Призрак рецессии, последовавшей за кризисом ипотечного кредитования, накладывает свой отпечаток на политику европейских центробанков. Мониторинг инвестиционных рисков становится одним из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности национальной финансовой системы.
В таких условиях внимание начинает уделяться даже тем рискам, которые полностью игнорировались ранее. Так, по мнению некоторых экономистов Великобритании, раздувание инвестиций в добычу угля и углеводородов, а также в отрасли, сильно зависящие от них, чревато новым финансовым пузырем.
На рисунке представлены данные по производству различных видов топлива в этой стране за 2010 год. Они опубликованы на официальном сайте департамента по энергии и изменению климата правительства Великобритании. Единица расчета – тысячи тонн в нефтяном эквиваленте. Как видно из диаграммы, основную долю в общей массе составляет углеродное топливо (свыше 87%).
В связи с этим инициативная группа политиков, инвесторов и ученых направила официальное письмо в адрес Мервина Кинга, управляющего Банком Англии, с просьбой рассматривать негативное воздействие от применения ископаемого топлива как системный риск для экономики страны в целом. Ставка на неэкологичные виды топлива в будущем может привести к краху, в случае резкого обесценивания этих активов, падения цен на такое топливо или серьезных техногенных катастроф.
Как сообщила в понедельник газета «The Guardian», Кинг со своей стороны заявил, что готов рассматривать подобные риски, хотя и полагает, что это потребует более внимательного и всестороннего анализа. Банк Англии устанавливает свои критерии того, что представляет угрозу для финансовой стабильности.
На сегодняшний день почти треть компаний, котировка акций которых лежит в основе расчета индекса FTSE 100, - сырьевые. И это не предел. Швейцарская Glencore International AG практически решила вопрос по слиянию с горнодобывающей Xstrata. Это позволит создать мощный конгломерат со штаб-квартирой в Швейцарии, акции которого, тем не менее, будут торговаться в Лондоне.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, произошедший 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе стал причиной экологической катастрофы. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США. Через поврежденные трубы скважины на глубине 1,5 тысяч метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров. В результате этой экологической катастрофы погибли почти 7 тысяч животных и птиц.
Из-за разлива нефти был введён запрет на рыбную ловлю, для промысла было закрыто более трети всей акватории Мексиканского залива. К началу 2012 года к компаниям BP и Halliburton от проживающих на побережье граждан, владельцев бизнеса, а также правительственных организаций, обвиняющих данные компании в нанесении убытков из-за утечки нефти, было подано более 500 исков.
Среди владельцев акций компании BP - инвесторы из США и России. А это означает, что эхо взрыва, прозвучавшего на нефтяной платформе Deepwater Horizon, прокатилось по всему миру.
Однако многие аналитики по-прежнему не готовы всерьез воспринимать подобные риски. По их мнению, работа по снижению инвестиций в добывающую отрасль стала бы преждевременной из-за привлекательных рыночных цен.
По мнению Энди Холдена, исполнительного директора Банка Англии по финансовой стабильности, подобный «близорукий» подход, царящий в финансовом секторе, может повлечь разрушительные последствия для развития инфраструктуры и высокотехнологичных проектов Великобритании.
Со своей стороны хочется добавить, что Россия, в чьей структуре экспорта львиную долю (почти 70%, - согласно данным официальной статистики) занимают все те же ископаемые виды топлива, следует внимательно отнестись к мнению экспертов Банка Англии при рассмотрении стратегических задач на длительную перспективу.
Начать дискуссию