Автоматизация учета

Как решить задачи, для которых нет решения?

Сегодня, когда компьютер стал повседневной необходимостью, почти во всех средних и, тем более, крупных компаниях тратятся немалые деньги на цели, которые по своему существу можно объединить в раздел «информационные технологии».

Сегодня, когда компьютер стал повседневной необходимостью, почти во всех средних и, тем более, крупных компаниях тратятся немалые деньги на цели, которые по своему существу можно объединить в раздел «информационные технологии».  

Любые процессы, связанные с автоматической обработкой информации, ее формированием и передачей, да и вообще – любые процессы, призванные упростить и автоматизировать человеческий труд, можно смело отнести в этот раздел. А какая компания сегодня не хочет автоматизировать свои бизнес-процессы? Разве что организация художников, чьи работы исключительны и не могут быть поставлены на поток. Хотя, даже художники были бы рады, если бы им приходилось вручную только рисовать, а расчеты бухгалтерии, производственных трат и иных процессов взяла бы на себя информационная система.

На рынке информационных услуг по большому счету есть два предложения: готовое программное решение и решение под заказ. Первое – наиболее распространено на рынке и очень востребовано при автоматизации типичных бизнес-процессов. Второе - непременно дороже, сложнее и занимает больше времени, но это не делает его менее нужным. Одна из причин, из-за которой отечественные предприниматели вынуждены обращаться к разработчикам программного обеспечения на заказ – это отсутствие на российском рынке качественных «коробочных» решений. В этом виноват сравнительно небольшой срок существования, как российского рынка IT-услуг,  так и свободного рынка в целом, которого, по большому счету, нет и по сей день. Западные готовые продукты в большинстве случаев «непереводимы» на российскую действительность в силу различий нормативно-правовой базы и самих бизнес-процессов, как таковых. Другая причина, из-за которой желающие оптимизировать свою бизнес-деятельность вынуждены идти к разработчикам заказного ПО – это отсутствие готовых программных решений в принципе: многие бизнес-задачи достаточно уникальны, чтобы решать их с использованием каких-либо готовых тиражируемых решений.

Если говорить о безусловных плюсах «коробки», то это довольно низкая цена (в сравнении с разработкой индивидуального ПО) и возможность знать наперед какой-то определенный результат использования. Вот только результат этот в большинстве случаев не до конца способен удовлетворить клиента. «Тут бы доработать чуть-чуть, это бы убрать, а это добавить и, - то, что надо!» - спешно объясняет бизнесмен, который не знает, что, зачастую, внести изменения в готовый продукт - не проще, чем создать решение с нуля, а иногда и вовсе невозможно.

Внесение в программу поправок, не предусмотренных создателями самой программы, влечет за собой массу дополнительных проблем. Во-первых: программные коды большинства продуктов закрыты для сторонних разработчиков, а если и не закрыты, то слишком сложно разобраться в них «с ходу» и внести правильные, работающие и, главное, не нарушающие корректной работы исходной программы, изменения (представьте себе, что от писателя требуется внести в третий том «Война и мир» дополнительные десять страниц. Удалось бы ему это сделать и ничего не испортить, да еще и улучшить, не прочитав при этом все четыре тома и не разобравшись в сути произведения? Да, и если бы он их прочел, все равно: вряд ли бы у него что-то получилось, ведь у каждого писателя свой взгляд и язык, которые сложно повторить). Во-вторых: внесение любых частичных изменений требует нового тестирования всего продукта, – а это опять много времени и новые финансовые затраты.

Кроме всего прочего, встают вопросы прав, гарантий и лицензирования. В общем: вносить изменения в готовую программную систему (если это не маленькое приложение) должны ее создатели, но они, как мы уже разобрались, заняты созданием  тиражируемых продуктов и не будут тратить свое время на отладку, доработку программы под конкретного пользователя. И вот, когда «коробочными» вариантами все-таки не удается залатать все дыры в бизнес-процессах, предприниматель, наконец-то, решается заказать уникальное программное решение «под себя» и с этим приходит к разработчику заказных решений. В большинстве случаев задачи нестандартны, зачастую заказчик сам до конца не может сформулировать, что все-таки ему надо от будущей системы, и как это должно работать.  И, хорошо еще, если запоздалое «просветление» наступает до того, как много сил уже потрачено и ничего не изменить. Так что конкретных прайсов на разработку заказного ПО не существует как таковых, и, все возможные «хочу», «надо», «может быть» и «не знаю» со стороны заказчика, сложенные вместе с различными взглядами самих разработчиков на предполагаемые решения, и умноженные на многочисленные «нюансы», так и оставляют цену вопроса «приблизительной».

