Маркетинг

Конец гламурного потребления

Я очень ждал от этого кризиса очищающего эффекта. Но увы, потенциал российской индустрии маркетинга остался на прежнем уровне.

НА АРЕНУ ВЫХОДИТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, А РЕКЛАМОЙ И МАРКЕТИНГОМ В РОССИИ ДО СИХ ПОР ЗАВЕДУЮТ ПОЧИВШИЕ НА ЛАВРАХ САМОУЧКИ, УВЕРЕННЫЕ В СОБСТВЕННОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ. СКОРО ЭТОТ «ПУЗЫРЬ» ЛОПНЕТ. ДА ТАК, ЧТО МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ.

Я очень ждал от этого кризиса очищающего эффекта. Но увы, потенциал российской индустрии маркетинга остался на прежнем уровне.

В свое время эмпирическим путем я вывел некоторую периодичность смены потребительских парадигм, обусловленную этапами развития российского рынка. По моим подсчетам, продолжительность каждого из них составляет около 12 лет.

Исходной точкой я предлагаю считать 1987 год, когда весь российский бизнес задавался одним главным вопросом «Где достать?». Кризис 1998-го подвел черту под этим этапом. Проблема дефицита была решена, а на смену «новому русскому», делавшему бизнес скорее с помощью «пальцев», чем технологий, в 1999 году пришел класс менеджеров. Сменилась и формулировка «главного вопроса современности». Теперь он звучал иначе: «Что выбрать?»

Йогуртов стало больше, чем их можно было съесть. Попутно началось импортозамещение, появились первые российские брэнды. Главной их задачей в ту пору стало закрепление критериев отбора. Потребитель должен был решить, какой продукт адресован ему, а какой предназначен, условно говоря, для тещи. Этот этап, по моим прогнозам, должен был закончиться как раз в 2010 году. Похоже, я немного ошибся. Как бы то ни было, по сути предыдущий этап все-таки завершен.

Возникла иная потребительская культура, отражающая особенности нового рыночного субъекта — менеджера, который за прошедшее время «нагнал» то, чего ему не удалось получить в детстве. Среднестатистический менеджер последовательно «упаковывал» все подряд в стремлении упорядочить окружающий мир. В ответ брэнды делились на премиальные, субпремиальные и т. п. А потом вдруг стало понятно, что для полного счастья у потребителя уже все есть. Не хватает только… самого счастья. Так начался психологический кризис, совпавший с разразившимся вскоре кризисом финансовым.

Во второй половине этого непростого периода возникла модная волна, связанная с ненавистным лично для меня термином «ребрэндинг». Все здесь было от лукавого. И только ленивый не занимался «ребрэндингом». Мотивов было достаточно. С одной стороны — мода и «примета времени». С другой — повод повысить самооценку. Наконец, повальное увлечение сменой декораций давало прекрасную возможность для «откатов». Хотя на поверку никакого ребрэндинга не происходило. Но тогда что это было? Происходящее напоминало мне технику адаптации к внешней среде, применяемую хамелеонами. Поскольку к содержательным вопросам все эти эксперименты никакого отношения не имели.

Для меня бренд — это некая ценность, которая живет в мозгах потребителей. Она пребывает только в головах людей и нигде больше. Ценность эту нельзя купить в магазине. Она создается лишь путем формирования лояльности потребителей к тому, что компания продает, к ее ключевой компетенции — в виде продукта, услуг и так далее. Кроме того, за брендом всегда стоит некоторая потребительская или общемировоззренческая ценность. Например, такой важный социальный фактор, как статус, — если использовать в качестве примера «Мерседес». Так что о настоящем ребрэндинге есть смысл говорить только в том случае, когда происходит переоценка ценностей, а не перекрашивание логотипа.

Символ кризиса российской рекламы — откровенное эпигонство и маниакальная ориентация на далеко не лучшие примеры западного происхождения. Философия многих брэндов до сих пор выражается в формулировке «Бери от жизни все — и будет кока-кола! Все будет кока-кола!». Насколько эти «ценности» близки людям, никто даже не задумывается. Зато все вокруг слепо повторяют привычную растиражированную формулу. А ведь подобная философия крайне вредна, поскольку закрепляет опасную подмену ценностей. А это, на мой взгляд, убивает все живое и в потребителях, и в сотрудниках компаний-рекламодателей.

Известная компания упорно внедряет в сознание потребителей мысль о том, что идеальная мама — та, что покупает для своего ребенка исключительно «дышащие» подгузники. Таким образом, выходит, что многодетная мать из Дагестана, которая не может себе позволить покупку такого товара, уже не соответствует «идеальному образу» и вынуждена жить чуть ли не с чувством вины перед своими отпрысками. То есть: если потребитель не находится на «правильной» (то есть определенной маркетологами) стороне, он становится неполноценным. В этом — вред такой рекламы. Вместо того чтобы холить и воспитывать индивидуальности, маркетологи упорно загоняют людей в выдуманные рамки «идеального потребителя».

