Менеджмент

Тендеры: как становятся победителями

Организации, финансируемые из бюджета, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе. По сути, их поставщиком может стать любая компания. Однако для этого ей нужно выиграть тендер, что далеко не всегда просто.

Антон Щетинский

Организации, финансируемые из бюджета, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе. По сути, их поставщиком может стать любая компания. Однако для этого ей нужно выиграть тендер, что далеко не всегда просто.

Принять участие в тендере может любая компания, но вот побеждает только одна. При этом выигрывает не всегда тот участник, который предложит лучшую цену. Нередко выгодные заказы достаются «своим людям». Законодатели борются с этим, четко регламентируя порядок проведения конкурсов и устанавливая ответственность за его нарушение. Что нужно делать, чтобы выиграть тендер, несмотря на все препятствия, обсуждалось на семинаре, проведенном АНО «УТЦ «Эксперт» совместно с Оксаной Емцовой, экспертом и преподавателем Института государственных закупок им. А.Б. Соловьева.

Законодательная основа

Одно из условий вступления России во Всемирную Торговую Организацию - наличие четко отлаженного механизма государственных закупок. Действующие на сегодняшний день правила в этой области закреплены в Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ (далее – Закон о конкурсах). Порядок государственных закупок регулируют также и другие нормативные акты. К ним, в частности, относятся

  • Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1160 «О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения»;
  • Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» и др.

Как пояснила г-жа Емцова, указанные документы регулируют процесс государственных закупок на федеральном и субфедеральном уровнях. Если же конкурс организует муниципальная организация, то руководствоваться необходимо местными законами в этой сфере. Так, если закупки производятся на уровне мэрии Москвы, то проводимый конкурс будет регулироваться Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 26 «О городском государственном заказе».

В ходе семинара основное внимание лектор уделила конкурсам федерального и субфедерального значения. Рассмотрим подробнее правила участия именно в этих мероприятиях.

Базовые принципы

Действующие законодательные требования к проведению государственных конкурсов, по словам г-жи Емцовой, приближены к международным. А международные правила основываются на пяти главных принципах:

  • открытость;
  • равноправие (гласность);
  • экономичность;
  • эффективность;
  • ответственность.

Этими же принципами руководствовались и российские законодатели, прорабатывая вопросы регулирования тендеров. Что же подразумевает под собой каждый из принципов?

Принцип первый: открытость

Открытость достигается тем, что на каждого заказчика возлагается обязанность публиковать в СМИ объявление о проведении конкурса. При этом заказчик непременно должен разместить указанную информацию в федеральном бюллетене «Конкурсные торги». Он издается 2 раза в месяц, как в бумажном, так и в электронном виде.

Слушателей семинара заинтересовал вопрос, на каком интернет-сайте доступна его электронная версия. Полагаем, что эта информация будет полезна и нашим читателям. Она находится на официальном сайте федерального бюллетеня: www. bob. ru. Любые другие интернет-ресурсы, посвященные конкурсам, являются неофициальными. Пользоваться размещенными на них сведениями следует с осторожностью, перепроверяя в официальном источнике.

Принцип открытости предназначен для того, чтобы конкурсы не были номинальными, где победитель известен заранее. Допустим, организатор тендера намерен ограничить число возможных конкурентов «своей» компании. До принятия Закона о конкурсах, ничто не мешало ему объявить о проведении тендера на страницах какой-нибудь малотиражной местной газете. Какова в этом случае вероятность, что желающие принять участие в конкурсе прочтут это объявление?

В настоящее же время, если тендер проведен, а информации о нем в федеральном бюллетене не было, оспорить результаты можно, обратившись в уполномоченный орган. Ведомством, контролирующим проведение конкурсов, сейчас является Минэкономразвития РФ (п.1 Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. № 1160 «О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения»). В случае нарушений, подать жалобу можно именно в это министерство, а точнее, в его департамент цен и государственных закупок.

Один из участников семинара задал вопрос: «Должен ли заказчик размещать объявление о тендере в других СМИ помимо официального?» По словам г-жи Емцовой, заказчику необходимо и достаточно дать информацию в федеральном бюллетене, публикация в других СМИ при этом необязательна.

Также Закон о конкурсах содержит перечень сведений, которые должны быть представлены в СМИ (ст. 12). Если какие-либо данные из этого списка не были опубликованы, результаты конкурса можно признать недействительными через суд.

Принцип второй: равноправие

Все участники конкурса должны находиться в равных условиях. Однако иногда заказчик идет на ухищрения, чтобы в конкурсе победила конкретная компания. Уловки бывают самые разнообразные – законные, с которыми поставщикам приходится мириться, и незаконные, которые можно и нужно оспорить.

