Ведение бизнеса

Легкий вход — быстрый выход

Посредничество на рынке купли-продажи действующих предприятий (бизнес-брокеридж) уже завоевало право считаться профессиональной услугой, хотя если быть справедливым, то приходится признать: нынешнее качество такого рода сервисов еще весьма далеко от совершенства.

В БИЗНЕС ПО ПРОДАЖЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО БИЗНЕСА ПРИХОДИТ СЛИШКОМ МНОГО СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ. ВПРОЧЕМ, НОВИЧКИ БЫСТРО СХОДЯТ С ОРБИТЫ.

Посредничество на рынке купли-продажи действующих предприятий (бизнес-брокеридж) уже завоевало право считаться профессиональной услугой, хотя если быть справедливым, то приходится признать: нынешнее качество такого рода сервисов еще весьма далеко от совершенства.

Отчасти дело в том, что ни владение бизнес-брокерской компанией, ни частная брокерская практика до сих пор не могут считаться выгодным бизнесом, поскольку не приносят должного материального результата. Объясняется это не только сохраняющимся дефицитом действительно качественных объектов для продажи, но и низким уровнем профессиональной подготовки самих брокеров.

Подтверждением этих тезисов может служить тот факт, что из десятка столичных брокерских компаний, активно действовавших на рынке в 2003 году, в живых осталось только две, а обновление списка лидеров рейтинга цитируемости происходит с завидной регулярностью. Причем из новоявленных лидеров редко кто дотягивает до празднования двухлетней годовщины. Согласитесь, показательная статистика.

Почему в таком случае в этом сложном сегменте постоянно появляются новые участники? Один из ключевых стимулов для выхода на рынок бизнес-брокерских услуг — отсутствие входных барьеров. Никакого государственного регулирования, минимум необходимого стартового капитала — все это приводит к вполне резонному выводу: «А почему бы, собственно, не попробовать?»

И правда, для старта такого бизнеса достаточно небольшого офиса (причем центр города, евроремонт и секретарь — вовсе не обязательные атрибуты), сайт (многие новички не гнушаются «копипастить» его дизайн и наполнение с ресурса конкурента), пара стажеров без зарплаты (которых можно мотивировать на трудовые подвиги гипотетическими сотнями тысяч долларов будущих гонораров) — и можно приступать. Основные затраты на первых порах будут сводиться к попыткам продвижения в поисковых системах (что давно уже привело к печальному результату: как правило, добрая половина сайта оказывается забитой повторяющимися в разных вариантах, в том числе совершенно абсурдных, «ключевыми» словами).

Но все это не более, чем внешняя атрибутика, не имеющая ничего общего с ожидаемыми коммерческими успехами. Ведь на самом деле ценность бизнес-брокерской компании базируется прежде всего на человеческом капитале. Из всех специалистов, необходимых для успешного развития бизнеса, только бизнес-брокеры могут стать центрами прибыльности. Да и то не все. И уж точно не сразу. Я, например, шел к своей первой сделке десять месяцев, а заработанный доход едва покрыл издержки компании на мои «тренировки». В ходе естественного отбора уволились шесть из восьми моих коллег. И если владелец может сэкономить на окладе брокера, пообещав ему высокий процент от сделок, то заставить других специалистов (оценщика, юриста, аналитика) работать «за идею» сегодня вряд ли получится. Такие профессионалы знают себе цену и без работы уж точно не останутся. Так что в издержках бизнес-брокерской компании до 70% составляет фонд оплаты труда, нагрузка на который к тому же значительно возросла с 1 января этого года.

«МОЛОДОЙ НЕОБУЧЕННЫЙ» СТАЖЕР «ТРЕНИРУЕТСЯ» НА КЛИЕНТАХ, ДИСКРЕДИТИРУЯ НЕ ТОЛЬКО КОМПАНИЮ, НО И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСЛУГУ КАК ТАКОВУЮ

Бизнес-брокер – это лицо фирмы. От его умения строить взаимоотношения с клиентами и грамотно выполнять свою работу во многом зависит репутация компании и доходность бизнеса в целом. Понятно, что «старые спецы» в силу исторических причин в стране отсутствуют, а привлечение экспатов вряд ли можно считать целесообразным. Человек, привыкший к совершенно иным нравам и обычаям, просто потонет в российской ментальности — прозрачной для нас, но непостижимой для большинства иностранцев. Потому-то большинство бизнес-брокерских компаний до сих пор повторяет печальный опыт многочисленных агентств по продаже недвижимости, представляя собой конвейер, отсеивающий наименее способных и терпеливых. В итоге «молодой необученный» стажер тренируется на установлении доверительных отношений с умудренным опытом продавцом бизнеса, дискредитируя своими ошибками и проколами не только компанию, но и профессиональную услугу как таковую. Честное слово, уж лучше бы для начала потренировался на кошечках!

