Ведение бизнеса

Как построить успешный бизнес. Принципы Бенджамина Виллота, генерального директора ООО «Гудиер Раша»

Абсолютная необходимость для обеспечения успеха — люди, команда.

Информационная справка о компании

Goodyear — крупнейшая в мире шинная компания с присутствием на шести континентах. В дополнение к шинам Goodyearкомпания также производит продукцию под другими уважаемыми торговыми марками, такими как Dunlop, Sava, Fulda, Kelly, Debica и др. Сложно представить, но этот бизнес начался в 1898 году с того, что Френк Сейберлинг приобрел первое предприятие компании на деньги, занятые у своего шурина. Со штатом всего 13 работников компания начала производство шин для велосипедов и тележек, накладок для лошадиных подков и фишек для игры в покер. Сегодня это тысячи реализованных технологических изобретений и около 70 000 сотрудников по всему миру.

Абсолютная необходимость для обеспечения успеха — люди, команда.

Причем это касается не только руководящих, но абсолютно любых позиций.

Почему? Потому что именно люди — ключевой ресурс, для того чтобы заставить бизнес работать. Понятно, что для любого хорошего стартапа нужна компания, хороший продукт, хороший уровень сервиса и т. д., но ключевое условие, с моей точки зрения, — хорошие люди.

Какой должна быть команда, какими должны быть эти люди, которые смогут привести компанию к успеху? Позвольте быть более конкретным в тех качествах, которые мы ищем в людях. Так называемые лидерские качества — мы ищем их, как я уже говорил ранее, на всех уровнях, не только топ-менеджмента, но и сотрудников всех отделов компании — исследования, маркетинга, продаж и т. п. Есть ключевые качества, которые необходимы сильным кадрам:

— Первое — это способность решать проблемы. У хорошо образованных людей знания могут быть из области академических. Очень ценны люди с практическими навыками решения проблем.

— Второе — умение людей хорошо общаться — это ключевое качество практически в любых видах профессиональной деятельности. Если вам нужно управлять людьми, общаться с клиентами, поставщиками, да что угодно — вам необходимы эти навыки.

— Третье — готовность принимать смелые решения. В нашем бизнесе все процессы происходят очень быстро, у нас много конкурентов, и все они не дремлют. Новые технологии, новая информация, изменение потребительских предпочтений... мы должны быстро принимать решения. Поэтому нужны люди, которые будут быстро и правильно принимать сложные решения и при этом брать на себя риски и ответственность.

— Четвертое — способность людей правильно представлять результаты. Нужно полностью фокусироваться на конечных результатах, не отвлекаться на краткосрочные цели и делать все для достижения результатов.

Это ключевые лидерские качества сотрудников для успеха любой компании.

Конечно, есть много всего другого, что тоже имеет большое значение — например, нужны хорошие поставщики, финансированное, но люди — это основа всего. Несмотря на то что технологии развиваются и сейчас многие бизнес-процессы могут быть полностью автоматизированы, даже в этих условиях работу машин и программ должны контролировать люди.

У меня был опыт в разных отделах компании, в разных частях света и в разных странах — в Европе, в Азии, в Северной Америке — в разных областях бизнеса. И для любой страны, для любой сферы деятельности, как я убедился на собственном опыте, важны одни и те же лидерские качества у сотрудников, чтобы компания была успешной.

Поскольку бизнес сейчас развивается очень быстро, хочется экономить как можно больше времени, сразу нанимая сотрудников, максимально соответствующих желаемому профилю. Однако даже опытные сотрудники, обладающие всеми искомыми качествами, нуждаются в постоянном совершенствовании. Поэтому главный принцип — фокусироваться на людях. Еще нужна прозрачная корпоративная культура, нужны качественные HR-принципы. Людей необходимо постоянно развивать. Делать это можно разными методами. Мы пользуемся следующими: во-первых, каждый сотрудник компании имеет цели на год. Они определены количественно. И есть план годовых активностей. Существование этих планов обеспечивает постоянный диалог между членами компании. В течение года они обсуждают положение дел, пытаясь понять, в какой точке относительно достижения конечных целей находится каждый сотрудник. Это позволяет ставить некие оценки деятельности работников — не финальные, но помогающие пересмотреть план работы на основании того, что уже сделано и что еще предстоит сделать, а это в свою очередь позволяет понять, в каком направлении необходимо развиваться сотруднику.