Если все-таки оценивается стоимость и сроки работ то, как это формируется, что туда входит, что получается на выходе и как вообще вести себя в отношении компании-разработчика?
В первую очередь, когда вы обращаетесь к разработчикам индивидуального ПО, они просят вас составить  как можно более подробный и понятный список ваших требований к будущей системе. Насколько хорошо вам это удалось объяснить, а еще лучше – детально изложить на бумаге в лаконичной и последовательной форме, и влияет в большей степени на точность предварительной оценки стоимости и сроков реализации вашего проекта. Все ваши «либо-либо» в отношении требуемой функциональности будущей системы расширят границы приблизительной оценочной стоимости. О том, как и от чего, зависит адекватное формирование предмета договора, его стоимость и сроки мы спросили у Артема Неткачева, менеджера проектов компании ФронтСофт, давно занимающейся разработкой ПО на заказ:

«Как правило, после первого оценочного акта мы предлагаем клиенту встретиться и детальнее обсудить проект, если клиента, конечно же, устраивает предварительная цена, а точнее – ее порядок, ведь точную цену на первом этапе вам никто не сможет назвать. Уже в ходе непосредственной беседы или переписки, мы пытаемся проанализировать и переформулировать все клиентские «хочу так и сяк» на язык, понятный и заказчику и техническим специалистам. Это необходимо для анализа и создания юридического соглашения, в котором будет прописано: Что, Сколько и Когда».

По словам Артема, в большинстве случаев все зависит от профессионализма самого сотрудника, отвечающего за согласование проекта с заказчиком:
«Хороший менеджер по работе с клиентами в продажах IT-продуктов должен разбираться в технической области предлагаемых его компанией услуг и ориентироваться во всей области IT-индустрии, чтобы уже на первых встречах с клиентом предложить ему какие-то конкретные подходы к решению бизнес-задач и сразу отмести неподходящие варианты. Знание менеджером специфики технической реализации позволит избежать ненужной работы в заведомо неправильном направлении и сильно сэкономит время».

Лучше уточнять у представителя компании-разработчика все неясные вам моменты в предложении сразу, как юридические, так и технические. «Хорошим тоном» будет обратиться не в одну, а в две-три компании разработчиков ПО на заказ и непременно сообщить их представителям, что проводится своеобразный тендер (даже если это не так), - это сразу заставит компании задуматься над конкурентоспособностью их предложения и создать со своей стороны максимально выгодные в отношении клиента условия. Лучше всего при обсуждении бизнес-требований с разработчиками предоставить им возможность взглянуть самим на ваш бизнес «изнутри», дать им возможность посидеть на рабочем месте, попробовать выполнить требуемые от оператора этого рабочего места задачи, чтобы подрядчики «на себе» смогли оценить проблемы вашего дела. Если у вас применяются какие-то секретные, дорогие технологии, в которые неминуемо придется посвятить разработчика вашей системы, и вы хотите  обеспечить полную конфиденциальность, - стоит внести со своей стороны соответствующие условия в договор.

По словам Артема Неткачева, в стандартной форме договора профессиональных компаний-разработчиков такой пункт уже присутствует или же может быть оформлен в виде отдельного соглашения еще до подписания договора. Да и хорошая, добросовестная компания, если она таковая, не станет рисковать своей репутацией за возможность немного подзаработать. Так или иначе, со временем у вас могут появиться новые бизнес-процессы и задачи, а это в свою очередь потребует модернизации разработанной системы, так что ваш подрядчик заинтересован в дальнейшем сотрудничестве, опять же, если это не сомнительная компания-однодневка. И тут встает вопрос: а как определить, что это не компания-однодневка? Проще всего посмотреть данные о фирме в интернете: заглянуть в единый налоговый реестр (это бесплатно и доступно любому пользователю сети) и узнать год образования компании, зайти на интернет-страницу предполагаемого подрядчика. Хотя, сразу стоит отметить: судить о компаниях-разработчиках, их порядочности и качестве предоставляемых услуг по разделам на их сайте «наши клиенты»  - довольно сомнительное дело.

Они могли просто перепродать готовый лицензионный продукт какой-нибудь дочерней компании, но вывесить на свой сайт в раздел «партнеров» логотип основной фирмы крупного холдинга, которая известна всем, вроде той, что является главным поставщиком российского природного газа (видимо, такие компании-разработчики также убеждены, что «мечты сбываются»). Кроме этого, вы вряд ли сможете проверить качество и факт самой сделки потому, что любое такое сотрудничество, как правило, заносится под гриф «коммерческая тайна» и компания-разработчик, если она опять же: хорошая и добросовестная, не позволит себе опубликовать каких-то важных конструктивных данных о сделке, если таковая вообще была. Поэтому судить о качестве потенциального подрядчика лучше исходя из качества составленного ими предложения и договора.

