Маркетинг

Маркетинговое исследование: проводить своими силами или заказывать?

Целью проведения маркетинговых исследований является обеспечение руководства компании-заказчика информацией, необходимой для принятия управленческих решений по блоку маркетинговых вопросов, таких как воспринимаемое качество товара (услуги), эффективность рекламы, эластичность спроса, известность торговой марки, приверженность ей и пр.

Источник: Элитариум: Центр дистанционного образования

Целью проведения маркетинговых исследований является обеспечение руководства компании-заказчика информацией, необходимой для принятия управленческих решений по блоку маркетинговых вопросов, таких как воспринимаемое качество товара (услуги), эффективность рекламы, эластичность спроса, известность торговой марки, приверженность ей и пр. Проводить ли компании маркетинговое исследование своими силами или заказывать? При поиске ответа на этот вопрос надо принять во внимание семь ключевых моментов.

Целью проведения маркетинговых исследований является обеспечение руководства компании-заказчика информацией, необходимой для принятия управленческих решений по блоку маркетинговых вопросов, таких как:

  • воспринимаемое качество товара (услуги);
  • сегментирование рынка и позиционирование продукции;
  • ценообразование;
  • упаковка;
  • эффективность рекламы;
  • продвижение и стимулирование сбыта;
  • известность торговой марки;
  • приверженность торговой марке;
  • эластичность спроса;
  • частота и объем потребления и пр.

Проводить ли компании маркетинговое исследование своими силами или заказывать?

При поиске ответа на этот вопрос надо принять во внимание семь ключевых моментов:

  1. сложность;
  2. время;
  3. деньги;
  4. качество;
  5. регулярность;
  6. объективность;
  7. конфиденциальность.

1. Сложность

Чем сложнее исследование, чем больше оно требует специальных навыков, знаний и умений, тем больше оснований для того, чтобы обратиться к услугам исследовательской компании. Серьезный мотив для обращения к исследователям — необходимость использования специального (а зачастую и лицензионного) программного обеспечения; специальных систем для проведения телефонных опросов — CATI, интернет-опросов — CAPI, специальных методик проведения исследований.

У компаний, работающих на потребительских рынках (В2С), больше оснований для обращения к услугам исследовательских компаний,чем у тех, кто работает на В2В-рынках. Вторым чаще имеет смысл привлечь консультанта по проведению маркетинговых исследований, под руководством которого сотрудники службы маркетинга сами могли бы провести необходимые исследования.

2. Время

Сопоставимые по качеству и объему выполняемых работ исследования, проводящиеся собственными силами сотрудников компании, как правило занимают существенно больше времени (в полтора-два раза), чем при их заказе специализированной исследовательской компании.

3. Деньги

На первый взгляд кажется, что проведение исследований собственными силами при сопоставимы к параметрах сложности и качества должно быть в разы дешевле, чем при обращении в исследовательскую компанию. Ведь в стоимость не будут заложены прибыль исследовательской компании, затраты на продвижение, содержание таких служб, как клиентский отдел или бухгалтерия. Однако это не так.

Во-первых, при проведении исследований собственными силами компания не может рассчитывать на эффект «кривой опыта», или экономии на масштабе. Простой пример. В штате исследовательской компании есть квалифицированный модератор (как правило — не один). Это высокооплачиваемые специалисты, с заработной платой в несколько тысяч долларов в месяц. При этом такой модератор может проводить «модерировать» 20-25 групп ежемесячно. Получается, что в расчете на одну проведенную группу его заработок составляет около 150 долл. Конечно, компания, организующая проведение серии фокус-групп своими силами, может пригласить такого специалиста к себе. Но ему придется заплатить минимум по 300 долл. за группу, при условии, что групп будет не менее шести. А за 2-4 группы придется заплатить по 400-500 долл. за каждую. И так по каждому элементу.

Во-вторых, необходимо понимать, что сотрудники компании, занятые проведением исследований, ничем другим заниматься толком не смогут. Следовательно, все время, которое они потратят на проведение исследования (а времени им понадобится, как уже говорилось выше, гораздо больше), необходимо будет включить в издержки проведения исследования. Речь идет не только о заработной плате и налогах на фонд оплаты труда (ФОТ), но и об амортизации оборудования, общих управленческих и «накладных» расходах.

