Ведение бизнеса

Главное дело предпринимателей

В по­пыт­ках ис­сле­до­вать фак­то­ры, ос­лож­ня­ю­щие жизнь пред­при­ни­ма­те­лям, труд­но обой­ти сто­ро­ной сло­жив­шу­ю­ся си­ту­а­цию. Что мы ви­дим? То­таль­ный кон­т­роль со сто­ро­ны чи­нов­ни­ков и пра­во­ох­ра­ни­тель­ных орга­нов, ко­то­рые пе­ре­ста­ли удов­лет­во­рять­ся не­боль­шой мздой. А все потому, что биз­нес по­кор­но при­нял пра­ви­ла иг­ры и при­учил взя­точ­ни­ков к по­бо­рам.

ОЧЕВИДНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА — РАЗОБЩЕННОСТЬ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ДЕЙСТВУЮТ ПООДИНОЧКЕ: ТИХО ДАЮТ КОРРУПЦИОНЕРАМ ВЗЯТКИ, ТИХО ВЕДУТ БИЗНЕС И ТИХО ЕГО ТЕРЯЮТ.

В по­пыт­ках ис­сле­до­вать фак­то­ры, ос­лож­ня­ю­щие жизнь пред­при­ни­ма­те­лям, труд­но обой­ти сто­ро­ной сло­жив­шу­ю­ся си­ту­а­цию. Что мы ви­дим? То­таль­ный кон­т­роль со сто­ро­ны чи­нов­ни­ков и пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов, ко­то­рые пе­ре­ста­ли удов­лет­во­рять­ся не­боль­шой мздой. А все потому, что биз­нес по­кор­но при­нял пра­ви­ла иг­ры и при­учил взя­точ­ни­ков к по­бо­рам.

Власть — как газ. Она за­ни­ма­ет ров­но столь­ко про­стран­ства, сколь­ко вы ей пред­ос­та­ви­те. Рос­сий­ский чи­нов­ник дав­но по­чув­ство­вал свою без­на­ка­зан­ность, а его алч­ность рас­тет, по­то­му что ник­то и ни­ко­г­да не да­вал ему по ру­кам. Нуж­но бы­ло на­чи­нать дей­ство­вать еще в 2002–2003 го­дах, ког­да «от­вет­ствен­ным то­ва­ри­щам» по­на­до­би­лись до­ли в ком­па­ни­ях. По­то­му что се­год­ня тре­бу­ют­ся уже це­лые биз­не­сы.

Не бу­ду мно­го го­во­рить о Хо­дор­ков­ском. Прос­то по­то­му, что нуж­но по­мнить, где на­хо­дит­ся он — и где все мы. Но вспом­нить — нуж­но. Ведь жерт­вой «схе­мы Хо­дор­ков­ско­го» ста­ли мно­гие и мно­гие дру­гие. У нас счи­та­ет­ся, что воз­му­щать­ся — де­ло, вро­де бы не очень при­ли­че­с­т­ву­ю­щее биз­не­су. Де­с­кать, биз­нес дол­жен за­ра­ба­ты­вать при­быль, со­зда­вать ра­бо­чие мес­та и ждать, ког­да власть ре­шит пре­кра­тить все его бе­ды. Но та­ким пу­тем ре­зуль­та­тов не до­бить­ся. Вер­хи со­вер­шен­но не ре­а­ги­ру­ют на тот сла­бый писк, ко­то­рый ис­пу­с­ка­ет за­дав­лен­ный чи­нов­ни­чь­им гне­том биз­нес. Да и зву­ки эти, при­зна­ем, весь­ма не­вы­раз­итель­ны.

