной сетью доступным летающим транспортом. Между прочим, в компании Камова (единственной в мире, выпускающей легко пилотируемые вертолеты с соосными винтами) смотрят на эту идею очень серьезно. Да и профессиональные мотористы подтверждают: дизель может летать! Да, на ограниченных высотах. Но ведь мы и не рвемся в стратосферу на сверхзвуке! Вполне достаточно скорости в 250–300 км/ч.

Естественно, появление в воздухе значительного количества таких аппаратов потребует решения вопросов безопасности. Нужны будут датчики, распознающие их на расстоянии и препятствующие столкновению. Нужно будет придумать упрощенную систему управления аппаратами, понадобятся массовые авиашколы. Но все эти проблемы решаемы. Зато такой проект, будучи осуществленным, сможет стать социальным «клеем» для Урала, Сибири и Дальнего Востока, которые покроются автономными базовыми станциями с посадочными площадками, топливными заправками, станциями помощи, горячими ватрушками, магазинами и прочим. Ведь развернуть такую инфраструктуру куда проще, чем строить дороги!

Наконец, массовые транспортные средства нового типа можно будет продавать в другие страны со столь же плохо развитой сетью дорог. А главное, это уже не догоняющая модернизация, а в чистом виде инновация. По крайней мере, мы уверены, что это так.

Что же касается дорог, то… их можно, нужно строить и дальше. Просто очень хочется, чтобы наша страна стала с транспортной точки зрения единым и комфортным пространством уже при жизни нынешнего поколения. От государства же потребуется лишь немного «зеленого света». Ведь небо у нас до сих пор закрыто…

Комментарии

1