Ведение бизнеса

Прямая и явная угроза

Строго говоря, внутренняя коррупция — вопрос скорее даже не к топ-менеджменту, а к собственникам компаний. Что конкретно они делают для того, чтобы у управленцев не возникало даже мысли о попытках обобрать своего работодателя? И делают ли хоть что-то? Однако все мы знаем: столь неприятные темы бизнесмены инстинктивно предпочитают обходить стороной. И уж тем более не любят выслушивать предостережения от окружающих.

ДОВОЛЬНО ВЫСОКАЯ ДОХОДНОСТЬ ВЕДУЩИХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ УВЕРЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ВСЕ ЕЩЕ ПОЗВОЛЯЕТ АКЦИОНЕРАМ И МЕНЕДЖМЕНТУ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА НА «СЕРЫЕ СХЕМЫ», АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ. ОДНАКО С КАЖДЫМ ДНЕМ УГРОЗА СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПРЯМОЙ И ЯВНОЙ, ПОСКОЛЬКУ СПОСОБНА «РАСТВОРИТЬ» ЗАМЕТНУЮ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ.

Строго говоря, внутренняя коррупция — вопрос скорее даже не к топ-менеджменту, а к собственникам компаний. Что конкретно они делают для того, чтобы у управленцев не возникало даже мысли о попытках обобрать своего работодателя? И делают ли хоть что-то? Однако все мы знаем: столь неприятные темы бизнесмены инстинктивно предпочитают обходить стороной. И уж тем более не любят выслушивать предостережения от окружающих.

Думаю, именно этими (во многом психологическими, а вовсе не рациональными) причинами можно объяснить тот факт, что аудит процесса товаросопроводительных цепочек розничных сетей, как правило, сводится к банальной инвентаризации. В отчетах могут фигурировать, на первый взгляд, вполне удовлетворительные цифры (в среднем 1,5–2%). А если эти показатели еще и демонстрируют тенденцию к постепенному снижению, подобная динамика и вовсе снимает вопросы. В итоге то, что на самом деле происходит за кулисами торговых залов, интересует немногих. Тем более что принято считать: сотрудники службы охраны и системы видеонаблюдения «за всем следят». Следят? Возможно. Но отслеживают ли?

В моей практике немало примеров, подтверждающих крайне низкий интерес менеджмента розничных сетей к этим вопросам. Предложения провести комплексный аудит процессов, предшествующих попаданию товара на полки (а затем в корзину покупателя) чаще всего не вызывают интереса управляющих. Дело вовсе не в расходах, связанных с подобным проектом: они относительно невысоки. И даже не в трепетно оберегаемой «коммерческой тайне», которую следует тщательно скрывать от посторонних. Причина в том, что правду никто не хочет знать. Она никому не нужна. Даже собственникам самых крупных и передовых компаний. Помните короля-самодура из «Обыкновенного чуда», который ничего не хотел знать о состоянии своей дочери-принцессы? Так вот, все очень похоже.

И верно, что делать с этой правдой? Как жить, получив убедительные доказательства того, что потери от нечестности персонала равняются выручке магазина? Не расформировывать же весь коллектив? Да и самооценка управляющего страдает. Ведь получается, что на подведомственной ему территории творится полное безобразие! А значит — проще закрыть на это глаза. Тем более что рост розничной торговли в России и показатели эффективности торговых сетей пока еще позволяют прятать голову в песок. Да и дефицит профессиональных сотрудников заставляет держаться за них, закрывая глаза на «шалости». В том числе — вовсе не детские.

Порой мне кажется, что профессионализм в глазах работодателя имеет даже более высокую ценность, чем честность. И этому, как ни парадоксально, тоже есть объяснение: потери, вызванные действиями непрофессионального персонала, могут значительно превышать суммы, которые компания теряет из-за «откатов» и иных форм коррупции, практикуемых квалифицированными кадрами.

