«Ты что, там же холера!» — поражались знакомые, узнав о моем намерении провести, как обычно, летний отпуск на берегу Азовского моря, в тихом и провинциальном Геническе. Пришлось залезть в Интернет и провести расследование.
Результаты оказались противоречивыми. Сведения о будто бы бушующей инфекции и правда попадались. Но — на каких–то откровенных информационных помойках. Мало того, на форумах постоянно всплывал один и тот же тезис. Дескать, в Геническе холера имеется. Зато в Кирилловке, поселке городского типа, расположенном буквально в часе езды от «эпицентра эпидемии», никаких признаков острой кишечной антропонозной инфекции не обнаруживалось.
Странно. Акватория практически одна и та же. Люди, товары и продукты активно перемещаются между обоими населенными пунктами. Однако по всему выходило, что купаться и загорать надо именно в Кирилловке. А Геническ обходить стороной, как чумной барак.
Любителям пансионатов и массового отдыха проще. У них есть выбор. Но я-то собирался восстанавливать душевные и физические силы на собственной южной даче! Не перенесешь ведь участок, дом и кусок Азовской улицы из Геническа в Кирилловку!
Позвонил родственникам. Так сказать, «принимающей стороне». Оказалось, что в городе все спокойно. Решив, что верить слухам глупо, я сел в машину и двинулся по федеральной трассе «Крым» в сторону любимого теплого моря. (Вот, кстати. Дорогие куряне и орловцы, вы специально готовите обочины под шестиполосную автомагистраль, а затем укладываете такую же узенькую двухполосную дорожку, разделенную сплошной линией? Может, хотя бы по две полосы в каждую сторону, а? Ну, или три — с одной «переменной», которую делят по очереди встречные потоки, как это принято на Украине. Или смысл в том, чтобы активировать как можно больше земляных работ?)
В Геническе все и в самом деле было спокойно. Даже… слишком спокойно. Что для курортного города в разгар туристического сезона — форменная катастрофа. Финансовая и экономическая. Потому что, кроме «отдыхающих» (помните еще такой термин?), зарабатывать тут не на ком и не на чем. Раньше была еще рыба. Но ее в Азовском море больше нет. Выгребли сеткой огромные траулеры. Вместе с мальками и бычками, попутно выудив креветку. Подчистую.
«Это кирилловские распустили слух, что у нас холера», — жаловались мне буквально все хозяева комнат, коек и частных гостиниц, с которыми я обсуждал сложившуюся ситуацию. А спустя пару дней обнаружил в своем электронном почтовом ящике статью Григория Трусова «Наш ответ диверсантам», которую читатель найдет в этом номере на с. 80. Оказалось, что индустрия гостеприимства Геническа стала жертвой подрывной коммуникационной атаки.
Не думаю, что в Кирилловке завелись профессиональные пиарщики, которым известны такие мудреные слова (хотя активную борьбу за курортников кирилловские ведут с геничанами еще с 70-х). Но это не помешало согласованному и явно подготовленному медийному удару по конкуренту. В итоге поток отпускников перераспределился явно не в пользу Геническа.
Городские власти, правда, развернули кампанию по восстановлению справедливости. Но выглядело все это крайне неумело. Да и предпринята была информационная контратака слишком поздно. В общем, все ровно так, как описывает автор упомянутого материала.
Все мы считаем, что отлично разбираемся в пиаре и маркетинге (уж не хуже, чем в спорте!). Однако это иллюзия. Раскачивать спрос на свои товары и услуги большинство поставщиков (включая города-курорты) научилось. Но вот борьба с медийными диверсиями — искусство особое. Овладевать которым на ходу чаще всего уже поздно.
Григорий Трусов утверждает, что готовиться к подобным инцидентам следует тщательно и заранее, чтобы в нужный момент под рукой оказались необходимые инструменты, навыки обращения с ними и прочие «домашние заготовки». Тем паче что в конкурентной борьбе такие методы, прежде применявшиеся разве что в политическом пиаре, ныне все более популярны. Так что пора, пора готовить «асимметричные ответы».
Если соперники до сих пор не облили вас грязью, это вовсе не означает, что завтра они не применят столь простой, но, увы, действенный способ дискредитации. Как вы будете реагировать? Соберете пресс-конференцию? Побежите к умникам из PR-агентств? Начнете требовать справедливости в суде? За это время значительная часть потребителей уже успеет поверить сплетням и слухам. Что немедленно отразится на ваших доходах.
Как говаривал римский историк Корнелий Непот, хочешь мира — готовься к войне. Холера ее забери…
Начать дискуссию