Менеджмент

Тендеры: как становятся победителями

Организации, финансируемые из бюджета, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе. По сути, их поставщиком может стать любая компания. Однако для этого ей нужно выиграть тендер, что далеко не всегда просто.

Антон Щетинский

Организации, финансируемые из бюджета, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе. По сути, их поставщиком может стать любая компания. Однако для этого ей нужно выиграть тендер, что далеко не всегда просто.

Принять участие в тендере может любая компания, но вот побеждает только одна. При этом выигрывает не всегда тот участник, который предложит лучшую цену. Нередко выгодные заказы достаются «своим людям». Законодатели борются с этим, четко регламентируя порядок проведения конкурсов и устанавливая ответственность за его нарушение. Что нужно делать, чтобы выиграть тендер, несмотря на все препятствия, обсуждалось на семинаре, проведенном АНО «УТЦ «Эксперт» совместно с Оксаной Емцовой, экспертом и преподавателем Института государственных закупок им. А.Б. Соловьева.

 

Законодательная основа

 

Одно из условий вступления России во Всемирную Торговую Организацию - наличие четко отлаженного механизма государственных закупок. Действующие на сегодняшний день правила в этой области закреплены в Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ (далее – Закон о конкурсах). Порядок государственных закупок регулируют также и другие нормативные акты. К ним, в частности, относятся

  • Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1160 «О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения»;
  • Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» и др.

Как пояснила г-жа Емцова, указанные документы регулируют процесс государственных закупок на федеральном и субфедеральном уровнях. Если же конкурс организует муниципальная организация, то руководствоваться необходимо местными законами в этой сфере. Так, если закупки производятся на уровне мэрии Москвы, то проводимый конкурс будет регулироваться Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 26 «О городском государственном заказе».

В ходе семинара основное внимание лектор уделила конкурсам федерального и субфедерального значения. Рассмотрим подробнее правила участия именно в этих мероприятиях.

 

Базовые принципы

 

Действующие законодательные требования к проведению государственных конкурсов, по словам г-жи Емцовой, приближены к международным. А международные правила основываются на пяти главных принципах:

  • открытость;
  • равноправие (гласность);
  • экономичность;
  • эффективность;
  • ответственность.

Этими же принципами руководствовались и российские законодатели, прорабатывая вопросы регулирования тендеров. Что же подразумевает под собой каждый из принципов?

 

Принцип первый: открытость

 

Открытость достигается тем, что на каждого заказчика возлагается обязанность публиковать в СМИ объявление о проведении конкурса. При этом заказчик непременно должен разместить указанную информацию в федеральном бюллетене «Конкурсные торги». Он издается 2 раза в месяц, как в бумажном, так и в электронном виде.

Слушателей семинара заинтересовал вопрос, на каком интернет-сайте доступна его электронная версия. Полагаем, что эта информация будет полезна и нашим читателям. Она находится на официальном сайте федерального бюллетеня: www. bob. ru. Любые другие интернет-ресурсы, посвященные конкурсам, являются неофициальными. Пользоваться размещенными на них сведениями следует с осторожностью, перепроверяя в официальном источнике.

Принцип открытости предназначен для того, чтобы конкурсы не были номинальными, где победитель известен заранее. Допустим, организатор тендера намерен ограничить число возможных конкурентов «своей» компании. До принятия Закона о конкурсах, ничто не мешало ему объявить о проведении тендера на страницах какой-нибудь малотиражной местной газете. Какова в этом случае вероятность, что желающие принять участие в конкурсе прочтут это объявление?

В настоящее же время, если тендер проведен, а информации о нем в федеральном бюллетене не было, оспорить результаты можно, обратившись в уполномоченный орган. Ведомством, контролирующим проведение конкурсов, сейчас является Минэкономразвития РФ (п.1 Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. № 1160 «О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения»). В случае нарушений, подать жалобу можно именно в это министерство, а точнее, в его департамент цен и государственных закупок.

Один из участников семинара задал вопрос: «Должен ли заказчик размещать объявление о тендере в других СМИ помимо официального?» По словам г-жи Емцовой, заказчику необходимо и достаточно дать информацию в федеральном бюллетене, публикация в других СМИ при этом необязательна.

Также Закон о конкурсах содержит перечень сведений, которые должны быть представлены в СМИ (ст. 12). Если какие-либо данные из этого списка не были опубликованы, результаты конкурса можно признать недействительными через суд.

 

Принцип второй: равноправие

 

Все участники конкурса должны находиться в равных условиях. Однако иногда заказчик идет на ухищрения, чтобы в конкурсе победила конкретная компания. Уловки бывают самые разнообразные – законные, с которыми поставщикам приходится мириться, и незаконные, которые можно и нужно оспорить.

