ОЧЕВИДНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА — РАЗОБЩЕННОСТЬ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ДЕЙСТВУЮТ ПООДИНОЧКЕ: ТИХО ДАЮТ КОРРУПЦИОНЕРАМ ВЗЯТКИ, ТИХО ВЕДУТ БИЗНЕС И ТИХО ЕГО ТЕРЯЮТ.
В попытках исследовать факторы, осложняющие жизнь предпринимателям, трудно обойти стороной сложившуюся ситуацию. Что мы видим? Тотальный контроль со стороны чиновников и правоохранительных органов, которые перестали удовлетворяться небольшой мздой. А все потому, что бизнес покорно принял правила игры и приучил взяточников к поборам.
Власть — как газ. Она занимает ровно столько пространства, сколько вы ей предоставите. Российский чиновник давно почувствовал свою безнаказанность, а его алчность растет, потому что никто и никогда не давал ему по рукам. Нужно было начинать действовать еще в 2002–2003 годах, когда «ответственным товарищам» понадобились доли в компаниях. Потому что сегодня требуются уже целые бизнесы.
Не буду много говорить о Ходорковском. Просто потому, что нужно помнить, где находится он — и где все мы. Но вспомнить — нужно. Ведь жертвой «схемы Ходорковского» стали многие и многие другие. У нас считается, что возмущаться — дело, вроде бы не очень приличествующее бизнесу. Дескать, бизнес должен зарабатывать прибыль, создавать рабочие места и ждать, когда власть решит прекратить все его беды. Но таким путем результатов не добиться. Верхи совершенно не реагируют на тот слабый писк, который испускает задавленный чиновничьим гнетом бизнес. Да и звуки эти, признаем, весьма невыразительны.
Отсутствие явной заинтересованности бизнеса в защите собственных прав проиллюстрировано многократно. Показательный пример — деятельность объединения «Бизнес-солидарность». Этот фонд Яна Яковлева, фигурантка нашумевшего «дела химиков», организовала для защиты предпринимателей. Проблема, кажется, общая. Но вот что странно. Яковлева ходит по инстанциям, собирает какие-то подписи, пытается чего-то добиться. А бизнес ведет себя крайне пассивно. Предприниматели не могут найти деньги даже на элементарные акции! Так и тянет крикнуть: господа, но ведь это нужно вам всем! Если вы сами не хотите или не можете заниматься такой работой, так делегируйте ее кому-нибудь и поддержите выразителей вашей точки зрения! Тем более что многие у нас боятся выходить на площадь и громко кричать, отстаивать свои права. Это нормально. Я и сама этого боюсь. Но увы, предприниматели упорно делают вид, что все это им совершенно не нужно. До тех пор пока не выясняется: проблемы с представителями власти могут возникнуть у каждого. У кого тогда просить защиты?
Среди традиционных объединений предпринимателей, которые вроде бы должны отстаивать интересы бизнеса, по моим оценкам, нет дееспособных структур. По логике, если таких организаций нет, бизнесмены могли бы сами инициировать их появление. Но и тут никаких намеков.
Да, отдельные голоса раздаются. И даже весьма громкие. Показательно недавнее выступление Михаила Прохорова о необходимости реформы Трудового кодекса. Даром что олигарх, он говорил очень правильные вещи. Например, о том, что этот свод законов давно нужно изменить — как минимум в части увольнения сотрудников. Для бизнеса кодекс предельно неудобен, он совершенно не стимулирует рост производительности труда и ставит предпринимателей в неконкурентные условия по сравнению с аналогичными компаниями в мире. Кто-нибудь поддержал Прохорова? Все только слушали, как рискнувшего высказать столь «крамольные» мысли предпринимателя обвиняют в том, что он, дескать, не хочет сделать русскому народу «хорошо». Никто даже не напомнил, что народ-то на самом деле частенько ленив, весьма нелюбопытен и, честно говоря, абсолютно не надрывается при выполнении служебных обязанностей. Хотя многие бизнесмены именно так и думают. Но молчат. А зря. Тема стоит обсуждения!
СРЕДИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПО ЛОГИКЕ ВЕЩЕЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫ ОТCТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА, НЕТ ДЕЕСПОСОБНЫХ СТРУКТУР
Да, в России есть хорошие работники. Вот только не удается сбросить со счетов удручающие показатели производительности труда. Почему в таком случае не удается развернуть честную, открытую дискуссию по этому вопросу? Может быть мы просто не хотим знать о себе правду? Как бы то ни было, неадекватная оценка ситуации и отсутствие внятно артикулированного, солидарного мнения бизнес-сообщества лишь глубже загоняют болезнь.
Пока предприниматели не начнут цепляться друг за друга, ничего не изменится. А ведь нам здесь жить, растить детей и хоронить наших стариков. Да, я не очень высокого мнения о нашей власти. Но и о нас самих — тоже. Мы заслуживаем ту власть, которую имеем, тех чиновников, которые нами «руководят». До тех пор пока собственники будут надеяться, что каждый решит свои проблемы по отдельности, произвол не искоренить. Это как с призывом. Пока (при отсутствии профессиональной армии) существуют отсрочки, каждый будет думать, что выкрутится в одиночку. Тут станешь сторонником всеобщего призыва. По крайней мере тогда проблема станет единой для всех.
