Бизнес-психология

Правила выразительной и убедительной речи

Эффективное общение подразумевает, что вас слушают и понимают. При этом важно, как и что вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя. Настраивайтесь на собеседника, учитывая его профессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, интересы, особенности мышления и речи. Чтобы беседа была эффективной, с самого начала необходимо придерживаться следующих правил.

Коммуникация (общение) — это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразумевает, что вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др.) или через комбинацию этих приемов. При этом важно, как и что вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя.

Поэтому, перед началом разговора старайтесь четко сформулировать его цель. Чтобы беседа была эффективной, с самого начала необходимо:

  • установить контакт с собеседником;
  • создать благоприятную атмосферу для беседы;
  • привлечь внимание партнера;
  • пробудить интерес к беседе;
  • «перехватить» инициативу, если это необходимо.

Успешному ведению беседы способствует понимание эмоционального состояния собеседника, сопереживание ему.

Важное значение имеет стиль ведения беседы:

  • высота, громкость и тембр голоса;
  • интонация;
  • скорость речи;
  • длительность, частота пауз;
  • наличие и характер жестов и т. д.

Тон высказываний должен быть ровным и спокойным, темп и ритм речи умеренным. Пауза — в зависимости от логики высказывания (в конце предложения или между его смысловыми отрезками).

Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дружеского тона, говорить простым, ясным, четким языком. Пространное изложение информации усложняет восприятие партнером сути высказывания.

Собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение, избегайте критических высказываний и оценок его поведения.

Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько теплых, приятных фраз.

Первые фразы, которые Вы адресуете собеседнику, лучше готовить заранее, чтобы с их помощью вы могли привлечь внимание к себе и вашим идеям.

Настраивайтесь на собеседника, учитывая его профессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, интересы, особенности мышления и речи.

Расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Это расстояние — индивидуально и зависит от пола, возраста и других особенностей собеседника.

Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Эмоционально близким отношениям благоприятствует расстояние до полуметра.

Выразительные движения лица (мимика) и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести Ваши мысли и чувства. Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое Вы производите на партнера.

Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция.

Эффективность беседы зависит также от умения слушать партнера:

  • Недопустимо прерывать собеседника на полуслове.
  • Полезно кивать или наклонять голову для проявления поддержки, показывая тем самым желание слушать дальше.
  • Желательно показать собеседнику ощущение сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем.
  • Необходимо «читать» неречевую информацию: пони мание жестов и поз партнера позволит осуществить более устойчивую обратную связь и точнее увидеть позицию собеседника.

В налаживании контакта большую роль играют условия беседы — место, время, наличие помех (присутствие по сторонних, телефонные звонки, шум и т.д.). Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику.

Важны условия зрительного контакта (манера смотреть). Оптимальным в большинстве случаев оказывается та кой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. Взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого.

Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.

Следующие действия не способствуют взаимопониманию партнеров:

  • Уход от темы разговора, предложенной собеседником.
  • Отсутствие реакции: высказывание партнера не на ходит никакого словесного или несловесного (в мимике, жестах, позе) ответа.
  • Забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника).
  • Перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса.
  • Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.

14 основных правил выразительной и убедительной речи

  1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Начать дискуссию

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла депутатский законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Интересные материалы

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik