Бизнес-психология

Закрытая тема

Роман с подчиненным(ой) был хорошим тоном в начале 90-х. С тех пор многое изменилось

КАРЕН ГАЗАРЯН

Жаль, что Эльдар Рязанов не имеет привычки снимать продолжения своих фильмов. Скажем, «Служебный роман-2» снискал бы широкую популярность у отечественного зрителя. Было бы небезынтересно узнать, что стало с героями этой популярной ленты после того, как они, обнявшись, уехали в черной начальственной «Волге». Людмила Прокофьевна (А. Фрейндлих) оказывается никуда не годным руководителем, не умеющим отделять работу от личной жизни. Товарищ Новосельцев (А. Мягков), ошалев от семейного счастья, совершенно забывает о служебном долге. Постепенно власть на предприятии переходит в руки секретарши Веры (Л. Ахеджакова), которая все рабочее время посвящает телефонным переговорам амурного содержания. От неминуемого краха мощную организацию спасает лишь советская плановая экономика - столь же необъятная, сколь и неэффективная. Решительно непонятно, почему живой классик не решился на этот смелый творческий шаг - получилась бы превосходная сатира.

Хорошо или плохо?

Надо сказать, что «Служебный роман» - фильм в полном смысле слова классический, и не только потому, что его давно разобрали на цитаты, но и потому, что первое поколение российских бизнесменов делало с него жизнь - иных стандартов корпоративного поведения тогда просто не существовало. Роман с подчиненным(ой) был хорошим тоном в начале 90-х. Многие секретарши и мелкие порученцы, вдруг сделавшиеся завотделениями банков и главами региональных представительств, были обязаны своим карьерным взлетом этому произведению отечественного киноискусства. Оно перевесило даже старую народную поговорку «не люби там, где работаешь». На одном полюсе сознания у романтического бизнесмена в малиновом пиджаке был «Служебный роман» с его крылатыми фразами, на другом - заокеанская мечта с бассейном, в котором плавают пираньи с вырванными за большие деньги зубами, и процветающим на зависть всем семейным бизнесом. Однако жизнь постепенно вносила свои коррективы. Вдруг выяснилось, что буржуазный фильм «Однажды в Америке» с его предательством семейных (мафиозных и куда более интимных) интересов куда ближе к реальности, чем бодрое соцреалистическое комикование. Длинноногие секретарши, вознесенные на иерархические высоты, склонны к обману и предательству не меньше, чем самые отъявленные злодеи, а пираний с вырванными зубами вообще не бывает. Так в кодексе чести российского бизнесмена прочно укоренилась максима: служебный роман - это плохо.

Однако тема эта до сих пор является практически табуированной, ее стесняются обсуждать с бизнес-консультантами, как стесняются обсуждать с врачами половое бессилие. А табуированность - явное свидетельство того, что проблема все еще далека от разрешения. Ольга Гаврилова из консалтинговой группы СЭТ говорит, что служебные романы недопустимы, и даже в некоторых крупных корпорациях при приеме на работу специально оговаривается неприемлемость какого бы то ни было флирта на работе, однако Ольге Гавриловой никогда не приходилось видеть подобные пункты в трудовых договорах и инструкциях.

Когда «сносит крышу»

Вероятно, по причине того, что проблема служебных романов в нашей стране является скрытой проблемой, ее влияние на бизнес еще в достаточной степени не изучено. Роман Сидорчук из группы компаний «Международный институт менеджмента» (ГК МИМ) говорит, что в России даже нет соответствующей статистики. «Единственное, что доступно,- данные по Западу. К примеру, в Великобритании более 80% случаев амурных взаимоотношений в офисе шли во вред бизнесу». В России же остается опираться только на разрозненные свидетельства очевидцев. Наиболее впечатляющие из них приходятся на самые чистые и даже поэтические примеры. К примеру, руководитель небольшой фирмы однажды влюбился в свою заместительницу. Роман вспыхнул внезапно, причем это было большое и светлое чувство, не сопровождавшееся ни карьерным взлетом, ни финансовыми преференциями, то есть никак не связанное с извлечением выгоды. Однако владелец бизнеса совершенно потерял голову. Сотрудники в растерянности: они к шефу с документами, а он ей открытки с цветочками и кошечками подписывает. Он ей, она ему. Потом она улетает на переговоры в Египет, а шеф мечется по офису: что она там делает, с кем она там переговаривается? В самом деле, с кем можно переговариваться в Египте? К концу дня он покупает тур и срывается. После успешных переговоров они еще неделю плещутся в Красном море, вне себя от счастья. Тем временем итог переговоров сходит на нет, потому что совершенно некому руководить процессом: мобильные телефоны либо выключены, либо на любой вопрос звучит ответ: «Потом». По возвращении «молодых» в Москву оказалось, что они еще не в состоянии заниматься делом. В результате фирму начали покидать сотрудники, кто-то, покидая, что-то прихватил с собой; когда через пару месяцев счастливая парочка открыла глаза и увидела масштаб разрушений, то не нашла ничего лучше, чем пуститься во взаимные обвинения. Результат: ни бизнеса, ни простого человеческого счастья.