Что делать? Я не большой специалист по формам протеста. Идеальной мне видится, например, забастовка на предприятии. На неделю, а то и больше — в знак поддержки какого-нибудь парня, которого посадили в тюрьму за нежелание отдать бизнес. Или — демонстрация представителей бизнеса. Разумеется, мирная и совершенно законная. Но об этом, конечно, нечего и мечтать. Что же, есть куда менее радикальные, однако вполне эффективные средства. Например — письма. Многие уверены, что их подпись под коллективным обращением ничего не решает. Напрасно. Светлану Бахмину выпустили из тюрьмы? Выпустили. Да, можно спорить о том, какую роль сыграли собранные 103 тысячи подписей в ее защиту. Но я считаю, что подписи эти — помогли.
Сколько предпринимателей находятся сегодня в СИЗО в нарушение закона, который был недавно принят по инициативе президента? Собирая информацию о своих пострадавших друзьях и партнерах, не радуйтесь тому, что конкурента посадили. Этот колокол звонит по всем.
А еще хорошо было бы не скрывать благотворительность. Теперь почему-то модным стало скрывать социальную активность. Напрасно. Вы ведь делаете доброе дело. И важно ли, какими побудительными мотивами вы руководствуетесь? Знаете, о чем я мечтаю? О том, чтобы президент или премьер-министр выходили на трибуну и говорили: спасибо этому, этому и этому предпринимателю, которые сделали такие-то и такие-то благие дела. Хватит стесняться добра, которое вы совершаете. Пора преодолеть этот странный комплекс неполноценности!
Я знаю: многие молчат потому, что их легко поймать на нарушениях. Пусть даже и вынужденных. Но значит, надо всеми силами становиться еще «белее», полностью выходить из тени, платить налоги, какими бы дурными они ни были. А еще — судиться, пусть это зачастую и опасно, и больно.
Всем нам нужно меняться. И вот когда изменимся мы сами, произойдет та самая модернизация, о которой сегодня так много говорят. Потому что, на мой взгляд, модернизация — это точно не Сколково. Модернизация — то, что должно произойти в наших головах. Там и только там. Когда человек твердо говорит себе, что с завтрашнего дня будет жить по-другому, и наутро начинает держать данное слово, — это и есть модернизация. А Сколково — скорее, проект модернизации мнимой. Не вижу шансов у «оазиса», этого «внутреннего офшора», если только вслед за пилотным проектом в короткие сроки не появятся другие, причем в достаточном количестве. Иначе мы получим очередную «потемкинскую деревню», такую же бутафорию, как Олимпиада-80. Тогда всю Москву вычистили, украсили, отмыли и продуктами завалили. На две недели.
НИКТО НЕ ПОДДЕРЖАЛ ПРОХОРОВА. ВСЕ ТОЛЬКО СЛУШАЛИ, КАК РИСКНУВШЕГО ВЫСКАЗАТЬ «КРАМОЛЬНЫЕ» МЫСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОБВИНЯЮТ: ОН НЕ ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ НАРОДУ «ХОРОШО»
Высокотехнологичные стартапы, которые должны появиться в стране, — это очень хорошо. Вот только особой активности пока не заметно. Может быть, потому, что люди, начинающие свое дело, должны быть уверены: когда-нибудь потом, когда у них что-то вырастет, не придет милиционер, чиновник, контролер и не потребует долю, плату за «крышу» или весь бизнес целиком? Проблема, возможно, вовсе не в отсутствии желающих запустить перспективный проект. В чем тогда? Да в этом самом «потом».
Сегодня мы зовем американцев — помогать нам поднимать инновационный бизнес. Им быстро дают визы и широко раскрывают объятия. Но смогут ли они продлить визы в дальнейшем, когда ажиотаж вокруг «дорогих гостей» утихнет? А ведь иностранцам приходится сталкиваться в России и с нашей налоговой системой, и с санэпидемстанциями.
А как же обещания президента? Да, президент обещает изменить инвестиционный климат в стране. Но глава государства лишен возможности сидеть на входе и поднимать шлагбаум, лично контролируя дальнейшую судьбу каждого инвестора, эксперта, специалиста. Тем более что главе государства так запросто не позвонишь, не пожалуешься. Да и чиновники будут петь привычную песню: все просто замечательно!
Иностранцы, конечно, к нам сначала приедут. Им ведь обещают, что перспективы огромны. Но что дальше? Боюсь, этих доверчивых людей ждет горькое разочарование.
Откуда ждать изменений? Точно не со стороны. И модернизация, и инвестиционный климат, и отношение власти к бизнесу — объекты, которые так и будут пребывать в нынешнем состоянии до тех пор, пока бизнес не объединится и не ощутит себя силой. Силой, способной сделать жизнь в стране лучше.
Комментарии
1Полная утопия. Ощущение такое, что это написано было во времена первых кооперативов. Что здесь непонятного: предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимателя интересует, и должна интересовать, собственная прибыль. Не будет этого – не будет и предпринимательства. Поэтому вопрос для предпринимателя не добиться правды, а добиться прибыли. Теорию Маркса о прибавочной стоимости еще никто не опроверг. Если бизнес и объединяется, то только для увеличения собственной прибыли. Если кого-то поддерживает, то тоже только для увеличения собственной прибыли. А благотворительность – это когда делишься не частью оборотных средств бизнеса, а своим личным доходом, который мог бы потратить на себя. И благотворительность должна быть тайной, а не публичной – потому что, согласно учения Христа, все остальное не более, чем лицемерие.