Ведение бизнеса

Курс на биржу

В ответ на вопрос о том, зачем компания, по всем признакам не имеющая финансовых проблем, готовится к первичному размещению акций на фондовой бирже, один из основателей и исполнительный директор «Русских Навигационных Технологий» (РНТ) Иван Нечаев отвечает с улыбкой: «Как минимум затем, что IPO может стать еще одной красивой вехой в развитии компании. Ведь проект с самого начала развивался по классической венчурной схеме».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ — БИЗНЕС-АНГЕЛ — ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ — IPO. МАРШРУТ, КОТОРЫЙ ПРОКЛАДЫВАЮТ «РУССКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», БУДТО СПИСАН С УЧЕБНИКОВ ПО ИНВЕСТИРОВАНИЮ. ДА И САМА КОМПАНИЯ — УДАЧНЫЙ ПРИМЕР ТОГО, КАК ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ РОСТКИ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ».

В ответ на вопрос о том, зачем компания, по всем признакам не имеющая финансовых проблем, готовится к первичному размещению акций на фондовой бирже, один из основателей и исполнительный директор «Русских Навигационных Технологий» (РНТ) Иван Нечаев отвечает с улыбкой: «Как минимум затем, что IPO может стать еще одной красивой вехой в развитии компании. Ведь проект с самого начала развивался по классической венчурной схеме».

Начиналось все десять лет назад, когда в структуре проектной компании Ruslan Communucations появилось направление телеметрии. И хотя в штате нового отдела поначалу работало лишь три специалиста, разработки, пусть и не сразу, начали пользоваться у заказчиков спросом. Но главное, все прогнозы свидетельствовали: в связи с развитием технологий телеметрии и передачи данных по сетям GSM в ближайшем будущем существенно возрастет интерес к спутниковой навигации. Именно эти перспективы и заставили в 2005 году владельца компании Ruslan Communucations Бориса Сатовского выступить в роли бизнес-ангела, преобразовав отдел в самостоятельную компанию и инвестировав в нее личные средства.

Пойдешь направо…

По просьбе корреспондента «Бизнес-журнала» Иван Нечаев демонстрирует продукцию компании — GPS/ГЛОНАСС-терминалы. Несмотря на скромный внешний вид, эти «коробочки» даже в базовой комплектации позволяют снизить расходы предприятий на эксплуатацию транспорта до 30%.

Внутри, помимо приемника спутниковых сигналов, находится микропроцессор, обрабатывающий информацию о положении автомобиля на местности, а также данные, которые поступают c различных датчиков, следящих за состоянием узлов и агрегатов транспортного средства. Полученные и обработанные данные передаются по каналам сотовой связи в диспетчерский центр. А значит, кроме возможности в любой момент времени выяснить, где именно находится машина, можно проанализировать и такие базовые параметры, как ее маршрут, расход топлива, и целый спектр дополнительных — например, количество подъемов кузова самосвала или силу ускорения и торможения, определяющие стиль вождения водителя.

Таков, в самых общих чертах, принцип действия главного продукта РНТ — системы спутникового мониторинга «АвтоТрекер», которой пользуются крупнейшие российские ритейлеры, логистические компании и гиганты сырьевой экономики. И хотя, по словам Нечаева, наличие на борту модуля ГЛОНАСС — это опция (компания поставляет свое оборудование и без него — только с GPS), технологическая экспертиза в этом направлении — одно из ключевых конкурентных преимуществ РНТ, а использование возможностей российской навигационной системы — один из главных драйверов развития данного рынка. И преимущество это быстро оценили инвесторы. Особенно после того, как в 2008 году председатель правительства Владимир Путин подписал указ об обязательном оснащении государственного транспорта модулями ГЛОНАСС. В роли инвестора выступил «ВТБ — Фонд венчурный», сформированный при участии Российской венчурной компании и вложивший в проект 170 миллионов рублей — в обмен на долю в компании.

«Мы не бегали по рынку и не искали заемных средств, — вспоминает Нечаев. — Деньги у нас были. Однако для того, чтобы развиваться впереди рынка, нам могли понадобиться куда большие финансовые ресурсы. Случилось так, что мы познакомились с Андреем Морозовым, в ту пору управляющим директором фонда. Инвесторы сделали нам предложение, которое нас устроило».

Поспеть за рынком и правда было непросто. Ведь буквально за пять лет в целевом для РНТ сегменте произошли коренные метаморфозы.