Г-жа Емцова привела пример законных способов ограничения числа участников конкурса. Итак, просочилась информация о том, что одно из федеральных ведомств ищет поставщиков сейфов. Компании начали искать информацию в официальном издании и не смогли найти. Произошло это по очень простой причине – информация о данном конкурсе была помещена в раздел горюче-смазочных материалов! Кому могло прийти в голову, что объявление о тендере на поставку сейфов поместят именно в этот раздел? Сознательно это было сделано или нет, осталось неизвестным. Однако, очевидно, что из-за неудобного расположения информации о конкурсе количество его участников оказалось значительно меньше возможного.

Иногда заказчик идет по совсем не законному пути. Например, устанавливает требования, которым в принципе соответствует только один из участников, причем заранее известно какой. Г-жа Емцова привела пример такого конкурса. В Брянской области проводился тендер на оказание транспортных услуг администрации. Одним из требований к поставщикам было наличие опыта (не менее трех лет) оказания подобных услуг для нужд администрации. Понятно, что этим запросам соответствовала лишь одна компания, оказывавшая транспортные услуги администрации и ранее. Результаты этого конкурса удалось оспорить. Следовательно, если конкурсная документация составлена таким образом, что победить может только определенная компания, имеет смысл написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

Принцип третий: экономичность

Принцип экономичности означает, что в конкурсе победит поставщик, сделавший наиболее выгодное предложение. Однако не всегда речь идет о самой низкой цене. Очень часто выигрывает компания, предложившая оптимальное сочетание цены и качества. Ведь, как правило, госслужащие, выступающие в роли заказчика, не заинтересованы в экономии казенных денег, которыми распоряжаются. Из бюджета на закупки выделяется определенные средства. Если же реализация заказа обойдется дешевле, то в следующем году в бюджете на эти же цели будет запланирована уже меньшая сумма.

Принципы четвертый и пятый: эффективность и ответственность

На практике принцип эффективности заключается в том, что все выделенные средства должны иметь строго целевое использование. Если, например, деньги предназначены для покупки компьютеров, то израсходовать их часть на премии госслужащим, ответственным за тендер, не получится.

При подготовке конкурса возникает и такой момент. Организатор должен предоставить потенциальным поставщикам конкурсную документацию. Покрыть расходы на ее изготовление из целевых средств он не вправе. Однако закон дает ему возможность взимать плату за предоставление конкурсной документации с участников (п. 4 ст. 11 Закона о конкурсах). Г-жа Емцова обратила внимания на то, что указанная плата не может превышать величину расходов на изготовление и доставку документов поставщикам. Несмотря на это, встречаются ситуации, когда с компаний требуют чрезмерные суммы, доходящие до 30 тысяч рублей. Кстати говоря, непонятно, какой смысл завышать стоимость документов, ведь вырученные средства госслужащие все равно обязаны отдать государству. Встретившись с явно завышенной суммой, обязательно сообщите организатору, что он нарушает закон.

В настоящий момент ответственность представителей государства, непосредственно вовлеченных в организацию конкурса, установлена только за нецелевое расходование средств. Контроль за их использованием осуществляет Росфиннадзор. По результатам проверки против недобросовестных госслужащих он может возбудить уголовное дело.

Заказчик и организатор конкурса

В заключение, Оксана Емцова обратила внимание слушателей семинара на то, что заказчик и организатор конкурса необязательно должны совпадать. Для проведения тендера заказчик может нанять стороннюю организацию. Этот момент важен для участников конкурса по следующим причинам:

Во-первых, мнение организатора конкурса, если он не является заказчиком, не считается окончательным, а носит лишь рекомендательный характер.

Во-вторых, если заказчик и организатор конкурса отличаются, то организатор должен выбираться по результатам специального конкурса. Соответственно, если такой конкурс не был объявлен, результаты тендера на госзакупку можно оспорить.

В-третьих, заказчик несет расходы по оплате услуг организатора, но бюджет на эти цели деньги обычно не выделяет. Поэтому зачастую заказчик договаривается, чтобы поставщик, приняв решение об участии в конкурсе, согласился возместить организационные расходы в случае победы. Такое требование неправомочно и в суде будет рассматриваться как понуждение к заключению договора.

Решение о том, кто же победил в конкурсе, принимает комиссия по проведению торгов. Ее члены обязаны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов на закупку продукции для государственных нужд. Это означает, что если члены комиссии не обладают необходимой квалификацией, оспорить результаты тендера будет несложно. Проверить, прошли ли члены комиссии соответствующую подготовку легко – достаточно послать запрос в Институт государственных закупок имени А.Б. Соловьева. Это единственное учебное заведение, где присваивают требуемую квалификацию.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.