От­сут­ствие яв­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­с­ти биз­не­са в за­щи­те соб­ствен­ных прав про­ил­лю­с­т­ри­ро­ва­но мно­го­крат­но. По­ка­за­тель­ный при­мер — де­я­тель­ность объ­еди­не­ния «Биз­нес-со­ли­дар­ность». Этот фонд Яна Яковле­ва, фи­гу­рант­ка на­шу­мев­ше­го «де­ла хи­ми­ков», ор­га­ни­зо­ва­ла для за­щи­ты пред­при­ни­ма­те­лей. Проб­ле­ма, ка­жет­ся, об­щая. Но вот что стран­но. Яков­ле­ва хо­дит по ин­стан­ци­ям, со­би­ра­ет ка­кие-то под­пи­си, пы­та­ет­ся че­го-то до­бить­ся. А биз­нес ве­дет се­бя край­не пассивно. Пред­при­ни­ма­те­ли не мо­гут най­ти день­ги да­же на эле­мен­тар­ные ак­ции! Так и тя­нет крик­нуть: гос­по­да, но ведь это нуж­но вам всем! Ес­ли вы са­ми не хо­ти­те или не мо­же­те за­ни­мать­ся та­кой ра­бо­той, так де­ле­ги­руй­те ее ко­му-ни­будь и под­дер­жи­те вы­раз­ите­лей ва­шей точ­ки зре­ния! Тем бо­лее что мно­гие у нас бо­ят­ся вы­хо­дить на пло­щадь и гром­ко кри­чать, от­ста­и­вать свои пра­ва. Это нор­маль­но. Я и са­ма это­го бо­юсь. Но увы, пред­при­ни­ма­те­ли упор­но де­ла­ют вид, что все это им со­вер­шен­но не нуж­но. До тех пор по­ка не вы­яс­ня­ет­ся: проб­ле­мы с пред­ста­ви­те­ля­ми влас­ти мо­гут воз­ник­нуть у каж­до­го. У ко­го то­г­да про­сить за­щи­ты?

Сре­ди тра­ди­ци­он­ных объ­еди­не­ний пред­при­ни­ма­те­лей, ко­то­рые вро­де бы долж­ны от­ста­и­вать ин­те­ре­сы биз­не­са, по мо­им оцен­кам, нет де­е­с­по­соб­ных струк­тур. По ло­ги­ке, ес­ли та­ких ор­га­ни­за­ций нет, биз­нес­ме­ны мог­ли бы са­ми ини­ци­иро­вать их по­яв­ле­ние. Но и тут ни­ка­ких на­ме­ков.

Да, от­дель­ные го­ло­са раз­да­ют­ся. И да­же весь­ма гром­кие. По­ка­за­тель­но не­дав­нее вы­ступ­ле­ние Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ва о не­об­хо­ди­мо­с­ти ре­фор­мы Тру­до­во­го ко­дек­са. Да­ром что оли­гарх, он го­во­рил очень пра­виль­ные ве­щи. На­при­мер, о том, что этот свод за­ко­нов дав­но нуж­но из­ме­нить — как ми­ни­мум в час­ти уволь­не­ния со­труд­ни­ков. Для биз­не­са ко­декс пре­дель­но не­удо­бен, он со­вер­шен­но не сти­му­ли­ру­ет рост про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да и ста­вит пред­при­ни­ма­те­лей в не­кон­ку­рент­ные ус­ло­вия по срав­не­нию с ана­ло­гич­ны­ми ком­па­ни­я­ми в ми­ре. Кто-ни­будь под­дер­жал Про­хо­ро­ва? Все толь­ко слу­ша­ли, как риск­нув­ше­го вы­ска­зать столь «кра­моль­ные» мыс­ли пред­при­ни­ма­те­ля об­ви­ня­ют в том, что он, де­с­кать, не хо­чет сде­лать рус­с­ко­му на­ро­ду «хо­ро­шо». Ник­то да­же не на­по­мнил, что на­род-то на са­мом де­ле ча­с­тень­ко ле­нив, весь­ма не­лю­бо­пы­тен и, че­ст­но го­во­ря, аб­со­лют­но не над­ры­ва­ет­ся при вы­пол­не­нии слу­жеб­ных обя­зан­но­с­тей. Хо­тя мно­гие биз­нес­ме­ны имен­но так и ду­ма­ют. Но мол­чат. А зря. Те­ма сто­ит об­суж­де­ния!

СРЕДИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПО ЛОГИКЕ ВЕЩЕЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫ ОТCТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА, НЕТ ДЕЕСПОСОБНЫХ СТРУКТУР

Да, в Рос­сии есть хо­ро­шие ра­бот­ни­ки. Вот толь­ко не уда­ет­ся сбро­сить со сче­тов уд­ру­ча­ю­щие по­ка­за­те­ли про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да. По­че­му в та­ком слу­чае не уда­ет­ся раз­вер­нуть че­ст­ную, от­кры­тую ди­с­кус­сию по это­му во­про­су? Мо­жет быть мы прос­то не хо­тим знать о се­бе прав­ду? Как бы то ни бы­ло, не­аде­к­ват­ная оцен­ка си­ту­а­ции и от­сут­ствие внят­но ар­ти­ку­ли­ро­ван­но­го, со­ли­дар­но­го мне­ния биз­нес-со­об­ще­ства лишь глуб­же за­го­ня­ют бо­лезнь.

По­ка пред­при­ни­ма­те­ли не нач­нут цеп­лять­ся друг за дру­га, ни­че­го не из­ме­нит­ся. А ведь нам здесь жить, рас­тить де­тей и хо­ро­нить на­ших ста­ри­ков. Да, я не очень вы­со­ко­го мне­ния о на­шей влас­ти. Но и о нас са­мих — то­же. Мы за­слу­жи­ва­ем ту власть, ко­то­рую име­ем, тех чи­нов­ни­ков, ко­то­рые на­ми «ру­ко­во­дят». До тех пор по­ка соб­ствен­ни­ки бу­дут на­де­ять­ся, что каж­дый ре­шит свои проб­ле­мы по от­дель­но­с­ти, про­из­вол не ис­ко­ре­нить. Это как с при­зы­вом. По­ка (при от­сутст­вии про­фес­си­о­наль­ной ар­мии) су­ще­ству­ют от­сроч­ки, каж­дый бу­дет ду­мать, что вы­кру­тит­ся в оди­ноч­ку. Тут ста­нешь сто­рон­ни­ком все­об­ще­го при­зы­ва. По край­ней ме­ре то­г­да проб­ле­ма ста­нет еди­ной для всех.

Что де­лать? Я не боль­шой спе­ци­а­лист по фор­мам про­те­с­та. Иде­аль­ной мне ви­дит­ся, на­при­мер, за­ба­с­тов­ка на пред­при­ятии. На не­де­лю, а то и боль­ше — в знак под­держ­ки ка­ко­го-ни­будь пар­ня, ко­то­ро­го по­са­ди­ли в тюрь­му за не­же­ла­ние от­дать биз­нес. Или — де­монст­ра­ция пред­ста­ви­те­лей биз­не­са. Ра­зу­ме­ет­ся, мир­ная и со­вер­шен­но за­кон­ная. Но об этом, ко­неч­но, не­че­го и меч­тать. Что же, есть ку­да ме­нее ра­ди­каль­ные, од­на­ко впол­не эф­фек­тив­ные сред­ства. На­при­мер — пись­ма. Мно­гие уве­ре­ны, что их под­пись под кол­лек­тив­ным об­ра­ще­ни­ем ни­че­го не ре­ша­ет. На­прас­но. Свет­ла­ну Бах­ми­ну вы­пу­с­ти­ли из тюрь­мы? Вы­пу­с­ти­ли. Да, мож­но спо­рить о том, ка­кую роль сы­г­ра­ли со­бран­ные 103 ты­ся­чи под­пи­сей в ее за­щи­ту. Но я счи­таю, что под­пи­си эти — по­мог­ли.