Г-жа Емцова привела пример законных способов ограничения числа участников конкурса. Итак, просочилась информация о том, что одно из федеральных ведомств ищет поставщиков сейфов. Компании начали искать информацию в официальном издании и не смогли найти. Произошло это по очень простой причине – информация о данном конкурсе была помещена в раздел горюче-смазочных материалов! Кому могло прийти в голову, что объявление о тендере на поставку сейфов поместят именно в этот раздел? Сознательно это было сделано или нет, осталось неизвестным. Однако, очевидно, что из-за неудобного расположения информации о конкурсе количество его участников оказалось значительно меньше возможного.

Иногда заказчик идет по совсем не законному пути. Например, устанавливает требования, которым в принципе соответствует только один из участников, причем заранее известно какой. Г-жа Емцова привела пример такого конкурса. В Брянской области проводился тендер на оказание транспортных услуг администрации. Одним из требований к поставщикам было наличие опыта (не менее трех лет) оказания подобных услуг для нужд администрации. Понятно, что этим запросам соответствовала лишь одна компания, оказывавшая транспортные услуги администрации и ранее. Результаты этого конкурса удалось оспорить. Следовательно, если конкурсная документация составлена таким образом, что победить может только определенная компания, имеет смысл написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

 

Принцип третий: экономичность

 

Принцип экономичности означает, что в конкурсе победит поставщик, сделавший наиболее выгодное предложение. Однако не всегда речь идет о самой низкой цене. Очень часто выигрывает компания, предложившая оптимальное сочетание цены и качества. Ведь, как правило, госслужащие, выступающие в роли заказчика, не заинтересованы в экономии казенных денег, которыми распоряжаются. Из бюджета на закупки выделяется определенные средства. Если же реализация заказа обойдется дешевле, то в следующем году в бюджете на эти же цели будет запланирована уже меньшая сумма.

 

Принципы четвертый и пятый: эффективность и ответственность

 

На практике принцип эффективности заключается в том, что все выделенные средства должны иметь строго целевое использование. Если, например, деньги предназначены для покупки компьютеров, то израсходовать их часть на премии госслужащим, ответственным за тендер, не получится.

При подготовке конкурса возникает и такой момент. Организатор должен предоставить потенциальным поставщикам конкурсную документацию. Покрыть расходы на ее изготовление из целевых средств он не вправе. Однако закон дает ему возможность взимать плату за предоставление конкурсной документации с участников (п. 4 ст. 11 Закона о конкурсах). Г-жа Емцова обратила внимания на то, что указанная плата не может превышать величину расходов на изготовление и доставку документов поставщикам. Несмотря на это, встречаются ситуации, когда с компаний требуют чрезмерные суммы, доходящие до 30 тысяч рублей. Кстати говоря, непонятно, какой смысл завышать стоимость документов, ведь вырученные средства госслужащие все равно обязаны отдать государству. Встретившись с явно завышенной суммой, обязательно сообщите организатору, что он нарушает закон.

В настоящий момент ответственность представителей государства, непосредственно вовлеченных в организацию конкурса, установлена только за нецелевое расходование средств. Контроль за их использованием осуществляет Росфиннадзор. По результатам проверки против недобросовестных госслужащих он может возбудить уголовное дело.

 

Заказчик и организатор конкурса

 

В заключение, Оксана Емцова обратила внимание слушателей семинара на то, что заказчик и организатор конкурса необязательно должны совпадать. Для проведения тендера заказчик может нанять стороннюю организацию. Этот момент важен для участников конкурса по следующим причинам:

Во-первых, мнение организатора конкурса, если он не является заказчиком, не считается окончательным, а носит лишь рекомендательный характер.

Во-вторых, если заказчик и организатор конкурса отличаются, то организатор должен выбираться по результатам специального конкурса. Соответственно, если такой конкурс не был объявлен, результаты тендера на госзакупку можно оспорить.

В-третьих, заказчик несет расходы по оплате услуг организатора, но бюджет на эти цели деньги обычно не выделяет. Поэтому зачастую заказчик договаривается, чтобы поставщик, приняв решение об участии в конкурсе, согласился возместить организационные расходы в случае победы. Такое требование неправомочно и в суде будет рассматриваться как понуждение к заключению договора.

Решение о том, кто же победил в конкурсе, принимает комиссия по проведению торгов. Ее члены обязаны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области организации торгов на закупку продукции для государственных нужд. Это означает, что если члены комиссии не обладают необходимой квалификацией, оспорить результаты тендера будет несложно. Проверить, прошли ли члены комиссии соответствующую подготовку легко – достаточно послать запрос в Институт государственных закупок имени А.Б. Соловьева. Это единственное учебное заведение, где присваивают требуемую квалификацию.

Начать дискуссию