Руководитель проектного офиса московского подразделения Volkswagen в России Сергей Анисимов хорошо помнит, с какими трудностями при получении корпоративной почты вне офиса сотрудникам представительства автомобильного бренда приходилось сталкиваться прежде: «Как мы раньше читали почту, когда находились вне офиса?
Чаще всего никак. Тем более что почта у нас защищенная, просто так получить доступ к ней не выйдет. Или же нужно было проделать множество телодвижений для доступа на корпоративный портал».
Теперь сложности позади. И сегодня Сергей Анисимов говорит о проблемах, с которыми сталкивались его коллеги в командировках, исключительно в прошедшем времени. Что изменилось? Год назад руководство представительства приняло решение обеспечить топ-менеджеров смартфонами BlackBerry, чтобы даже вне офиса можно было держать руку «на пульсе» бизнеса и в любой момент получать доступ к корпоративной почте. Телекоммуникационным провайдером сервиса выступила компания «МТС».
«Вначале устройства предоставили двенадцати руководителям, — вспоминает Анисимов. — Затем смартфоны BlackBerry получили еще сорок человек из числа руководящего состава. А пять месяцев назад — все сотрудники, которые постоянно находятся в разъездах и командировках, — всего более ста человек».
Круг сотрудников, применяющих устройства BlackBerry, постоянно расширялся (кстати, этот процесс в российском представительстве Volkswagen продолжается и сегодня) в силу очевидных причин. Эта коммуникационная платформа обеспечивает пользователям комфортный, но при этом защищенный доступ к корпоративной почте. Не менее привлекательной оказывается возможность принимать и отправлять сообщения вне зависимости от географического положения. Да и существенная экономия на интернет-трафике — обстоятельство в нынешних условиях немаловажное.
«Благодаря использованию BlackBerry почта стала приходить быстро, — делится результатами проекта Анисимов. — Сейчас — даже быстрее, чем в Outlook. И вот что важно. Несмотря на то, что технологии сжатия позволяют сделать трафик за месяц совершенно смешным (пара мегабайт на всю почту, хотя это сотни писем), все вложения открываются, так что их можно просмотреть прямо на экране устройства. А это очень удобно в командировке, когда столь важно оставаться на связи».
Прежде чем оценить все преимущества решения канадской компании Research In Motion (RIM), которая и выпускает смартфоны под маркой BlackBerry, российским пользователям пришлось ждать не один год. В 2007 году российский оператор МТС получил возможность первым предложить сервис BlackBerry для корпоративных абонентов в СНГ. Выход BlackBerry на рынок РФ затянулся из-за необходимости решения формальных вопросов, связанных с шифрованием передаваемых данных, поэтому российским пользователям сервис стал доступен только в середине 2008 года.
Сегодня в России путь, пройденный столичным офисом Volkswagen, повторяют уже сотни компаний. Первыми пользователями решений Research In Motion в нашей стране стали сотрудники транснациональных корпораций. Но постепенно применение этих смартфонов становится популярным и среди российских фирм. Что же касается первенства зарубежных компаний, то здесь все логично.
«Большинство наших руководителей — иностранцы, — объясняет Сергей Анисимов. — Для них BlackBerry не новинка, а хорошо знакомый инструмент, к повседневному общению с которым они привыкли. Но даже наши соотечественники, прежде использовавшие телефоны других марок, быстро привыкают к «ежевике», так что отзывы — всегда положительные».
Что выбрать
Ассортимент устройств BlackBerry, доступных в России, уже достаточно богат. Так, линейка смартфонов этой марки, предлагаемая МТС, представлена четырьмя моделями: BlackBerry 8900 Curve, BlackBerry 9000 Bold, BlackBerry 8520 Curve и новинкой на российском рынке — BlackBerry 9700 Bold.
Следует заметить, что BlackBerry — не просто телефоны, интегрируемые с корпоративной почтой. Речь идет о готовом решении, предоставляемом оператором. Пользователи получают мобильный защищенный доступ к корпоративной электронной почте, календарю и адресной книге, причем с возможностью их синхронизации. Смартфоны BlackBerry не только позволяют получить стандартный для подобных устройств функционал (удобную QWERTY-клавиатуру, камеру, яркий и большой экран, позволяющий легко читать и отправлять почту, а также смотреть мультимедийные файлы и работать с вложенными файлами различных форматов MS Office), но и обладают дополнительными коммуникационными возможностями, включая мобильный Интернет, доступ к системам обмена мгновенными сообщениями и социальным сетям, а также приложениям, использующим сервисы спутниковой навигации. А некоторые модели поддерживают работу и в сетях третьего поколения.
Сегодня в России решения BlackBerry используют такие компании, как «Вимм-Билль-Данн», «Адидас», «Эйвон Бьюти Продактс Компани», «Ферреро Руссия», «Рускан» (Royal Canin), «САБМиллер РУС» и другие. Следует отметить, что корпоративным клиентам доступны не только несколько вариантов подключения, но и возможность приобретения оборудования в рассрочку.
Сила стандарта
По данным аналитиков Gartner, в 2009 году доля устройств под маркой BlackBerry составила 20% мирового рынка смартфонов. В Северной Америке этот показатель еще выше — в силу исторических причин. Секрет повсеместного распространения «ягодных» телефонов в корпоративной среде — весьма своевременный выход RIM на этот рынок. В 1996 году, когда канадская компания выпустила свой первый двунаправленный пейджер, «заточенный» под прием почты, а затем снабдила его полноразмерной QWERTY-клавиатурой и добавила возможность совершать телефонные звонки, никто из конкурентов ничего подобного предложить еще не мог.
Основа устойчивого положения RIM на рынке — удачно организованная работа с почтой. К тому же именно эта компания первой реализовала технологию «push-email». Суть в следующем. Мобильное устройство не пытается (как это происходит в рамках традиционных решений) постоянно обращаться к почтовому серверу, чтобы проверить наличие новых сообщений. Эта задача возложена на сервер, который сам отсылает на смартфон новые письма, причем в режиме реального времени.
Практически все крупные транснациональные корпорации уже являются пользователями платформы BlackBerry, принятой в качестве корпоративного стандарта. В результате сотрудники постоянно остаются на связи, получая мгновенный и безопасный доступ к сообщениям корпоративной электронной почты повсюду, где есть сотовая связь.
Сегодня практически все сотрудники московского офиса Volkswagen, работа которых сопряжена с командировками и разъездами, уже обеспечены коммуникаторами BlackBerry. Впрочем, по словам Сергея Анисимова, корпоративный «телефонный парк» таких устройств постоянно увеличивается. И дело не только в экономии на почтовом трафике, которая в крупной компании может составлять весьма внушительные суммы, но и в тех преимуществах, которые дает применение BlackBerry в бизнесе.
— Люди, использующие эти устройства, делают бизнес компании, — говорит Анисимов. — И чем быстрее они получают информацию, тем быстрее принимаются решения. А значит — тем лучше для компании.
По оценкам экспертов МТС, у BlackBerry теперь есть все шансы для того, чтобы стать стандартным коммуникационным решением для российских компаний — как крупных, так и небольших. Тем более что никаких ограничений, препятствующих быстрым всходам «ежевики» на российских просторах, больше нет. Да и участники рынка связи прикладывают значительные усилия к тому, чтобы повысить популярность BlackBerry и для малого бизнеса. Так, в рамках одного из тарифов МТС обслуживание осуществляется с использованием серверного оборудования, расположенного на территории оператора, что позволяет избежать дополнительных расходов на приобретение оборудования, его обслуживание и поддержку.
Начать дискуссию