Если все подсчитать корректно, то может оказаться, что проведение исследования своими силами обойдется всего на 10-20% дешевле, чем заказ аналогичного по объему и качеству исследования специализированной компании.

4. Качество

Не зависит от избранного вами способа. Это вопрос квалификации и добросовестности. Допустить ошибку могут как ваши сотрудники, так и сотрудники исследовательской компании. Наемные интервьюеры могут подвести и вас, и исследовательскую компанию.

С другой стороны, исследовательская компания годами совершенствует систему контроля качества проведения исследовательских работ на всех этапах исследования, а вам придется отстраивать ее с нуля.

5. Регулярность

Если потребность в проведении маркетинговых исследований (сборе первичной информации) возникает у вас регулярно — не реже одного раза в квартал, то, конечно, у вас есть достаточно веские основания для создания у себя отдела или группы «маркетинговых исследований» в составе трех-семи человек.

Если потребность в проведении массового опроса, фокус-групповых или глубинных интервью у вас возникает не чаще одного раза в год, то создавать собственный отдел маркетинговых исследований нецелесообразно: чем эти люди будут заниматься остальные 10 месяцев в году? Не стоит надеяться на то, что остальное время «внутренние исследователи» будут заниматься рекламой, сбытом или ведением бухгалтерии. Что-то из «непрофильных нагрузок» они будут делать плохо. А возможно, из-за нехватки времени, квалификации, мотивации они будут плохо делать все.

6. Объективность

Несомненно, она будет выше, если заказать проведение маркетинговых исследований специализированной исследовательской компании. Сотрудники компании, работающие в службе маркетинга, в отделе проведения исследований неизбежно включены в сложную систему внутрифирменных взаимоотношений. Конечно, они не могут не понимать, что от результатов, полученных в ходе исследования, могут зависеть и премии сотрудников других отделов, и продвижение менеджеров по карьерной лестнице, и многие другие болезненные вопросы. И это понимание будет тяготить «внутренних исследователей» на всех стадиях проведения работ. Более того, у высокопоставленных сотрудников других подразделении компании всегда будет труднопреодолимое искушение лично повлиять на результаты исследования, а также на стиль, тон, расстановку акцентов при их презентации.

Всех этих проблем можно избежать при обращении к независимой исследовательской компании. Особенно, если будет соблюден принцип «равных браков». Он состоит в том, что крупные компании-заказчики должны обращаться к услугам крупнейших исследовательских компаний, а средним по размеру организациям следует пользоваться услугами крупных и средних исследовательских фирм. Это нужно для того, чтобы из-за разницы «весовых категорий» исследователи не оказались в критической зависимости от одного-двух заказчиков, по отношению к которым им будет трудно соблюдать объективность.

7. Конфиденциальность

Здесь преимущество за исследованиями, проводящимися силами собственных сотрудников. Особенно, если речь идет о не очень масштабных исследованиях, предполагающих участие весьма ограниченного круга респондентов из числа отраслевых экспертов или клиентов компании.

Понятно, что при проведении массовых опросов или серии фокусирований в группе ни исследовательской компании, ни отделу маркетинговых исследований «родной» фирмы соблюсти полную конфиденциальность не удастся при всем их желании и доброй воле.

***

Маркетолог при проведении анализа данных и написании отчета должен всегда помнить о законе Парето, который утверждает, что 20% усилий приносит 80% результатов. Можно рассмотреть хоть 20 факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на потребление товара (услуги), включая атмосферное давление и цвет глаз респондента. Но 80-95% всей вариативности поведения объясняется тремя-четырьмя ключевыми факторами из следующего набора: доход, пол, возраст, образование, регион проживания и социальный статус.

Начать дискуссию

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

Банки

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое дал Вадим Кулик.

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

Обзор: проблемы Ивлеевой и Бейонсе, бесплатные продукты пенсионерам, налогоплательщики Z

События в налоговом мире. Налоговый дайджест за 16.07.2024 г.

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

15

Интересные материалы

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.