Ведение бизнеса

Секретные материалы Кевина Сюрейса

Любимая страшилка основателя и СЕО компании Serious Materials Кевина Сюрейса: строительство и обслуживание зданий — в том числе производство цемента, гипсокартона и стекла, обогрев, охлаждение и освещение помещений — дают в сумме более 50% выбросов парниковых газов на планете.

Любимая страшилка основателя и СЕО компании Serious Materials Кевина Сюрейса: строительство и обслуживание зданий — в том числе производство цемента, гипсокартона и стекла, обогрев, охлаждение и освещение помещений — дают в сумме более 50% выбросов парниковых газов на планете.

Куда там автомобилям и грузовикам, на совести которых — жалкие 9% отравы, извергаемой в окружающую среду! «У каждого из нас уже есть по смартфону, но мы до сих пор используем стройматериалы, разработанные 30–40 лет назад, — напоминает Сюрейс. — Про гипсокартон я уже и не говорю: этому изобретению более ста лет. Мы способны на большее».

«Большее» — это как минимум 30 патентов, которые зарегистрировала Serious Materials за последние несколько лет. Наиболее заметные продукты — гипсокартон марки EcoRock, производимый из переработанных отходов (выбросы в атмосферу снижены на 80%), и окна собственной разработки, снижающие потери тепла на 40%. Кроме того, компания улучшает не только сами материалы, но и процесс их производства: недавно запущенная линия по производству гипсокартона выбрасывает в атмосферу на 97% меньше углекислого газа, чем конкуренты.

В последние два года Сюрейс скупал и переоборудовал заводы по производству стройматериалов: сейчас у компании четыре фабрики в США, в планах — строительство или приобретение еще двух десятков. Активная «экологическая» позиция и личная харизма быстро вывели Сюрейса на позиции едва ли не главного героя новой, «зеленой» экономики. Популярное деловое издание Inc. назвало его предпринимателем года, журналы Popular Mechanics и The Wall Street Journal отметили разработки компании своими наградами, а Всемирный экономический форум 2010 года включил Serious Materials в список 26 компаний — технологических пионеров.

Впрочем, признание пришло не сразу. Сегодня Сюрейсу сорок семь, и к успеху он шел довольно долго — покоряя одну вершину за другой.

— Я вырос в пригороде Нью-Йорка и о энергоэффективности впервые узнал в 1973 году, во времена нефтяного эмбарго, — вспоминает Сюрейс. — Я учился в четвертом классе, когда об этом заговорили буквально все. Мы узнали о системах энергосбережения, ограничениях скорости, выключении ламп дневного света. Даже носили свитеры, чтобы сэкономить на отоплении! Правительство начало финансировать программы солнечной и ветряной энергетики. Но уже в 1980-х обо всем этом люди забыли. Энергия снова стала дешевой, и все вернулось на круги своя.

Окончив школу, будущий бизнесмен получил степень инженера в Технологическом институте Рочестера и начал долгий путь по карьерной лестнице в крупных компаниях — IBM, Seiko Epson и National Semiconductor. Работа привела его в Кремниевую долину, где он подключился к команде своего первого стартапа — Hestia, разработчика технологий для производства микрочипов. От инженерных проблем пришлось перейти к деловым вопросам, и вскоре Сюрейс обнаружил, что начал понимать всю бизнес-механику — от разработки и производства до маркетинга и финансов. Захотелось собственного дела…

Шанс представился в 1992 году: первая компания Кевина получила название Air Communications и занималась беспроводной связью. Сюрейсу пришлось обойти пять десятков венчурных фондов, прежде чем он все-таки получил финансирование. Но увы, инвесторы предпочли найти более опытного СЕО, так что вскоре Сюрейс вышел из бизнеса и попал в компанию General Magic, где занялся разработкой голосового интерфейса для КПК. Под его руководством была создана система Portico, которая понимала 20 миллионов английских фраз и могла воспроизводить несколько тысяч. Но на месте инженера Кевину не сиделось: в 1999 он создал Perfect Commerce — аукционный сайт для корпоративных сделок, который объединился с компанией eScout в 2002 году, после чего Сюрейс вышел и из этого бизнеса.

Таких людей в России именуют «стартаперами»: участвовать в запуске новых проектов им удается куда лучше, чем возиться с управленческой рутиной. 

— Я всегда носился с какой-нибудь грандиозной идеей, — говорит Кевин Сюрейс. — В Air Communications мы хотели дать каждому владельцу мобильного устройства возможность беспроводного доступа в Сеть, в General Magic — создать виртуального персонального ассистента, в Perfect Commerce — построить новые принципы торговли. Но есть и еще один урок, который я выучил: никогда не знаешь, какая компания станет для тебя «той самой».

