Интервью

«Мы очень заинтересованы в развитии нашего бизнеса в России»

Для нашей страны страхование жизни - сравнительно новая и пока еще не очень востребованная финансовая услуга. Однако председатель Совета директоров компании MetLife Роберт С. ХЕНРИКСОН уверен, что этот сегмент рынка будет быстро развиваться, и что у компании, которую он возглавляет, есть все шансы сохранить лидирующие позиции на нем.

Для нашей страны страхование жизни - сравнительно новая и пока еще не очень востребованная финансовая услуга. Однако председатель Совета директоров компании MetLife Роберт С. ХЕНРИКСОН уверен, что этот сегмент рынка будет быстро развиваться, и что у компании, которую он возглавляет, есть все шансы сохранить лидирующие позиции на нем.

О том, какие услуги компания MetLife собирается предлагать на российском рынке (через свою российскую «дочку»), как планирует развивать сотрудничество с российскими банками, Роберт С. ХЕНРИКСОН рассказал в интервью НБЖ.

НБЖ: Г-н Хенриксон, расскажите, пожалуйста, о компании, которую вы возглавляете, каковы основные направления ее деятельности?

Р. ХЕНРИКСОН: MetLife является одной из ведущих компаний в мире по страхованию жизни и пенсионному обеспечению, обслуживающей 90 миллионов клиентов в болле чем 60 странах мира. Она занимает лидирующие позиции на рынках США, Японии, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Ближнего Востока. Как вы, наверное, знаете, для компаний такого масштаба характерны не слишком быстрые темпы ежегодного роста, но как раз MetLife является исключением из этого правила. Ее доходы увеличились приблизительно на 15% за год в результате одной из самых успешных сделок - покупки в конце 2010 года American Life Insurance Company (ALICO). Результатом этого слияния стало появление на рынке объединенной компании MetLife, соединившей в себе клиентскую базу MetLife и ALICO, и огромный опыт, накопленный обеими компаниями за долгие годы деятельности.

НБЖ: Какую долю рынка страхования жизни MetLife планирует занять в России в краткосрочной перспективе?

Р. ХЕНРИКСОН: Мы уже сейчас являемся одним из лидеров в сегменте страхования жизни в России - наша доля здесь составляет порядка 14%. Но я хотел бы особо обратить внимание, что рынок страхования жизни в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому мы уверены, что доля MetLife, представленной в России дочерней компанией МетЛайф Алико, будет расти вместе с самим рынком, и более того - мы готовы вести этот рынок за собой. Он, с учетом демографических факторов, с учетом изменения потребностей клиентов, открывает перед компаниями, работающими на нем, огромные возможности. В России, как вы знаете, нет прироста населения, но важным позитивным фактором для страхования жизни является то, что быстро увеличивается численность среднего класса. Его представители заинтересованы в услугах страхования, в том, чтобы обеспечить свои будущие потребности. Оптимальный вариант для них, с этой точки зрения, - обслуживание в компании, которая располагает огромными финансовыми возможностями и высокопрофессиональной командой; в компании, которая уже неоднократно доказала свою устойчивость и способность к дальнейшему развитию своего бизнеса. Поэтому, повторюсь, я вижу большой потенциал этого сегмента рынка, и считаю позиции MeтЛайф Алико очень хорошими.

НБЖ: Вы рассказали о вашем видении перспектив развития бизнеса российской компании МетЛайф Алико на рынке страхования жизни. А какими вам представляются перспективы самого этого рынка, в цифровом выражении?

Р. ХЕНРИКСОН: Прежде всего, я хочу сказать, что группа MetLife работает в 60 странах мира, и мы рассматриваем перспективы роста российского рынка страхования в контексте перспектив роста мирового рынка страхования. Хотя, конечно, каждый национальный рынок имеет свои особенности. Чем более зрелым он является - как, например, в США или в Японии - тем медленнее он растет. В России, как я уже говорил, рынок страхования жизни только делает первые шаги, уровень проникновения подобных страховых услуг очень низок и составляет порядка 3% от размера национального ВВП. Это значит, что налицо фактор «низкой базы», и рынок может расти очень быстро. Насколько быстро - на этот вопрос, конечно, сложно ответить определенно, но, я думаю, многое будет зависеть, в том числе, и от успешности деятельности MeтЛайф Алико в России. И второй момент, который я хотел бы отметить: конкретные цифры роста не так важны, как формирование условий для устойчивого и стабильного роста рынка.

