Менеджмент

Преодолевая банковский бюрократизм

Каждый банк в России – это сложный механизм. Нередко с весьма бюрократичной структурой. Поэтому при любых взаимоотношениях с кредитными организациями клиентам нужно уметь правильно и выгодно представить информацию о себе.

Каждый банк в России – это сложный механизм. Нередко с весьма бюрократичной структурой. Поэтому при любых взаимоотношениях с кредитными организациями клиентам нужно уметь правильно и выгодно представить информацию о себе.

Решив прибегнуть к банковскому кредиту, руководство компании может самостоятельно подготовить всю необходимую документацию или обратиться к независимому консультанту. Если же фирма хочет взять этот процесс на себя, ей стоит подойти к нему более ответственно. От того, насколько правильно будет оформлена информация, зависит результат решения банка.

Требования к клиентам

Для того чтобы взять банковский кредит, компания должна пройти 3 ступени. Это предварительные переговоры, анализ проекта и оформление сделки. Уже на первом этапе заемщику необходимо как можно более детально уточнить требования к документам. При этом целесообразно выделить отдельного сотрудника для сбора и предоставления в банк информации.

Наиболее важным документом, несомненно, является технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита. И здесь заемщик должен максимально развернуто и, одновременно, четко изложить суть проекта.

Большинство банков имеют весьма схожие требования к ТЭО. Они, как правило, требуют следующие документы:

  1. бизнес-план на период пользования кредитом. Он подтверждает возможность погашения кредита. Бизнес-план обязательно включает в себя план доходов и расходов и прогноз движения денежных средств. Его показатели рассчитывают на основании данных бухгалтерской отчетности, копии которой прилагают к бизнес-плану;
  2. цель кредита, с указанием направлений использования кредитных средств;
  3. сроки и суммы выпуска и приобретения продукции (часто просят указать рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации, цены и себестоимость продукции);
  4. разрешительная документация на проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (например, лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия и т.д.);
  5. копии контрактов, подтверждающих расходную и доходную части бизнес-плана.
  6. договоры на реализацию конечной продукции заемщиком по данной операции;
  7. другие договоры, в том числе транспортные, необходимые для кредитуемой деятельности.

Этот перечень может варьироваться в зависимости от кредитной организации. Банки хотят точно знать, на что они дают деньги, и за счет каких источников компания сможет им вернуть финансы.

К сбору и подготовке информации надо подходить очень внимательно. Необходимо учитывать, что при разработке ТЭО заявитель полностью отвечает за полноту и достоверность указанных исходных данных и расчетов.

Более подробно о том, в каком случае и какая именно ответственность грозит за предоставление ложных сведений, написано в бераторе «Если на бизнес заводят дело».

Если банк обнаружит преднамеренное искажение клиентом сведений, то отклонит проект. Но прежде этого он, как правило, предлагает компании исправить недостоверные данные. Проще говоря, предоставляет организации еще один шанс получить кредит.

В последнее время банки стали предлагать готовые формуляры для заполнения ТЭО. Некоторые вообще не требуют технико-экономического обоснования, например, при кредитах овердрафтного типа (при недостатке денежных средств на счете). При этом они требуют от клиентов проводить определенный объем оборотов по расчетному счету в течение полугода до выдачи такого кредита.

Однако при более сложных видах кредитования банк формулирует не жесткие требования, а только общие. Например, при проектном финансировании. В эту группу входят проекты, строительство которых ведется действительно с нуля.

Инвестиционное кредитование

На этом виде кредитования стоит остановиться подробнее. При проектном финансировании банк предъявляет особые требования к клиентам. В этом случае потенциальный заемщик представляет проектную документацию в полном объеме.

Прежде чем принять решение о финансировании проекта сотрудники банка анализируют все возможные риски. Отношение к проекту на данном этапе очень осторожное. Если он носит пилотный характер, на положительное решение может повлиять только очевидная выгода и высокая эффективность вложений.

Решив самостоятельно подготовить необходимую документацию, компания должна иметь четкое представление о предстоящей работе. В частности, какие именно документы на каждом этапе проекта нужно оформлять и передавать в банк.

