Финансовый кризис

И о погоде

До недавнего времени эта ставшая дежурной тема, по традиции предваряющая беседы с деловыми людьми («Когда это безобразие прекратится?») выглядела универсальной «точкой перехода» к более предметному, содержательному разговору. Точно так же, как в прежние годы принято было интересоваться: «Ну, что вообще происходит на рынке?»

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖАРА И ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА, ОТРАВИВШИЕ ВСЕМ НАМ ЖИЗНЬ ЭТИМ ЛЕТОМ, ВРЕМЕННО СНЯЛИ С ПОВЕСТКИ ДНЯ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, ВОЛНОВАВШИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ДО НАЧАЛА ЗАСУХИ И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ. А ИМЕННО — ВОПРОС О ТОМ, КОГДА НАКОНЕЦ-ТО ЗАКОНЧИТСЯ КРИЗИС И МОЖНО БУДЕТ ВЗДОХНУТЬ СВОБОДНО.

До недавнего времени эта ставшая дежурной тема, по традиции предваряющая беседы с деловыми людьми («Когда это безобразие прекратится?») выглядела универсальной «точкой перехода» к более предметному, содержательному разговору. Точно так же, как в прежние годы принято было интересоваться: «Ну, что вообще происходит на рынке?». Но теперь кое-что изменилось. Попытка сверить антикризисные часы все чаще приводит к недоуменному взлету бровей: «Какой еще кризис? Да он давно закончился!».

Поначалу казалось, что из депрессии вышли только те, кому особенно повезло в летний сезон, — продавцы и установщики кондиционеров, производители кваса, хозяева коттеджей и загородных отелей (особенно в тех регионах, где cумели обуздать огонь) и владельцы лесопилок, успевшие накопить изрядный запас досок и бруса к тому моменту, когда пожарные выгнали лесорубов с делянок, а цены на пиломатериалы резко пошли вверх. Но почему текущей ситуацией вполне довольны в том числе и некоторые представители откровенно депрессивных рынков, где по логике вещей плохо должно быть всем и поголовно?

Разница в характерах и темпераментах? Вряд ли. Скорее, одни искренне поверили в то, что кардинальные перемены в бизнесе — задача не только неотложная, но и безальтернативная; другие же тем временем продолжают уповать на косметические меры в надежде, что «старые добрые времена» скоро вернутся. А значит, главное — пересидеть, переждать, перемочь. Вот только переможется ли?

Все больше подозрений, что «как прежде» уже не будет. А поднимать деньги с земли, практически не напрягая поясницу — не получится. Деньги и сегодня, и завтра, и послезавтра придется зарабатывать. А это означает необходимость существенных перемен. Как в бизнес-моделях, так и в мозгах.

Наблюдая мрачноватую картину в компаниях, решивших «пересидеть» кризис, как правило, обнаруживаешь одно и то же. Однажды попытки вывести в положительную зону скудеющий денежный поток (похоже, отследить этот момент не так-то просто) переводят корпоративный организм в фазу анорексии. Истощение ресурсов — человеческих, финансовых, производственных, да и эмоциональных — приводит к тому, что решивший впасть в энергосберегающую спячку бизнес на самом деле уходит в летаргический сон.

Чрезмерное сокращение персонала препятствует не только быстрому запуску или расширению прибыльных направлений деятельности, но и (что еще хуже) — не позволяет обслуживать даже базовые процессы, поддерживающие всю конструкцию. Да, остатки выжатого и измотанного персонала ведут стоическую борьбу за каждую копейку. Но акты героизма, как известно, — явления дискретного характера. Далеко на таком допинге не убежишь. Тем временем тяга к положительному балансу по итогам каждого месяца и уж точно — каждого квартала по методу «урезания костов», больше не спасает. Потому что урезать уже нечего. Ослабевший бизнес получает еще меньше живительных соков. Так возникает вопрос о том, когда же «закончится кризис». Но что, если — никогда? К счастью, есть и другие примеры. И их немало. Разве что пессимисты в этот раз обошли оптимистов.

Оптимисты верили, да и продолжают верить в чудесные изменения окружающей среды. Дескать, мировой экономический упадок завершится и — можно будет зажить как прежде, легко находить клиентов, без проблем зарабатывать на товарах и услугах сомнительного качества, годами не менять дряблую систему продаж, сохранять в неизменном состоянии страдающий слабоумием PR-блок… Тем временем пессимисты убедили себя, что плохая погода на рынке — это надолго. Может быть навсегда. И принялись перестраивать дело всерьез. Жестко, быстро, целенаправленно.

Наверное, именно поэтому над одними компаниями сегодня уже голубеет чистое небо, а над другими продолжают сгущаться тучи. И дело вовсе не в климате. Что бы там ни говорили синоптики.

Начать дискуссию