Казалось бы, все это мы уже пережили, переболели детской болезнью бездумного потребления. Вот почему я так надеялся, что кризис станет временем очищения. Но пока никаких изменений в рекламе не наблюдается. Да, многим уже стало понятно, что жить по-прежнему больше нельзя. Но как именно надо жить — яснее не стало. Единственный положительный эффект для отрасли, думаю, заключается в том, что урезание бюджетов на маркетинг на какое-то время избавит и компании, и потребителей от рекламы, вызванной внемаркетинговыми задачами, — пресловутого «ребрэндинга» и прочих продуктов жизнедеятельности маркетологов.

А возможно, используемые ныне подходы вскоре изменит сама потребительская парадигма, которая развивается независимо от стереотипов мышления маркетологов. Обратите внимание на двадцатилетних — первое в полном смысле постсоветское поколение, родившееся со «Сникерсом» в руках. Им неведомы сложности первого этапа рыночной экономики, они не помнят о советском дефиците. А потому они никому не пытаются ничего доказать с помощью материальных символов. С точки зрения восстановления баланса ценностей я возлагаю на этих молодых людей большие надежды.

У двадцатилетних, приходящих на смену тридцатилетним, жизненная энергия не канализируется в бесконечное приобретение всякого рода гаджетов. Мы проводили исследования с этой возрастной группой. В результате выяснилось: если прежде вопрос «быть или иметь» решался в пользу «иметь», то теперь изменилась сама постановка вопроса. Возникла дилемма «иметь или уметь», где «уметь» — заметно выигрывает. Казалось бы, поменялась всего одна буква. Но это многое обещает. Важными становятся не вещи, которыми обладает человек, а навыки, выделяющие его из толпы.

Я верю, что новая культура, которая приходит на смену «потребительскому гламуру», изменит доминирующую маркетинговую парадигму. Вот только перестроить рекламный ландшафт, который пока не смог изменить даже кризис, будет очень сложно. Почему? Причина проста. Поколение людей, которые придумывают и делают рекламу, осталось на своих местах, хотя по логике вещей обновление в индустрии маркетинга должно происходить параллельно смене поколений потребителей.

У каждой эпохи — свои гении. Им-то и принадлежит «контрольный пакет времени». Но новые люди не в состоянии прийти в российский маркетинг и российскую рекламу. Их просто не пускают. Те, кто дирижировал в этом сообществе 20 лет, так и остались у руля. Кто они? Неудачники, считающие себя великими художниками и писателями. Это они дискредитировали отрасль откатами. Это они тормозят ее профессиональное развитие. К тому же все главные специалисты от рекламы в нашей стране — это самоучки. В том числе и я, бывший библиотечный работник.

Мы оказались тем «навозом», на котором должна была появиться новая маркетинговая культура. Но этот «навоз» до сих пор называет себя «конфеткой» и не собирается освобождать место, чтобы засесть за написание мемуаров или хотя бы пойти преподавать. Напротив, эти люди всячески мешают притоку в индустрию маркетинга «свежей крови».

Учитывая, что внутри сообщества ничего не меняется, волна обновления, скорее всего, придет со стороны. Пока трудно определить, откуда именно. Но, вероятнее всего, со стороны молодежных течений и новых медиа. А главное, это будут принципиально иные технологии, которые заменят нынешнюю, традиционную рекламу. Рекламу, в которую уже никто не верит.

Комментарии

2
  • Ольга
    Цитата:
    У двадцатилетних, приходящих на смену тридцатилетним, жизненная энергия не канализируется в бесконечное приобретение всякого рода гаджетов
    Ага, они (20-летние) озадачивают этим своих родителей 40-летних, которые видели дефицит, нищету и знают цену деньгам. Но упорно балуют своих деток "всякого рода гаджетов"

    Они (20-летние) не заработав пока не рубля уже требуют  "всякого рода гаджетов" как у 30-летних, которые всё-таки сами на них заработали.

    В результате мы имеем поколение " идеальных потребителей" " всякого рода гаджетов" которые бесконечные покупки этих гаджетов считает естественным, а учебу, ответственность и работу, цели и планирование будущего скучным надоедливым занятием. Зачем им цели и будущее, когда сегодня у них есть кока - кола.

  • Mallish

    Le, они очень разные, эти двадцатилетние. Автор статьи описывает их крайне субъективно, не менее субъективны и Вы. Я знаю двадцатилетних, которые зарабатывают с 10-12 лет, и многие гаджеты в те времена покупали на заработанные денежки. И они никак не относятся к поколению каких-то там идеальных потребителей. Это очень поверхностная, не имеющая отношения к реальности и непонятно откуда взятая характеристика.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

13

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.