Я уверен, что выход из сложившейся (и совершенно не способствующей развитию сегмента в целом) ситуации следует искать в использовании опыта развитых стран. Типичный «портрет» американского бизнес-брокера таков. Это мужчина 55 лет с многолетним предпринимательским стажем, чаще всего имеющий опыт продажи собственного бизнеса. Накопленные финансовые ресурсы позволяют ему рассматривать бизнес-брокерскую деятельность как хобби и без нервотрепки совершенствоваться в профессиональном плане, спокойно перенося неизбежные в этом деле неудачи. Кроме того, он обязательно состоит в отраслевой ассоциации, а его ответственность застрахована на круглую сумму.

Теперь другой собирательный портрет. Типичный российский бизнес-брокер — это молодой человек с дипломом одного из расплодившихся частных вузов, не лишенный присущего новому поколению инфантилизма, не обремененный семьей и чаще всего с неудавшейся карьерой в агентстве недвижимости или на рынке сетевого маркетинга.

Настоящий профессионал своего дела не должен зацикливаться на самом простом способе оказания услуги — примитивном посредничестве. Ведь серьезно, в бизнес-брокерской практике весьма причудливым образом сочетаются элементы работы консультанта, коуча, адвоката и даже, если хотите, психоаналитика. Разницу в российском и американском подходе к профессии можно наглядно проиллюстрировать на следующем примере: отечественные компании приглашают молодых (до 35 лет, не старше) людей для того, чтобы «совершать сделки купли-продажи бизнеса». Американцы же справедливо полагают, что главная задача бизнес-брокера — разъяснять, обучать, тренировать и воспитывать клиента. Чувствуете разницу?

Кроме того, необходимо понимать, что профессионализм идеального консультанта определяется тремя основными компетенциями. Во-первых, он должен разбираться в макроэкономике, стратегиях и механизмах функционирования бизнеса, ясно представлять себе процесс управления организацией, знать основы маркетинга и финансов, а также корпоративное, налоговое и трудовое право — на уровне владельца компании. А для этого, как ни крути, необходимы как минимум профильное образование (финансово-экономическое, управленческое, юридическое) и опыт ведения собственного дела.

Во-вторых, бизнес-брокер просто обязан хорошо ориентироваться в той отрасли, в которой работает выставляемая на продажу компания. Здесь полезно знание как конкурентной среды, так и перспектив развития, позиций и устремлений основных игроков. Лучше всего иметь в активе сделки с подобными бизнесами и личные контакты с потенциальными покупателями.

ПОРТРЕТ ТИПИЧНОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕС-БРОКЕРА: НЕ ЛИШЕННЫЙ ИНФАНТИЛИЗМА МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК С ДИПЛОМОМ ЧАСТНОГО ВУЗА И НЕУДАВШЕЙСЯ КАРЬЕРОЙ В АГЕНТСТВЕ НЕДВИЖИМОСТИ ИЛИ НА РЫНКЕ MLM ЗА ПЛЕЧАМИ

В-третьих, идеальный консультант должен в совершенстве владеть механизмами и приемами предпродажной подготовки, поиска покупателей и сопровождения сделок до успешного финала.

К этому списку я бы еще добавил умение слушать собеседника, грамотно вести и модерировать переговоры, разрешать конфликтные ситуации и принимать нестандартные решения.

Конечно, соответствовать всем трем основным критериям одновременно невозможно. Таких гениев-универсалов днем с огнем не сыскать. Допускаю, что бизнес-брокер не может досконально знать все отрасли экономики, что не позволяет ему выступать в роли «многостаночника». Я, например, не продаю банки и страховые компании, предприятия ресторанного и туристического бизнеса, салоны красоты и интернет-магазины: для этого существуют специализированные компании, которые лучше меня разбираются в специфике, тонкостях и деталях, присущих упомянутым сферам деятельности. Зато овладевать новым опытом путем «погружения» в отрасль очень помогают мои клиенты. Они — лучшие учителя.

За прошедший год мне пришлось провести несколько мастер-классов в начинающих бизнес-брокерских компаниях из различных регионов. Общение с молодыми коллегами (и, возможно, будущими конкурентами) позволяет сделать вывод: на смену конкуренции по цене наконец-то приходит конкуренция по качеству. Если это действительно так, бизнес-брокеридж как услуга получит шанс превратиться, с одной стороны, в действительно доходное дело, а с другой — в развитую сервисную индустрию. Хотелось бы верить, что именно так и произойдет.

Начать дискуссию

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет ОС в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов», МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

3
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Интересные материалы

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.