Сколь­ко пред­при­ни­ма­те­лей на­хо­дят­ся се­год­ня в СИЗО в на­ру­ше­ние за­ко­на, ко­то­рый был не­дав­но при­нят по ини­ци­а­ти­ве пре­зи­ден­та? Со­би­рая ин­фор­ма­цию о сво­их по­стра­дав­ших дру­зь­ях и парт­не­рах, не ра­дуй­тесь то­му, что кон­ку­рен­та по­са­ди­ли. Этот ко­ло­кол зво­нит по всем.

А еще хо­ро­шо бы­ло бы не скры­вать бла­го­тво­ри­тель­ность. Те­перь по­че­му-то мод­ным ста­ло скры­вать со­ци­аль­ную ак­тив­ность. На­прас­но. Вы ведь де­ла­е­те до­б­рое де­ло. И важ­но ли, ка­ки­ми по­бу­ди­тель­ны­ми мо­ти­ва­ми вы ру­ко­вод­ству­е­тесь? Зна­е­те, о чем я меч­таю? О том, что­бы пре­зи­дент или пре­мьер-ми­нистр вы­хо­ди­ли на три­бу­ну и го­во­ри­ли: спа­си­бо это­му, это­му и это­му пред­при­ни­ма­те­лю, ко­то­рые сде­ла­ли та­кие-то и та­кие-то бла­гие де­ла. Хва­тит стес­нять­ся до­бра, ко­то­рое вы со­вер­ша­е­те. По­ра пре­одо­леть этот стран­ный ком­плекс не­пол­но­цен­но­с­ти!

Я знаю: мно­гие мол­чат по­то­му, что их лег­ко пой­мать на на­ру­ше­ни­ях. Пусть да­же и вы­нуж­ден­ных. Но зна­чит, на­до все­ми си­ла­ми ста­но­вить­ся еще «бе­лее», пол­но­стью вы­хо­дить из те­ни, пла­тить на­ло­ги, ка­ки­ми бы дур­ны­ми они ни бы­ли. А еще — су­дить­ся, пусть это за­ча­с­тую и опас­но, и боль­но.

Всем нам нуж­но ме­нять­ся. И вот ког­да из­ме­ним­ся мы са­ми, про­изой­дет та са­мая мо­дер­ни­за­ция, о ко­то­рой се­год­ня так мно­го го­во­рят. По­то­му что, на мой взгляд, мо­дер­ни­за­ция — это точ­но не Скол­ко­во. Мо­дер­ни­за­ция — то, что долж­но про­изой­ти в на­ших го­ло­вах. Там и толь­ко там. Ког­да че­ло­век твер­до го­во­рит се­бе, что с зав­траш­не­го дня бу­дет жить по-дру­го­му, и на­ут­ро на­чи­на­ет дер­жать дан­ное сло­во, — это и есть мо­дер­ни­за­ция. А Скол­ко­во — ско­рее, про­ект мо­дер­ни­за­ции мни­мой. Не ви­жу шан­сов у «оа­зи­са», это­го «внут­рен­не­го оф­шо­ра», ес­ли толь­ко вслед за пи­лот­ным про­ек­том в ко­рот­кие сро­ки не по­явят­ся дру­гие, при­чем в до­ста­точ­ном ко­ли­че­с­т­ве. Ина­че мы по­лу­чим оче­ред­ную «по­тем­кин­скую де­рев­ню», та­кую же бу­та­фо­рию, как Олим­пи­а­да-80. То­г­да всю Моск­ву вы­чи­с­ти­ли, ук­ра­си­ли, от­мы­ли и про­дук­та­ми за­ва­ли­ли. На две не­де­ли.