Итак, служебный роман может превратить крепкого профессионала в безработного. Строго говоря, он несовместим с карьерой вообще. Валентина Агуреева, координатор по связям с общественностью Kelly Services CIS считает, что «невероятный темп бизнеса, амбициозность и занятость российских специалистов не оставляют места для чувств. Успешная карьера имеет огромное значение в системе ценностей, пусть даже в ущерб личной жизни».

Лель и Меркурий

Последнее утверждение указывает на мину замедленного действия. Трудоголики, сознательно приносящие личную жизнь в жертву работе, рискуют оказаться неэффективными работниками. В какой-то момент карьерные успехи уже не могут компенсировать накапливающееся недовольство собой и неустроенностью своей судьбы. Мина взрывается в самый неподходящий момент. С одной стороны, бизнесмен пытается в буквальном смысле слова и капитал приобрести, и невинность соблюсти. Умом он понимает, что «публичность личной жизни не соответствует правилам делового поведения, этическим нормам и требованиям работодателей к своим сотрудникам» (Валентина Агуреева), с другой - темп бизнеса так высок, что времени на вечерние прогулки под луной с целью развития отношений в свободное от работы время совершенно не остается. Вдруг вспыхнувшая любовь принимает по меньшей мере странные формы. Например, один менеджер среднего звена, пылающий страстью к симпатичной офис-менеджеру, смущал ее тем, что садился неподалеку с чашкой кофе и довольно громко напевал: «Камасутра! Камасутра!» Бедная и слова-то такого не знала.

В некоторых западных компаниях недопустимость служебных романов не просто является обязательным компонентом корпоративной культуры, но и специально оговаривается в контракте. В России этого нет. Трудовое законодательство нашей страны не учитывает этой проблемы ни в малейшей степени. Может быть, дело в том, что в славянской мифологии есть и Перун, и Лель, но нет ни одного Меркурия? Зарабатывание денег издревле считалось в нашей стране чем-то постыдным, противоречащим загадочной и порывистой русской душе. Вместе с тем Роман Сидорчук из ГК МИМ убежден: «Любой бизнес направлен на получение прибыли, и поэтому любовные отношения на работе ему вредят. О положительном их влиянии еще можно говорить применительно к творческим областям деятельности. Но к бизнесу эту модель приложить невозможно».

С другой стороны, вполне понятно, почему служебные романы столь пышно расцвели в постсоветской России. Ведь в эпоху кинофильма «Служебный роман» тоже существовала своего рода корпоративная культура - с запретами, партсобраниями, на которых разбирались личные дела сотрудников, позорными товарищескими судами и выговорами с занесением в личное дело. И, конечно, вырвавшись из этой затхлой полулагерной атмосферы, люди захотели не только денег, но и романтики и постарались все это дело совместить. Получилось плохо. Им еще только предстоит осознать, что вызывающие зависть служебные романы, все эти идущие нескончаемым караваном истории счастливой любви на благо семейного бюджета, которыми пестрит глянцевая пресса, на 50% состоят из умело выстроенного пиара, а на остальные 50% - из умело выстроенного бизнеса с железобетонными брачными контрактами, составленными высококлассными юристами, которые одни и стоят на страже незыблемого показного семейного счастья. Меркурий побеждает.

Начать дискуссию