Вскоре после ухода из Perfect Commerce Сюрейса привлек новый проект основателя General Magic Марка Пората — компания под названием QuietCar, которая производила звуконепроницаемые коврики для автомобилей, сделанные из особых легких полимеров. Продажи шли не слишком хорошо, и Порат попросил Сюрейса о помощи. Для Кевина проект поначалу был чем-то вроде хобби, ему хотелось наконец поиграть не с программным обеспечением, а с «реальной материей». Но методы Сюрейс использовал привычные: запустил сайт компании и стал давать рекламу через систему Google AdWords.

Вскоре у QuietCar появилось множество клиентов, некоторые из них начали интересоваться: можно ли использовать материал для звукоизоляции стен? Поначалу Сюрейс просто отвечал «нет», но вскоре сменил позицию: «Мы что-нибудь придумаем!»

Разбираясь в проблеме, он обнаружил, что звуконепроницаемые коврики в машину изготавливаются по тому же принципу, что и обычные, — просто добавляют лишней массы. Сюрейсу такой подход не нравился, и он стал искать новый материал. Причем собственноручно: соорудив в офисе небольшую лабораторию, он целыми днями смешивал различные компоненты… в кухонном миксере. Так родилась первая разработка — QuietGlue, блокирующий звук клей, наносимый между слоями картона. Но строителям такой подход не нравился: слишком много забот.

Следом Сюрейс занялся собственно гипсокартоном. Поначалу просто увеличил толщину панели, но она получилась слишком тяжелой и неудобной для установки. Попробовал добавить виниловый слой, содержащий QuietGlue, — толщина все равно превышала стандарты на пару сантиметров. Финальная идея была довольно простой — добавить тонкий лист оцинкованной стали.

АКТИВНАЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» ПОЗИЦИЯ И ЛИЧНАЯ ХАРИЗМА БЫСТРО ВЫВЕЛИ СЮРЕЙСА НА ПОЗИЦИИ ЕДВА ЛИ НЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВОЙ, «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

Разработка, названная QuietRock, демонстрировала превосходные результаты. Но стоила такая панель, увы, около 100 долларов — в десять раз больше, чем обычный гипсокартон. Казалось, с такими издержками построить бизнес было невозможно. Но слухи о чудо-картоне быстро расползлись, и заказы посыпались один за другим: на пике продаж клиенты покупали до 100 панелей в день.

Вскоре Сюрейс расширил линейку за счет деревянных панелей и дверей, а затем купил фабрику по производству окон. К 2005 году компания, названная Quiet Solution, начала приносить прибыль. В штате на тот момент было около 30 человек.

Бизнес процветал. Сюрейс планировал довести обороты до 50 млн долларов и продать компанию. Но в один прекрасный день к нему пришел Порат, занимавший в тот момент место в совете директоров, и заявил: согласно последним исследованиям, их продукция — один из самых «грязных» строительных материалов на планете, и производство одного только гипсокартона приводит к выбросу в атмосферу 200 млн тонн углекислого газа в год. Сюрейс моментально понял: в отрасли, где новые разработки никогда не ставились во главу угла, свежие экологические решения могут стать настоящим прорывом.

Следующая разработка получила название EcoRock: в отличие от обычного гипсокартона, эта панель изготавливается из отходов стальных и цементных производств. Это значит — никакой добычи и никакой термальной обработки. Кроме того, все панели можно перерабатывать и снова пускать в производство.

Как панели удается всегда оставаться сухой — один из главных производственных секретов Serious Materials. Цена — около 10–15 долларов, что всего лишь в два раза выше обычного. Еще одна новинка — многослойное стекло, едва ли не самая энергоэффективная модель на рынке.

В 2009 году для компании началась полоса везения: правительство США решило делать ставку на сбережение тепла и энергии, выделив на эти нужды более десятка миллиардов долларов. Сюрейс моментально сформировал команду по работе с государственными структурами. Но и без госзаказа в 2009 году доходы компании выросли в полтора раза. Пока что Serious Materials не приносит прибыли, но это вполне естественно: по словам Сюрейса, компания могла бы моментально пройти точку безубыточности, просто отказавшись от исследований. Но такой подход Сюрейсу кажется слишком простым: «Мы специально инвестируем в рост, поскольку хотим поскорее выйти на биржу». Пока хватает денег инвесторов: летом 2009 года компании удалось привлечь группу венчурных фондов, вложивших в производство Serious Materials около 60 млн долларов.

— Наша главная цель — сектор энергоэффективного и экологичного строительства, который сейчас составляет около 12% всего рынка офисного и промышленного девелопмента, — говорит Сюрейс. — Сейчас мы способны охватить только 1% этого сегмента, но уже в течение ближайшего года все дилеры Quiet Solution начнут продавать продукцию Serious Materials.

Инновации принято ассоциировать с компьютерами, телекомом, космосом или нанотехнологиями. На самом же деле пример Сюрейса свидетельствует: простор для поиска новых решений можно обнаружить практически в любой отрасли. Главное — взглянуть на текущее положение критически.

Начать дискуссию