НИКТО НЕ ПОДДЕРЖАЛ ПРОХОРОВА. ВСЕ ТОЛЬКО СЛУШАЛИ, КАК РИСКНУВШЕГО ВЫСКАЗАТЬ «КРАМОЛЬНЫЕ» МЫСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОБВИНЯЮТ: ОН НЕ ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ НАРОДУ «ХОРОШО»

Вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные стар­та­пы, ко­то­рые долж­ны по­явить­ся в стра­не, — это очень хо­ро­шо. Вот толь­ко осо­бой ак­тив­нос­ти по­ка не за­мет­но. Мо­жет быть, по­то­му, что лю­ди, на­чи­на­ю­щие свое де­ло, долж­ны быть уве­ре­ны: ког­да-ни­будь по­том, ког­да у них что-то вы­рас­тет, не при­дет ми­ли­ци­о­нер, чи­нов­ник, кон­т­ро­лер и не по­тре­бу­ет до­лю, пла­ту за «кры­шу» или весь биз­нес це­ли­ком? Проб­ле­ма, воз­мож­но, во­все не в от­сутст­вии же­ла­ю­щих за­пу­с­тить пер­спек­тив­ный про­ект. В чем то­г­да? Да в этом са­мом «по­том».

Се­год­ня мы зо­вем аме­ри­кан­цев — по­мо­гать нам под­ни­мать ин­но­ва­ци­он­ный биз­нес. Им быст­ро да­ют ви­зы и ши­ро­ко рас­кры­ва­ют объ­ятия. Но смо­гут ли они про­длить ви­зы в даль­ней­шем, ког­да ажи­о­таж во­круг «до­ро­гих гос­тей» утих­нет? А ведь ино­стран­цам при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся в Рос­сии и с на­шей на­ло­го­вой си­с­те­мой, и с са­нэ­пи­дем­стан­ци­я­ми.

А как же обе­ща­ния пре­зи­ден­та? Да, пре­зи­дент обе­ща­ет из­ме­нить ин­ве­с­ти­ци­он­ный кли­мат в стра­не. Но гла­ва го­су­дар­ства ли­шен воз­мож­но­с­ти си­деть на вхо­де и под­ни­мать шлаг­ба­ум, лич­но кон­т­ро­ли­руя даль­ней­шую судь­бу каж­до­го ин­вес­то­ра, экс­пер­та, спе­ци­а­ли­с­та. Тем бо­лее что гла­ве го­су­дар­ства так за­про­сто не по­зво­нишь, не по­жа­лу­ешь­ся. Да и чи­нов­ни­ки бу­дут петь при­выч­ную пес­ню: все прос­то за­ме­ча­тель­но!

Ино­стран­цы, ко­неч­но, к нам сна­ча­ла при­едут. Им ведь обе­ща­ют, что пер­спек­ти­вы ог­ром­ны. Но что даль­ше? Бо­юсь, этих до­вер­чи­вых лю­дей ждет горь­кое ра­зо­ча­ро­ва­ние.

От­ку­да ждать из­ме­не­ний? Точ­но не со сто­ро­ны. И мо­дер­ни­за­ция, и ин­ве­с­ти­ци­он­ный кли­мат, и от­но­ше­ние влас­ти к биз­не­су — объ­ек­ты, ко­то­рые так и бу­дут пре­бы­вать в ны­неш­нем со­сто­я­нии до тех пор, по­ка биз­нес не объ­еди­нит­ся и не ощу­тит се­бя си­лой. Си­лой, спо­соб­ной сде­лать жизнь в стра­не луч­ше.

Комментарии

1
  • Александр

    Полная утопия. Ощущение такое, что это написано было во времена первых кооперативов. Что здесь непонятного: предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли. Предпринимателя интересует, и должна интересовать, собственная прибыль. Не будет этого – не будет и предпринимательства. Поэтому вопрос для предпринимателя не добиться правды, а добиться прибыли. Теорию Маркса о прибавочной стоимости еще никто не опроверг. Если бизнес и объединяется, то только для увеличения собственной прибыли. Если кого-то поддерживает, то тоже только для увеличения собственной прибыли. А благотворительность – это когда делишься не частью оборотных средств бизнеса, а своим личным доходом, который мог бы потратить на себя. И благотворительность должна быть тайной, а не публичной – потому что, согласно учения Христа, все остальное не более, чем лицемерие.