ПРАВДУ О КОРРУПЦИИ В РЯДАХ ПЕРСОНАЛА НИКТО НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ. ОНА НИКОМУ НЕ НУЖНА. ДАЖЕ СОБСТВЕННИКАМ САМЫХ КРУПНЫХ И ПЕРЕДОВЫХ КОМПАНИЙ

Если говорить о ритейле, то чаще всего подозревать в махинациях (а то и в прямом воровстве) принято сотрудников отделов закупок или категорийного менеджмента, как ныне принято именовать подобные подразделения. Хотя, по моим наблюдениям, подозрения эти не всегда оправданны. На самом деле те, кто отвечает за закупки, оказываются втянутыми в коррупционные схемы не больше и не меньше, чем все остальные структуры компании. Просто схемы работы менеджеров по закупкам более понятны «обывателям». Придумать, что и как можно украсть в отделе аренды или развития, гораздо сложнее. Ситуация усугубляется еще и всеобщей завистью к представителям закупочного «цеха». Ведь считается, что работа здесь не слишком пыльная, трудозатраты низки, а сами менеджеры по закупкам — своего рода «белые воротнички».

Я уверена, что честных людей все-таки больше. Но принципиально честных, то есть тех, кто не «берет» даже тогда, когда предлагают «взять», — все-таки не подавляющее большинство. Как ни печально. А уж если в компании принято подворовывать, то, скорее всего, «рыба гниет с головы». В итоге весь персонал начинает копировать подходы, принятые «начальством». «Если им можно — значит, можно и нам»! К тому же торговые компании зачастую сами провоцируют (пусть и невольно) сотрудников растворять свои нелегальные заработки в общем котле выручки.

Есть ли решение? Можно положиться на службу безопасности. Например, поставить на поток контроль менеджеров и начать глубокую проверку их отношений с поставщиками (в том числе отношений родственных). Но по этому пути пока идут лишь единицы компаний. К тому же подобный метод слишком дорог и требует значительных ресурсов. При этом редкие торговые предприятия обращают внимание на куда более эффективные управленческие приемы, в конечном счете приводящие к росту экономической безопасности и имеющие прямое отношение к общим вопросам менеджмента.

Если решать задачу всерьез, следует для начала ответить на ключевой вопрос: что именно является стимулом для сотрудников, проявляющих тягу к «откатам» и иным формам «частной предпринимательской деятельности» на своем рабочем месте? Ответ, скорее всего, будет связан с двумя взаимозависимыми факторами — лояльностью персонала и четкостью организации бизнес-процессов. Нелояльный сотрудник сумеет «справиться» даже с полностью контролируемой системой. С другой стороны, отсутствие внятно выстроенных управленческих технологий способно подтолкнуть к неумышленным действиям даже кристально чистого сотрудника.

На первое место я все-таки поставила бы лояльность, которая в торговых сетях заметно тает к низу служебной лестницы. Не говоря уже о том, что офис и магазин в принципе живут разными жизнями. Если в развитых странах на одного офисного сотрудника розничной компании приходится три магазина, то в наших сетях ситуация обратная. В чем дело? В низком качестве и неудовлетворительной производительности труда менеджеров. В обещанных, но невыплаченных бонусах. В постоянных реформах системы мотивации, затеваемых к концу года, когда сотрудники ждут материального поощрения в рамках прежних соглашений. В многочисленных штрафах, заставляющих сотрудников компенсировать свои потери иными способами. Или как минимум не работать на увеличение прибыли «родного» работодателя. В итоге проще не выставить бутылку на полку, чем быть оштрафованным в случае ее пропажи.

В региональном магазине одной из торговых сетей в зале самообслуживания я обнаружила бутылки подсолнечного масла, которые были… приклеены к полке скотчем! Возможно, в этом городе подсолнечное масло пользовалось особенным спросом. Но, как бы то ни было, подобные действия (очевидно, спровоцированные системой драконовских штрафов) явно не направлялись на то, чтобы спрос этот удовлетворить.

Самое простое — обвинять рядовых работников во всех смертных грехах, подкрепляя подобные оценки рассуждениями о низком качестве человеческого капитала в стране. Готова возразить: зачастую на плечи рядовых сотрудников магазинов ложатся промахи менеджмента. Неправильно сформированный ассортимент, ошибочная ценовая политика и множество других просчетов приводят к тому, что недополученную прибыль приходится компенсировать путем снижения зарплаты персонала. Нетрудно догадаться, что подобные (и довольно распространенные) способы «оптимизации» финансовых показателей даже для честного сотрудника становятся весомой причиной пересмотреть свое отношение к работодателю.

