2011 год может стать рекордным для отрасли поиска руководителей высшего звена, утверждают в ассоциации AESC. Некоторые российские участники рынка уже сейчас работают в условиях пикового спроса
Специалисты Ассоциации по поиску руководителей высшего звена (AESC), проанализировав финансовые результатов участников ассоциации за IV квартал 2010 г., пришли к выводу, что текущий год может стать очень хорошим для отрасли. За 2010 г. выручка консультантов сегмента Retained Executive Search выросла на 28,5% и достигла $9,55 млрд, утверждают в AESC. Это третий результат за все время наблюдений. Он только на 13% ниже наилучшего показателя, достигнутого в 2008 г., пишут эксперты.
В 2010 г. средний гонорар консультантов увеличился на 2%, а число заказов, принятых хедхантерами к исполнению, на 24%. Отраслевое распределение заказов, полученных хедхантерами, практически не изменилось, утверждают в ассоциации.
В 2011 г. спрос на услуги по поиску менеджеров высшего звена продолжит расти, предполагают в ассоциации. Компании по всему миру осознали, что ситуация на рынке талантливых менеджеров осложняется не только демографическими проблемами в развитых странах, но и высоким спросом со стороны развивающихся рынков, а также трудностью возникающих перед менеджерами задач, пишут в ассоциации.
Чудо-2011
В 2010 г. выручка Ward Howell выросла на 40%, рассказал «Ведомостям» Сергей Воробьев, председатель совета директоров компании. Уже сейчас компания переживает пиковый спрос, утверждает он. Хуже того: по его словам, возник катастрофический разрыв между спросом на топ-менеджеров и предложением на рынке труда.
Во время кризиса спрос на услуги хедхантеров был относительно небольшим: коней на переправе не меняют, говорит Воробьев. Да и востребованные в кризис менеджерские навыки можно отнести к числу специфических, говорит он. От менеджеров требовали не созидания, а борьбы с хаосом: реструктуризации задолженности, сокращения издержек и персонала. Теперь же функционал, востребованный в кризис, может оказаться ненужным.
На рубеже 2011 г. без объявления войны в России свершилось чудо, уверен Воробьев: то, о чем так долго говорили лучшие специалисты по кадрам, наконец-то произошло — люди превратились в ключевой актив, в источник создания добавленной стоимости и конкурентного преимущества. О ключевой роли сотрудников наконец-то заговорили самые неожиданные игроки, вплоть до естественных монополистов. Но вот только новых кадров на рынке не появилось: секретные сибирские дивизии сформированы не были, усмехается Воробьев. Из очевидных кандидатов остаются лишь ветераны движения, но многие из них мало того что давно в медалях и погонах, но и просто устали, отмечает он.
У более молодого поколения особых шансов научиться созидательной деятельности пока не было, считает Воробьев. В результате сейчас у хедхантеров много интересной работы, которую крайне тяжело исполнять.
Разные сегменты
Российских хедхантеров трудно подогнать под одну гребенку, говорит Артем Авдеев, управляющий партнер Egon Zehnder. Кто-то, как, например, Egon Zehnder, берет деньги за работу как консалтинговая, а не как рекрутинговая компания; кто-то готов начать поиск после получения 50% суммы контракта; кому-то достаточно обещания расплатиться, если результат устроит заказчика. Все это совершенно разные рыночные сегменты, утверждает Авдеев.
Результаты AESC Авдеева ничуть не удивляют. Действительно, говорит он, 2010 год был заметно лучше 2009 г., а для многих коллег стал одним из лучших годов в истории. Как и во время предыдущих кризисов, например 1998 г., восстановление началось раньше, чем ожидали. Но если в прошлом году хедхантерам приходилось в основном искать кандидатов на замену, то в этом преобладают задачи, связанные с развитием, говорит он.
«Допускаю, что данные ассоциации отражают среднюю температуру по госпиталю, — считает Антон Стороженко, партнер российского офиса Amrop. — Но в российской палате эта температура может быть совсем иной». С высоты же конкретной «койки» видно, что восстановление после кризиса произойдет не раньше конца 2012 г., — такими прогнозами, по его словам, оперируют в Amrop. Если до кризиса в российском офисе компании работало 30 штатных сотрудников, то в 2009 г. их число сократилось до 22, сейчас опять увеличилось до 27, а к концу 2011 г. достигнет докризисных значений, говорит Стороженко.
Симптом перемен
В российском офисе Odgers Berndtson в 2010 г. удалось удвоить выручку и количество выполненных заказов, рассказал управляющий партнер Федор Шеберстов. Самый большой рост зафиксирован в секторе фармацевтики, утверждает он. Финансовая и индустриальная практики выросли, но не сильно. Занятно, говорит Шеберстов, что взлеты и падения в отрасли executive search отражают не общее состояние экономики, а скорее потребность в переменах или ожидание перемен. Сразу после схлопывания интернет-пузыря в 2001 г. глубина падения в отрасли executive search была больше, чем в нынешний кризис, отмечает он.
Особого дефицита менеджеров, нацеленных на развитие, в Odgers Berndtson не наблюдают. Не обязательно новый проект поручать человеку, который уже выполнял аналогичную работу, утверждает Шеберстов. Можно найти того, кто успешно решал другие задачи, но и на новом месте справится не хуже. Проблему нехватки менеджеров не обязательно решать и методами поиска на стороне — часто разумнее полагаться на инструменты оценки и развития внутри компании, утверждает он.
Клиент возвращается
Среди положительных тенденций года Антон Стороженко, партнер российского офиса Amrop, называет возвращение российских клиентов на рынок поиска руководителей высшего звена. В кризис число заказов со стороны российских компаний значительно сократилось. А теперь каждый заказ добывается тяжелым трудом, да и с вознаграждением топ-менеджеров ситуация принципиально иная. Процесс обсуждения компенсационных пакетов стал в несколько раз длиннее по сравнению с докризисными показателями, говорит эксперт.
Начать дискуссию