Инвестиционные проекты проходят полный цикл: прединвестионная фаза, инвестиционная фаза и фаза эксплуатации.

До завершения прединвестиционного этапа банк не требует от фирмы обоснования участия инвесторов и кредиторов в проекте. Заемщик делает это только на конечной стадии прединвестиционной фазы. Разработав обоснования инвестиций, организация выпускает ТЭО или бизнес-план.

Следует заметить, что на практике банк зачастую принимает предварительное решение о финансировании проекта на прединвестиционной фазе.

На инвестиционном этапе основным документом является смета. Качество ее подготовки во многом определяет успех проекта. Недоучет затрат может создать ошибочное представление об эффективности и окупаемости проекта.

Когда проект вступает в инвестиционную стадию, компания начинает проводить тендеры и активно работать с потенциальными кредиторами. Именно на этой ступени руководство фирмы решает, стоит ли ей обращаться в банк за кредитом. Это зависит от того, достаточно ли инвесторов привлечено. Ведь проект будет успешным только при полномасштабном финансировании. Если средств инвесторов недостаточно, руководство компании принимает решение взять кредит в банке.

Банк вступает в проект, когда инвесторы уже определены, выполнены основные исследования, начаты строительные работы, заключены контракты с подрядчиками и поставщиками. Участие банка заключается в том, что он финансирует платежи по договорам и контрактам.

При кредитовании банк просит определить целевой характер кредита. Для этого компания предоставляет договора или контракты, для финансирования которых привлекает средства.

Помимо договора банк может потребовать акт уже выполненных работ и смету. Остальную документацию проверяют выборочно. Для этого сотрудники банка могут посетить проектный объект.

Перечень документации, которую требует банк при проектном финансировании, следующий:

  • заключение органов госэкспертизы по ТЭО;
  • справка проектной организации о состоянии выполненных работ,
  • заключения специальных экспертиз;
  • утвержденную смету затрат по проекту;
  • базовые контракты или протоколы о намерениях;
  • документы в поддержку проекта местными органами.

Модернизация действующего производства

К услугам кредитных организаций компания может прибегнуть также и в случае модернизации действующего производства. Банки такой вид кредитования успешно практикуют.

С точки зрения кредитования и оценки рисков проекты, связанные с модернизацией действующего производства, наиболее просты. Они базируются в основном на результатах маркетинга и данных о финансовом состоянии, которые подает заемщик.

Проектная документация включает:

  • бизнес-план, в основу которого положены прогнозируемые или достигнутые объемы продаж;
  • проекты контрактов или данные о затратах, полученные на основании технико-коммерческих предложений фирм-поставщиков;
  • смета затрат;
  • финансовый план проекта;
  • график реализации проекта, как правило, составленный на основе сроков поставки и монтажа закупаемого оборудования.

Всю указанную документацию фирма передает в банк. Она служит основой для принятия решения о предоставлении кредита.

В заключение необходимо отметить, что при подготовке бизнес-плана и ТЭО нужно сделать документы качественными и наглядными. Они должны заинтересовать кредитора в проведении переговоров и рассмотрении вопроса, а в дальнейшем в финансировании проекта. Начинать переговоры с потенциальным банком-кредитором лучше всего заранее, на этапе предпроектных исследований. Это позволит наиболее точно спрогнозировать сроки, за которые банк примет решение, и выставит возможные требования и условия для финансирования.

Согласуйте цель с банком

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет 2004», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия».

«Если у фирмы не хватает денег на покупку материалов или основных средств, она может взять кредит в банке. Однако в договоре, заключаемом с кредитной организацией, нужно обязательно указывать цель финансирования. Чтобы облегчить работу бухгалтерии, я советую руководителю попросить банковского работника, чтобы он указал в договоре следующее: «На пополнение оборотных средств». Благодаря этой формулировке, уплаченные за кредит проценты компания сможет учесть по дебету субсчета 91-2. Это значит, что первоначальная стоимость приобретенного имущества как в бухгалтерском, так и налоговом учете будет одинакова и отдельных налоговых регистров по учету материалов и основных средств не потребуется».

Олег Сеньков,
вице-президент Инвестиционно-банковского управления
«Банк Корпоративного Финансирования», к.э.н.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.