АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ С МЛАДЫХ НОГТЕЙ УЧИТ ГРАЖДАН НЕСТИ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ И ОБУЧАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ПО КНИЖКАМ, НО И ЭМПИРИЧЕСКИМ ПУТЕМ, НА СВОИХ ОШИБКАХ. У НАС ЖЕ ПОКА ВСЕ ИНАЧЕ.
Образования в России я толком не получила. В багаже осталась математическая школа при МИФИ и неоконченное высшее в Институте управления. Или, по−современному, в Государственном университете управления, который я после третьего курса вынуждена была оставить в связи с переездом во Вьетнам. Не могу сказать, что о чем−то жалею. Знания, полученные в те годы, мне не пригодились. Разве что я научилась получать пятерки на экзаменах, ничего не зная, и неплохо блефовать.
Восполнить брешь в своем образовании я решила несколько лет назад. С диким трудом наш HR−директор договорилась о моем поступлении на Executive MBA в Высшую школу экономики, куда меня не хотели брать по причине отсутствия высшего образования. В результате я оказалась в подмосковной гостинице Holiday Inn на Дмитровском шоссе, где за 900 евро в день один известный консультант и финансовых дел мастер пытался обучить наш курс вести fashion−бизнес. Долго я на этой программе не задержалась, так как уже не было сил слушать этот дилетантский треп. Но самое горькое, что остальные сто участников не только напрасно потратили свое время и деньги, но и получили явный вред.
Через три года я уже отправилась в Милан — в престижный Instituto Marangoni. Могу честно признаться, что это был уникальный опыт. Здесь участников программы заставляли все делать своими руками, чтобы они могли методом проб и ошибок научиться создавать одежду.
Другую интересную историю рассказал мне владелец одного из московских торговых центров, который пару лет назад вывез семью на ПМЖ в США. Отучившись год в американской школе, его четырнадцатилетняя дочь должна была на три дня поехать с классом в экологический лагерь, где нужно было разрезать медуз, чтобы на своем опыте убедиться, как изменение экологической обстановки влияет на внутренности этого существа. Вещи собрали заранее и вечером положили рюкзак в машину. То ли фары забыли выключить, то ли еще что−то случилось, но утром аккумулятор разрядился, и машину завести не удалось.
Повод уважительный, конец учебного года, да и экологический лагерь — не такое уж важное дело. Девочка осталась дома, и об этой истории все сразу забыли. А первого сентября в школе разгорелся скандал. Дело передали в школьный суд, который приговорил четырнадцатилетнего подростка к 30 часам общественных работ. На выбор: подметать улицы или ухаживать за лежачими больными. Из−за каких−то медуз. Мама билась в истерике, сердобольный папа пытался договориться с безработными, чтобы те отработали положенные часы за его чадо и продали справку. Но тут в дело вмешалась сама девочка и решительно заявила, что ей нравятся и школа, и учителя, и одноклассники. Что она ценит отношения, которые между ними сложились, а потому пойдет и отработает положенные часы. Как видим, американская система образования с младых ногтей учит граждан нести полную ответственность за свои поступки и получать знания не только по книжкам, но и эмпирическим путем, учась на своих ошибках. И такая система образования у них работает не только в школе, но и в вузах. И это прекрасная система.
Я до сих пор не могу понять, как можно выстраивать бизнес−образование на одной теории. Невозможно ничему научиться, пока ты сам, на своей шкуре не прочувствуешь, что такое взлеты и падения. Не секрет, что сейчас диплом об окончании российских программ MBA не является важным конкурентным преимуществом при приеме на работу, потому что выстроено все на западных кейсах и теории, которые часто совершенно несовместимы с российской реальностью. Бизнес — прикладная наука. Его нельзя выстроить, будучи теоретиком.
Вот почему я хочу дать своим детям образование за рубежом. Хочу, чтобы они научились действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.
А пока мы вынуждены брать на работу в компанию вчерашних студентов престижных вузов, далеких от реальности, и платить им зарплату за то, чтобы они у нас продолжили свое образование. Точнее — его практическую часть.
Начать дискуссию