Карьера бухгалтера

Женщина и MBA

Бизнес-школа помогает реализовать себя и воплотить в жизнь профессиональные мечты всем – будь то опытный управленец или вчерашний выпускник, уже обзаведшийся семьей человек или холостяк, мужчина или женщина…

Бизнес-школа помогает реализовать себя и воплотить в жизнь профессиональные мечты всем – будь то опытный управленец или вчерашний выпускник, уже обзаведшийся семьей человек или холостяк, мужчина или женщина…

Расхожее мнение о том, что успешным управленцем может стать только мужчина, в наше время не выдерживает никакой критики. С каждым годом все больше женщин, желающих реализовать себя на управленческой ниве, становятся студентками MBA программ.

Бизнес-школы поощряют желание женщин учиться на программах MBA, создавая специальные программы и учреждая женские стипендии. Причины такой заботы о потенциальных студентках кроются в следующем: во-первых, бизнес-школы хотят дать женщинам необходимые управленческие знания, чтобы те нашли применение своим навыкам в бизнес среде и продвигались по карьерной лестнице в правильном направлении.

Во-вторых, школы хотят сломать устоявшийся стереотип о том, что женщинам нет места на руководящих управленческих должностях. Это укоренившееся мнение о несостоятельности женского лидерства вредит не только женщинам, чья самооценка стремительно падает, но и организациям, не желающим брать представительниц слабого пола на должности топ-менеджеров. Женщин недооценивают и, как следствие, принимают на работу мужчин, чьи способности порой гораздо скромнее.

В итоге проигрывают как отдельные фирмы, чьи дела могли бы идти лучше под женским началом, так и бизнес в целом.

Бизнес-школы, видя в перспективе мирового бизнеса успешных женщин-топ-менеджеров, желают заполучить представительниц прекрасного пола в ряды своих студентов, и многим это удается.

Например, в New York University Stern School of Business студентки составляют почти 40% от общего количества обучающихся, а вот Simmons School of Management в Бостоне вообще полностью посвящена женскому образованию, мужчинам там места нет.

Чтобы привлечь представительниц прекрасного пола, школы учреждают специальные стипендии или превращают уже существующие в доступные для всех аппликантов. Гранты на обучение женщинам предлагают и различные женские бизнес организации. В Соединенных Штатах Америки наибольшую поддержку женщинам оказывают Business Professional Women (BPW Foundation), С200 (Объединение самых успешных бизнесвумен Америки), American Business Women’s Association (ABWA), и American Association of University Women Education Foundation.

Выбирая бизнес-школу, женщины в первую очередь обращают внимание не только на структуру процесса обучения, но и на атмосферу в кампусе. Разговаривая со студентами и с представителями администрации, женщины делают вывод, насколько их будут поддерживать в этой бизнес-школе и уместно ли они будут себя чувствовать среди однокурсников в свободное от учебы время. Чтобы создать приятную атмосферу, школы организуют разнообразные тематические сообщества и конференции.

Так, в INSEAD существует Женский Бизнес Клуб, выступления спикеров которого всегда яркие, привлекающие внимания и заставляющие прислушиваться мужскую часть обучающихся. Бизнес-школа Wharton, где треть студентов составляют представительницы прекрасного пола, ежегодно организует конференции, посвященные роли женщины в современном бизнесе.

Однако, несмотря на все ухищрения бизнес-школ, многие женщины все-таки не решаются начать обучение по программе MBA. Согласно опросу, проведенному порталом About.com, среди самых распространенных причин нежелания учиться в бизнес-школе чаще всего называют боязнь неприятия со стороны мужской части студентов. Мужчины традиционно составляют подавляющее большинство всех обучающихся, а потому, по мнению женщин, последние просто напросто могут быть неприняты в неформальный студенческий круг, где господствует мужской стиль общения.

На самом деле слухи об исключительно мужской атмосфере – всего лишь чьи-то домыслы, переросшие во всеобщее заблуждение. На сегодняшний день в мировых топовых бизнес-школах женщины составляют как минимум треть всех студентов, а потому каждая новая представительница прекрасного пола, поступившая на MBA, непременно найдет единомышленниц. Вторым по популярности фактором «против» женского обучения в бизнес-школе является тот факт, что многие представительницы прекрасного пола просто не уверены, что будут использовать полученные знания в дальнейшей карьере, а потому и бояться потратить два года жизни на то, что не пригодится в будущем.

Это объясняется тем, что большинство женщин, незамужних на момент поступления, хотят иметь семью и детей после окончания обучения, однако и семья, и напряженная работа топ-менеджера требуют столько сил и времени, что успешно совмещать одно с другим практически невозможно. Психологи же объясняют нежелание женщин учиться в бизнес-школах тем, что последние в целом менее амбиционы и мотивированы, чем мужчины, а потому и не очень стремятся достичь карьерных высот.

И все же, есть ли смысл женщинам учиться в бизнес-школе, стоят ли того потраченные деньги и время? Нельзя дать универсальный ответ на этот вопрос, для каждой женщины выбор свой. Однако попробуем опереться на мировой опыт. Журнал The Fortune опубликовал список самых успешных женщин-CEO, проанализировав данные о доходах и достижениях за последний год.

Лучшими стали (в порядке убывания): Патриция Уортц, компания Archer Daniels Midland, Анжела Брейли, компания WellPoint, Индра Нуйи, компания PepsiCo,  Ирен Розенфельд, компания Kraft Foods, и Лин Элсенханс, компания Sunoco. Четыре из пяти женщин, занявших самые высокие строчки, в свое время получили MBA в одной из американских бизнес-школ. И можно ли после этого утверждать, что женщинам не место в бизнес-школах и тем более бизнесе?

Начать дискуссию