В РОЛИ ИНВЕСТОРА ВЫСТУПИЛ «ВТБ — ФОНД ВЕНЧУРНЫЙ», СФОРМИРОВАННЫЙ ПРИ УЧАСТИИ РВК И ВЛОЖИВШИЙ В ПРОЕКТ 170 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ — В ОБМЕН НА ДОЛЮ В КОМПАНИИ

«Вначале это был рынок новаторов, — говорит Иван Нечаев. — Устройства для работы с GPS еще не появились, но всем было интересно, как это может работать. Потом наступила эра «железа»: производители горячо спорили, у кого лучше оборудование. Следом пришла пора связи программного обеспечения и навигационного «железа». Но все равно это был рынок программистов, а не людей, способных говорить на понятном для бизнеса языке. И лишь затем появился рынок услуг, учитывающих интересы реальных потребителей. В итоге сегодня уже никто не интересуется, какое именно аппаратное или программное обеспечение предлагают поставщики решений. Куда важнее результат. Отдача, которая может быть достигнута в результате внедрения систем трекинга подвижных объектов».

Дополнительные инвестиции необходимы были как раз для того, чтобы «не опоздать на поезд». И именно поэтому львиная доля привлеченных средств пошла на новые исследования и разработки. В результате если прежде РНТ покупали у сторонних производителей датчики и другие устройства, используемые системой «АвтоТрекер», то сегодня компания уже разрабатывает и производит такое оборудование своими силами.

Судя по финансовым показателям, инвестиции «пришлись впору». За 2009 год компания заработала 209,5 млн рублей, что превысило показатели предыдущего года на 169,3%. Очевидно, что такие результаты с оптимизмом были восприняты не только руководством компании, но и инвесторами.

Кстати, по словам исполнительного директора «Русских Навигационных Технологий», представители венчурного фонда избрали весьма комфортную для проинвестированного проекта политику. «Они, с одной стороны, не вмешиваются в операционную деятельность, — говорит Нечаев, — что было бы большой проблемой для компании, которая быстро растет. С другой же стороны, они привнесли в нашу работу необходимый организационный элемент. Само наличие совета директоров, на котором присутствуют представители сформированного ВТБ и РВК фонда, очень структурирует мышление внутри компании».

Сегодня в РНТ собираются поставить следующую «GPS-метку» на своем пути. И снова — инвестиционную.

Проложенный маршрут

В апреле 2010 года стало известно, что компания РНТ собирается провести первичное размещение на ММВБ, реализовав в ходе IPO до 20% акций. В компании не озвучивают объем средств, которые планируется привлечь на бирже. Но по экспертным оценкам, динамично развивающееся предприятие может получить сумму, сопоставимую с годичной выручкой — не менее 200 млн рублей.

Привлечь подобные суммы компания вполне могла и иными способами. Однако руководители РНТ стремятся именно к первичному размещению на бирже. И для этого у них есть сразу несколько причин.

— Нам удобно быть публичной компанией, — объясняет Иван Нечаев. — Прежде всего потому, что уверены: то, чем мы занимаемся, является стратегически важным для нашего государства делом. Говорю это без ложной скромности. В этом смысле быть публичной компанией — это, разумеется, высокая ответственность. Но с другой стороны — еще и помощь. Ведь так мы становимся еще более прозрачными для наших клиентов. Впрочем, и само по себе привлечение средств — тоже немаловажная задача. Ведь мы собираемся расти дальше и хотим делать это быстрее других.

Что делать с деньгами, которые будут привлечены в результате IPO, в «Русских Навигационных Технологиях» уже знают. Задача-максимум — удержать существующую долю рынка. Сегодня компания контролирует, по оценкам, около 25%. Однако следует понимать, что четверть рынка сегодня и четверть рынка завтра — принципиально разные показатели. Ведь, по самым скромным оценкам, сегодня системами трекинга, позволяющими отслеживать перемещение транспортных средств, в России оборудовано лишь 3–5% всех грузовых автомобилей.

Ожидается, что в ближайшее время системы спутникового мониторинга начнут пользоваться массовым спросом у небольших и средних компаний (а это примерно четверть всех потенциальных потребителей систем трекинга) и у государственных предприятий, которые также могут обеспечить около 25% сбыта подобных решений. «Сегмент крупных предприятий нам уже понятен, — утверждает Иван. — У нас имеется ряд конкурентных преимуществ в этой нише. Мы понимаем, как общаться с такими заказчиками. Однако имеются еще как минимум две ниши, в которые мы можем выйти. Предприятиям малого и среднего бизнеса на текущий момент никто не предлагает адекватных средств контроля автопарка. То, что разработано для крупного бизнеса, небольшим компаниям не годится. И дело не столько в стоимости. В малом и среднем бизнесе решения, созданные с прицелом на крупные компании, дороги не только с точки зрения цены закупки, но прежде всего — в эксплуатации. Нужно тратить значительные средства, чтобы оперировать системой. Настала пора предложить заказчикам из сегмента СМБ решения, спроектированные «по росту», не вызывающие дискомфорта. Это один из целевых сегментов для нас».