НБЖ: Какие «каналы» дистрибуции вы планируете использовать и развивать в России - маркетинг, дистрибуция страховых продуктов через банковские офисы, через Интернет и т.д.?

Р. ХЕНРИКСОН: Это очень хороший вопрос. Мы планируем предоставлять населению России все страховые услуги, на которые есть, или в перспективе возникнет спрос. Наш опыт подсказывает, что концентрация на одном-единственном канале дистрибуции - серьезная ошибка, если вы стремитесь сделать свои услуги востребованными и доступными для людей. Структура населения в современном мире меняется быстро, разные поколения предпочитают различные «каналы» дистрибуции. Соответственно, вопрос о том, какие «каналы» мы будем использовать, решается нами по принципу «case-by-case» - в зависимости от того, с какими группами населения мы будем работать.

Чтобы сделать свой ответ более понятным, обращусь к истории компании. Сначала - лет 15 назад - мы концентрировали свое внимание на развитии агентского «канала», затем - по мере роста розничного банковского бизнеса - стали более активно предлагать свои продукты и услуги в банковских офисах. Могу похвастаться тем, что мы были одной из первых страховых компаний, которая стала использовать такой канал дистрибуции, как банки в России. Мы рассматривали и рассматриваем его, как очень интересный и выгодный - причем не только для MetLife , но и для банков, которые станут нашими партнерами. Банки заинтересованы в том, чтобы предлагать своим клиентам максимально широкий «набор» продуктов и услуг, в том числе и таких, которые не связаны напрямую с банковской деятельностью. Это укрепляет лояльность клиентов по отношению к финансово-кредитным организациям.

Если говорить о дистрибуции страховых продуктов через Интернет, то это тоже очень перспективный «канал». По мере повышения финансовой грамотности люди начинают проявлять все больший интерес к страховым продуктам, при этом им уже недостаточно, чтобы об этих продуктах им рассказали во время визитов в офисы компании или в офисы банков-партнеров. Они стремятся к тому, чтобы получить «первичную» информацию с помощью Интернет-сайтов.

Сравнительно недавно мы начали использовать и такой «канал» дистрибуции как директ-маркетинг. Приведу интересный пример: у нас есть партнеры среди банков, располагающих большой клиентской базой. Банки хотели бы расширить свои возможности зарабатывать. У нас есть технологии, как при помощи телефонных звонков и рассылки сообщений предлагать клиентам очень простые и очень нужные услуги по страхованию от несчастных случаев. И сейчас мы как раз реализуем такой проект с одним из крупнейших российских банков.

НБЖ: Планы компании, которую вы возглавляете, впечатляют, но как вы думаете, не может ли им помешать эскалация долгового кризиса в Европе и в США? В конце концов, всем еще памятна история с другой крупнейшей страховой компанией - AIG, которая не рухнула во время кризиса 2008-2009 годов, только потому, что была «выкуплена» правительством США?

Р. ХЕНРИКСОН: В истории с AIG важно понимание одного момента: компания, как вы справедливо заметили, чуть было не рухнула, но источником ее бед были не страховые направления ее бизнеса. Мы же занимаемся исключительно страхованием и, как я уже говорил, занимаем лидирующие позиции и в мире, и в России по страхованию жизни. Если же говорить о возможных последствиях «второй волны» кризиса, то давайте посмотрим на то, как MetLife пережила «первую волну». Она не только не «пошатнулась», но провела сделку по слиянию активов - MetLife и ALICO - на общую сумму свыше 16,2 млрд долларов! Я думаю, это наглядное доказательство устойчивости компании. И нет оснований полагать, что, пережив немало кризисов и потрясений за свою 140-летнюю историю, она «споткнется» о нынешний долговой кризис в Евросоюзе и США. Поэтому я думаю, что нет никаких оснований для беспокойства.  

aкцент

Оптимальный вариант - обслуживание в компании, которая располагает огромными финансовыми возможностями, высокопрофессиональной командой; в компании, которая уже неоднократно доказала устойчивость и способность к дальнейшему развитию своего бизнеса.

Беседовала Ирина Гайворонская

Начать дискуссию