Кто может лучше управлять больницей — профессиональный медицинский менеджер или получивший дополнительное образование врач? Этот вопрос особенно актуален после принятия в первом чтении законопроекта о реформе сети бюджетных организаций
Четырнадцатого апреля в Казанском образовательном центре высоких медицинских технологий был проведен первый учебный курс «Современный подход к управлению здравоохранением», разработанный московской школой управления « Сколково» и кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ).
Трехдневный курс для 20 человек — главврачей и руководителей департаментов здравоохранения Татарстана — включал три темы: инструменты принятия решений, управление изменениями и лидерство. К преподаванию этих, по сути, универсальных дисциплин, могут привлекаться любые подрядчики, отметил Арман Воскерчян, гендиректор «Джонсон & Джонсон» в России и СНГ, кандидат медицинских наук. «Что до специализированных тем, то здесь найти преподавателей очень сложно, а еще сложнее обеспечить достойное наполнение семинаров», — говорит он. Все, кто принял участие в первом курсе, пожелали в следующий раз больше узнать о навыках планирования и расходования финансовых ресурсов в стационаре и о принятии решений при введении новых медицинских технологий в практику стационара.
Главный или хороший
Вопрос подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения сегодня особенно актуален из-за принятого в первом чтении законопроекта о реформе сети бюджетных организаций. Его суть в том, что бюджетные учреждения со сметного финансирования будут переводиться на субсидии за выполняемый госзаказ, а значит, получать большую финансовую независимость и право заниматься коммерческой деятельностью.
Проблема в том, что традиционно руководителями больниц и завотделениями в России становились профессиональные врачи, не имевшие специальных знаний в области экономики и бизнес-планирования.
«Руководитель медицинского учреждения должен быть с дипломом врача, — считает министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов (закончил Казанский медицинский университет, работал медбратом, врачом-хирургом, заместителем главного врача республиканской клинической больницы). — Это позволит человеку на равных общаться с медработниками, пользоваться авторитетом в их среде».
«Кафедры, которые занимаются подготовкой медицинских менеджеров, есть уже практически во всех медицинских вузах», — рассказывает Эльвира Зимина, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ. По ее словам, на них обучаются студенты, аспиранты и практикующие врачи, которых назначили на должности главных врачей или их заместителей. «Последние обязаны за счет государства пройти первичную специализацию (3,5 месяца) по организации здравоохранения», — обращает внимание Зимина. На эти курсы, добавляет она, можно пойти учиться и не по госзаказу, а за собственные средства, но обязательным требованием является наличие медицинского образования.
Предприимчивые уходят
«Как показывают исследования, в большинстве госорганизаций только 40% талантливых людей используются на полную катушку», — отметил Пьер Касс, профессор по лидерству Московской школы управления «Сколково». Врачи и хотели бы использовать свой потенциал по полной, но есть как минимум две причины, которые им мешают. «Во-первых, они очень загружены работой, у них просто нет времени осознать, что им нужно, — говорит Касс. — Во-вторых, система оплаты труда нередко строится на том, что чем больше пациентов ты примешь, тем больше заработаешь. Или врач жертвует деньгами ради собственного развития».
Опрошенные «Ведомостями» руководители различных клиник и эксперты единодушно отмечают, что мотивировать медицинский персонал сложно — денег в больницах мало. «Речь даже не о бонусах, а о достойной зарплате», — говорит Михаил Масчан, заведующий отделением общей гематологии Российской детской клинической больницы. Как результат — наиболее предприимчивые и мобильные уходят из медицины в крупные фармацевтические компании. И выпускники вузов тоже рассматривают фармкомпании как наиболее для себя перспективные. По словам Раисы Мысловской, руководителя отдела подбора персонала «Аптечной сети 36,6», молодые специалисты с медицинским образованием (а иногда врачи, обучающиеся в ординатуре) приходят к ним на позиции консультантов. «Часто это люди без практического опыта, желающие строить карьеру и влиять на уровень собственного дохода», — пояснила она.
«Нужно создать конкурентную среду, ведь ни для кого не секрет, что во многих городах есть одна крупная больница и все врачи стремятся в ней работать», — говорит Фаррахов. Он напомнил, что некоторые регионы начали переходить на отраслевую систему оплаты труда вместо единой тарифной сетки. При таком подходе у руководителей больше возможностей поощрить сотрудников, считает он.
«Лично я прописал в документах, что не могу получать зарплату больше чем на 20% максимального заработка своего специалиста, поэтому упираюсь, чтобы он мог зарабатывать нормально», — рассказал главный врач санатория «Дюны» в Петербурге Сергей Спицын.
Контракты нужны клиенту
Сергей Спицын, главный врач санатория «Дюны»
«Нынешние медицинские менеджеры практически не заинтересованы в реформах. Нужно сменить либо много руководителей, либо условия контрактов – в них должно быть четко определено финансирование и ожидаемые результаты, большие права и такая же ответственность. Только тогда в медицине появится элемент бизнеса – она повернется к клиенту, люди захотят учиться, самообразовываться и искать новые подходы к работе»
Начать дискуссию