Таким образом, другой корень зла — качество бизнес-процессов, которые мало в какой российской розничной сети не оставляют желать лучшего. Чем крупнее сеть — тем выше степень бардака, уж простите за крепкое определение. И, что характерно, сотрудники с опытом работы в западных компаниях мало что могут сделать в такой ситуации. Степень разделения труда в зарубежных сетях настолько высока, что «импортированные» менеджеры чаще всего способны имплантировать в тело российских компаний лишь отдельные фрагменты правильной, эффективной технологии. В итоге экспаты в состоянии реставрировать «свой» кусок работы, но не оценить (и уж тем более — изменить) общую картину.

Учитывая эти особенности работы зарубежных компаний (что в конечном итоге также приводит к большей безопасности), можно сделать простой вывод: не следует замыкать все процессы на одном человеке. Но вопреки здравому смыслу в российских торговых сетях ныне происходит обратный процесс. Процесс, обусловленный (как ни странно!) модным трендом — трансформацией отделов закупок в отделы категорийного менеджмента.

Здесь следует сделать важную оговорку. Категорийный менеджмент не предполагает закрепления всех этапов, сопровождающих появление товара определенной категории на полке, за одним сотрудником. Между тем в большинстве компаний, которые взялись осваивать эту новую технологию, поступили именно так. То есть — взяли вчерашнего менеджера по закупкам и «переименовали» его, замкнув на него все процессы, связанные с его категорией. От анализа рынка, формирования ассортиментной матрицы и промоакций — до управления продажами. Мало того, чаще всего эти изменения не сопровождаются переобучением сотрудников. В этом вульгарно-упрощенном подходе к категорийному менеджменту и заложена мина замедленного действия, готовая бесшумно разорваться в любую минуту и изрешетить компанию осколками коррупции. Ведь все процессы теперь проходят через одного человека, который отныне отвечает за все, что связано, например, с колбасой. Конечно, поставщику удобнее общаться с одним менеджером, который занимается всем — от бюджетирования закупок до расчетов. Но точно так же ему теперь будет гораздо удобнее и «неформально договариваться».

Еще одна проблема — система контроля всего процесса организации закупок. Профессиональный категорийный менеджер всегда сможет убедить руководство в правильности своего выбора. И действительно, менеджер принимает решение сам. Вот только происходить это должно под контролем ассортиментного комитета, которому менеджер презентует ассортиментную матрицу, а также защищает изменения в ней. Таким образом, возникает управленческий контур, обеспечивающий контроль над процессом формирования ассортиментной матрицы. И, что немаловажно, он инициирует рост профессионализма менеджеров, которые вскоре перестанут объяснять свой выбор банальными «нравится» или «не нравится» и вынуждены будут презентовать внятные критерии анализа ассортимента.

Другая мера, повышающая эффективность торговой компании и существенно влияющая на уровень коррупции, — ротация персонала. «А как же наработки и связи конкретного менеджера?» — спросит читатель. Но ведь мы с вами работаем не на Черкизовском рынке, где нужны «связи», а в компании, работа которой должна опираться на технологии. Мало того, я глубоко уверена, что с точки зрения «интересов» товарной матрицы разрушение связей — это хорошо! Если я хороший менеджер и специалист в своей товарной категории, то через три месяца я буду разбираться не хуже и в другой категории. И, если построенная предшественником система действительно работает, за это время я смогу не «уронить» продажи. Зато — привнесу полезные технологии, усвоенные за время работы с другой товарной группой.

Известны, разумеется, и «локальные» методы борьбы с коррупцией в торговых сетях. Так, некоторое время назад предполагалось, что «входные бонусы» для поставщиков и станут методом легализации скрытых доходов менеджеров по закупкам. Свою лепту в сохранность денежных потоков внес и отказ от «нала» в рознице (что, впрочем, пока почти не затронуло регионы). А главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис, например, недавно публично призывал закупщиков своей компании разоблачать поставщиков. А поставщиков — разоблачать закупщиков.

Но все эти меры по понятным причинам паллиативны. Особенно в условиях, когда сотрудники компаний не только «могут», но и «хотят». 

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.