Таким образом, в результате диалога составляется план развития для сотрудника, который может быть отправлен, например, на какой-нибудь тренинг, чтобы ликвидировать свои пробелы в знаниях.

Ведь все эти оценки делаются не только на основании обсуждения результатов работы, но и на основании обсуждения самого будущего работника.
Многие любят выслушивать комплименты: «Ты хороший менеджер, потому что ты делаешь столько всего...» Но мое мнение, что реальная ценность заключается в том, чтобы определить слабые стороны, области для развития, чтобы стать более эффективным.

То есть оценка — это не просто суждение о работе, это в первую очередь развивающий диалог.
Я несколько раз встречал людей, которые очень хорошо работали, были очень перспективными, но они даже не знали об этом.
Например, несколько лет назад на одной из моих предыдущих позиций у нас был сотрудник в отделе маркетинга и просто очень здорово работал, выполнял даже больше, чем требовалось, при этом так происходило постоянно. И во время такого диалога я спросил о том, чего этот сотрудник ждет от работы в компании, какую позицию ему хотелось бы занять, например, через 10 лет. Не помню точно, что он мне ответил, но смысл был в том, что человек назвал позицию даже ниже той, которую занимал в данный момент.

И причина этого заключалась в том, что сотрудник был молод — только недавно окончил университет — и не мог поверить, что в тот момент времени мог развиваться быстрее. Я думаю, что это ответственность руководителя, с одной стороны, дать знать подчиненным об их потенциале, но в то же время, если нужно, поумерить чьи-либо непомерные амбиции.

Кроме того, мы постоянно запускаем новые продукты, новые технологии, а это тоже означает, что любой из работников должен учиться, что-то постоянно узнавать.

Образование вообще имеет достаточно большое значение. Я, например, окончил Университет Льежа (Бельгия) по специальности «управление предприятием» и Университет Лестера (Великобритания) по специальности «международный бизнес и экономика». И все эти знания мне очень пригодились.

Относительно MBA, я знаю, что это важное, но, в общем-то, не обязательное требование для поступления на работу. Я заметил, что, когда только начинал свою карьеру, такая степень была не особо частым явлением. На моих предыдущих позициях периодически сталкивался с необходимостью отсматривать резюме кандидатов, и такие степени не были уже редкостью. Если меня спросят, стоят ли такие программы потраченного времени и инвестиций, я скажу да, поскольку это может способствовать развитию карьеры. В то же время не стоит полностью полагаться на дополнительное образование как на стопроцентную гарантию достижения карьерных высот. И надо сказать, что в большом бизнесе известно немало примеров, когда не очень-то образованные люди добивались поразительных успехов.

В общем, если вы считаете, что потребность в дополнительном образовании действительно существует, и новые знания собираетесь использовать — тогда надо без колебаний обучаться дальше. Но я видел людей, которые получали все это, тратили кучу денег и времени, но потом решали делать что-то совсем другое, понимая, что то, чему учились, не особо нужно и интересно.

Если говорить о безумно талантливом молодом предпринимателе, то он может быть суперуспешным без дополнительного образования. Безусловно, впоследствии оно могло бы стать фактором, играющим положительную роль, но я думаю, что пока человек будет тратить время на обучение, придется остановить профессиональную карьеру. И можно многое потерять из-за такой остановки. Поэтому в данном конкретном случае сложно однозначно ответить, необходимо ли MBA.

Если продолжать говорить о факторах, влияющих на успешность бизнеса, помимо людей, я могу отдельно выделить инновационность. Способность компании развивать и поставлять на рынок новшества.