Чем оно профессиональнее и детальнее (с приведенными конкретными методами решения ваших требований), и главное – понятнее вам, тем выше показатель квалификации компании-разработчика и тем лучше вы защищены юридически.
Общие затраты на создание информационной системы, как правило, будут включать следующие пункты:

  • стоимость оборудования (рабочие станции, сервера, сетевая инфраструктура и т.д.);
  • стоимость лицензионных программных продуктов (используемых в составе разрабатываемого решения, например, операционные системы);
  • стоимость непосредственной работы по разработке индивидуального решения (сюда же зачастую включают работу по разработке технического задания, тестирование и опытную эксплуатацию);
  • стоимость дополнительных сервисов (на выбор клиента).

Сметы на первые два пункта будут не сильно разниться в решениях, предлагаемых различными компаниями-разработчиками (если, конечно же, решения не кардинально отличаются своими технологиями): все оборудование и лицензионные программы продаются в свободном доступе, и цены на них легко сравнить. Зачастую, в те услуги, что предоставляют клиенту компании-разработчики входят только третий и четвертый пункты – те места, где имеет смысл сравнивать и анализировать. В большинстве случаев цена непосредственной работы и сроки зависят от:

  • трудоемкости проекта заказчика;
  • специфичности проекта для специалистов компании;
  • необходимых сроков реализации;
  • условий гарантийных обязательств и условий дальнейшего технического сопровождения проекта;
  • эффективности производственного процесса;

Иногда, если компания-заказчик является крупной общеизвестной фирмой, разработчики могут позволить себе немного завысить стоимость своих услуг. Если же стоимость наоборот – кажется вам довольно низкой в сравнении с аналогичными предложениями, то стоит задуматься о качестве предлагаемых услуг и быть готовым к тому, что, скорее всего, цена и сроки возрастут в процессе непосредственной разработки.

По своей ценовой и качественной политике все компании, занимающиеся разработкой ПО на заказ, довольно многогранны и их сложно разнести по каким-то строгим категориям. Но грубо можно вынести три группы:

  • «Любители» - как правило, занимаются разработкой ПО на заказ недавно, отличаются дешевыми ценами на свои услуги и отсутствием  квалификации, необходимой для реализации крупных проектов. Занимаются в основном доработкой существующих коробочных вариантов и не способны реализовывать заказы, требующие сложного юридического договора и серьезной материальной ответственности.  Их легко узнать по ярким сайтам с кричащими заголовками и отсутствием партнерских соглашений с крупными производителями программного обеспечения.  «Слабый» сервис сопровождения клиентов.
  • «Профессионалы» - обладают достаточным профильным опытом, их система сопровождения клиентов хорошо построена и нацелена на дальнейшее взаимодействие с заказчиком. Качественно составленные  юридические соглашения в полной мере отображают все аспекты будущего сотрудничества компании-разработчика и компании-заказчика, что предупреждает образование каких-либо неурядиц и непонимания в ходе всего взаимодействия. Цена за такие услуги – соответствующая и, зачастую, выше средних по рынку.
  • «Гиганты» - им присущи все те качества и признаки «профессионалов», только в отличие от последних, это крупные компании, нередко с представительской сетью по всей стране и за рубежом и работают они, соответственно, только с крупными заказами. Отличаются возможностью реализовывать особо крупные проекты и своим брендом, за который выставляется соответствующая цена.

«Некоторые компании, в большинстве случаев – крупные, любят обращаться к «большим разработчикам» с именитым брендом. Это связано с их желанием через разработку информационной системы повысить свою рыночную стоимость и престиж. Ведь потраченные на программное решение деньги проходят в бухгалтерии, как «нематериальный актив», да и перед акционерами всегда приятно похвастаться «уровнем» своих партнеров. В моей компании мы не берем денег за бренд, пока что – (смеется, ред.), но все равно: мы не можем предложить самые низкие цены, так как основные затраты в нашем бизнесе приходятся на профессиональные кадры. В сфере IT невозможно обеспечить должное качество продукта, экономя на профессионалах.

Мы занимаемся разработкой и внедрением  высокоинтеллектуальных систем, а не предоставляем какие-нибудь примитивные услуги, как, например: очистка улиц от мусора. Любая ошибка в нашей работе может обойтись клиенту в огромные денежные и временные потери…», - Артем Неткачев.

Как видно из статьи, и известно многим из жизненного опыта: любой продукт на заказ обойдется куда большими временными, финансовыми и иными вложениями, нежели приобретение готового. Но, дело в том, что информационная система – это не просто костюм, купив который в магазине «для всех», вы рискуете лишь личным дискомфортом ввиду невозможности его полного соответствия вашей фигуре. Неполное соответствие бизнес-задачам компании информационной системы, так или иначе, грозит дискомфортом для всей компании, сказывается на ее работоспособности, конкурентных качествах и, в конечном итоге, - на ее общем благополучии.

Начать дискуссию