В РНТ полагают, что оптимальным способом продвижения услуг мониторинга транспортных средств для малых и средних компаний может стать операторская модель, в рамках которой все необходимые услуги будут в «упакованном» виде предоставляться по подписке. В таком случае за определенную абонентскую плату клиент сможет получать доступ к уже готовым, кастомизированным отчетам, позволяющим не только вести учет, но и оптимизировать эксплуатацию транспорта. А главное, не нужно приобретать оборудование и программное обеспечение: их можно взять в аренду у поставщика сервиса.

Идея, явно выдержанная в духе передовых тенденций. Однако подобный подход означает для «Русских Навигационных Технологий» развитие розничной модели продвижения. А это потребует не только значительных финансовых вливаний, но и перестройки самого бизнеса. Решить эти задачи и должен помочь очередной поток инвестиций. На этот раз — привлеченных уже на фондовом рынке.

— Для выхода в розничный, по сути, сегмент нам потребуется сильная маркетинговая поддержка, — признается Иван Нечаев. — Плюс — значительные вложения во «внешний вид» решения. Только на подготовку запуска услуги у нас ушло больше года. Очевидно, что и рентабельность бизнеса, построенного на подписке, совсем другая. Вот почему требуется серьезная реструктуризация компании: нужно многое изменить, чтобы «переварить» даже не первую тысячу, а первые 10 тысяч клиентов.

Другой сегмент рынка систем мониторинга транспорта, на который нацелились в РНТ, — госпредприятия. В чем же специфика этого направления? При работе с предприятиями госсектора подписанию контракта, как правило, предшествует длительная процедура тестирования. Сначала работающее решение нужно предоставить «на пробу», и лишь затем заказчик определяется окончательно. Не стоит сбрасывать со счетов и обязательные конкурсные процедуры. Пусть даже, по словам Ивана Нечаева, в большинстве компаний тестовый период заканчивается подписанием контракта, поскольку достигаемая экономия видна сразу.

«За три–четыре месяца система окупается, — утверждает Нечаев. — Судите сами. Например, каждый месяц расходы на ГСМ на один автомобиль составляют в среднем около 70 тысяч рублей. 20% от этой суммы — 14 тысяч. Это и есть экономия, которой можно добиться благодаря использованию системы «АвтоТрекер». При этом стоимость внедрения не превышает 20 тысяч рублей на машину».

Как бы то ни было, специфика работы с госпредприятиями дает о себе знать. Сотрудничать с коммерческими структурами на порядок проще, признается Нечаев. Ведь разговаривать с ними приходится на одном языке — языке бизнеса, который еще далеко не всегда воспринимают чиновники. Да и не все руководители казенных предприятий понимают, зачем нужны эти диковинные GPS/ГЛОНАСС-приемники в принципе. «Приходится объяснять, — говорит Нечаев. — Зато мы, по сути, сами и формируем рынок».

В том, что госструктуры проявят в ближайшее время повышенный интерес к продукции компании, Нечаев не сомневается. Руководство страны недвусмысленно дало понять, что ГЛОНАССу — быть. Кроме того, наличие приемника, способного работать сразу с двумя системами спутникового позиционирования, — это еще и весомый аргумент для экспорта отечественных технологий за рубеж.

В числе приоритетных задач, намеченных руководством РНТ, значится и выход на зарубежные рынки — в первую очередь Азии и Латинской Америки. Почему именно туда? «Мы стараемся начинать с тех секторов, которые сами хорошо понимаем, — объясняет Иван Нечаев. — В том числе общаемся с крупными компаниями, использующими мощный автопарк, скажем, при добыче полезных ископаемых. В тех регионах, которые мы для себя определили в качестве первоочередных, такие компании представлены в избытке».

Разумеется, на новых рынках российской компании неминуемо придется столкнуться с конкурентами. Однако у руководителей «Русских Навигационных Технологий» есть уверенность в том, что из этих баталий компания выйдет победителем.

— Во-первых, мы предлагаем систему мониторинга как законченное решение — «под ключ», — говорит Нечаев. — А во-вторых, готовы интегрировать нашу систему в уже существующие у клиента решения. Между тем некоторые западные поставщики действуют иначе: сначала предлагают установить дорогую ERP/CRM-систему, а уже потом, в качестве «довеска», — систему спутникового мониторинга.

С точки зрения инвестиционного цикла РНТ уже находится в стадии зрелого, сформировавшегося бизнеса. Однако есть все основания утверждать: именно благодаря привлечению средств и опыта инвесторов в сочетании с технологическим потенциалом компания смогла совершить столь бурный прорыв всего за несколько лет.

Начать дискуссию