Для нас инновации — тоже ключевой элемент успеха. Но при этом мы не гонимся за количеством патентов. Главное — ценность инновации. Новшества должны соответствовать ожиданиям потребителей. Это основное, для того чтобы продукт покупался. Скажем, сейчас существует огромная потребность в машинах, которые максимально экономят потребление топлива. И у нас есть решение — это особая шина, позволяющая уменьшить расход топлива.
Конечно, бывают и исключения, например, Apple.

Когда потребителя спрашивают, что бы он хотел иметь, никто не может описать какой-то из их продуктов. Но когда после запуска очередной новинки люди ее видят, могут оценить ее функциональность, то у миллионов потребителей появляется в итоге потребность купить и использовать новшество. Я думаю, прелесть продуктов Apple в том, что они приходят на рынок с тем, что полностью соответствует потребностям аудитории, притом что сами люди даже не подозревали о таких потребностях. Вспомните, когда появились walkman и первые видеокамеры, этими приборами до определенного момента никто не пользовался и не мог представить, что это возможно. Но когда они появлялись на рынке — спрос был колоссальный.

В то же время инновации инновациями, а стоит помнить, что в разных странах потребности разные, в одной стране люди говорят: «Отличная новинка!», в другой: «Ну... так себе», а в третьей: «Все здорово, но если нужно платить больше — мы не согласны».

Если бы я решил запустить собственное дело, для обеспечения успеха, в первую очередь, продумал бы, что мы будем продавать, и удостоверился в том, что продукт или услуга будут востребованны. Попробую найти свой рынок, а для этого проведу исследования — нужно убедиться, что моя идея достаточно хороша. Ведь иногда даже хорошие идеи не работают, если для них нет рынка достаточного объема.

Еще мне нужна команда. Я изучу кандидатов с образованием и релевантным опытом, буду искать в них необходимые лидерские качества, о которых мы раньше говорили. Я не собираюсь нанимать очень образованного кандидата, если мне, например, нужен продажник. Пускай у него не будет докторской степени, но сейлз он гениальный — тогда мне это подходит!

Другой важный элемент, для того чтобы построить постоянно развивающийся бизнес (мне бы не хотелось, чтобы о компании через несколько лет забыли), — постоянное генерирование идей, инновации, о которых мы говорили ранее.

Я уверен, если бы я разработал продукт, например сотовый телефон, и этот продукт был бы такой же, как мой телефон или ваш, то он вряд ли стал бы успешным. Мне нужно четко понимать отличия моей компании, моей идеи, моего продукта от конкурентов. Нужно знать, чем мы выделяемся: инновацией в сервисе или в технологиях. Но это не что-то, что с неба упало, — предварительно мы должны провести исследование, чтобы узнать, насколько востребован наш продукт.

После этого разрабатывается план маркетинговых активностей, чтобы увеличить узнаваемость продукта. Именно такое знание впоследствии переходит в желание купить и в продажи. Даже если идея хорошая, а узнаваемость при этом нулевая, потребитель может и вовсе не заметить продукт. Зато на него, вполне вероятно, обратит внимание конкурент и перезапустит его так, что он выстрелит.

Еще одна важная составляющая успеха дела — ценности и принципы компании, относящиеся как к ее сотрудникам, так и к потребителям. Наличие ценностей и принципов в компании всегда вызывает уважение инвесторов и потенциальных партнеров.

А главное, запуская бизнес, нужно убедиться, что у компании есть достаточное финансирование. На рынок приходят многие предприниматели с хорошим продуктом, людьми, идеями, но если не хватит финансирования, то ничего не выйдет.

Здесь важно правильно общаться с инвесторами. Все просто: нужно быть хорошим коммуникатором, уметь убеждать, доказывать, что ваш план цельный и перспективный. И самое основное — не забывайте показывать, как, когда и в каком объеме инвесторам можно ожидать возврата инвестиций.

И еще одно: инвесторы должны видеть в вас лидера компании. Если план представляет ученый или изобретатель, но не лидер — то скорей всего убедить бизнес-ангелов не удастся.

Помимо вышеперечисленного, не помешало бы немножко удачи. Это не может стать единственным фактором, обеспечивающим успешное развитие компании, но может дать некий толчок. Так что хотя бы 5 процентов удачи будут очень кстати.

Начать дискуссию