Маркетинг

Яблоко задора

В отличие от технологий, которые защищены патентами, основные маркетинговые приемы Стива Джобса каждый может использовать в бизнесе без каких-либо ограничений. Причем практически в любой индустрии

В отличие от технологий, которые защищены патентами, основные маркетинговые приемы Стива Джобса каждый может использовать в бизнесе без каких-либо ограничений. Причем практически в любой индустрии.

Стив Джобс и все, что с ним связано, еще долгое время будет оставаться в центре пристального внимания. Нужно признать, что более яркой публичной бизнес-персоны действительно не было чуть ли не со времен Генри Форда. Однако феноменальный успех Apple чаще всего рассматривается с точки зрения технологий и инноваций. Я же хочу сделать акцент на довольно оригинальной маркетинговой составляющей этого триумфа.

В целом маркетинг Apple можно считать прекрасным образцом «неповиновения» традициям. Суть этого неповиновения — не что иное, как фундаментальный подход большинства великих предпринимателей: не ждать от потребителя идеи продукта, а решить за него, что именно ему нужно. Создание потребности вместо попытки ее обнаружить — великий принцип великих бизнесменов. И первый маркетинговый компонент успеха Apple.

В то время как в поиске новых вкусов и «фишек» большинство маркетинг-ориентированных компаний ведет активный диалог с потребителями, пытаясь выудить из них хоть какую-то «зацепку», харизматичные изобретатели просто берут и делают. В их числе и Бренсон, и Хилтон, и Жилетт. Последний, кстати, несколько лет раздавал свои бритвенные станки бесплатно чуть ли не по всему миру, пока не приучил мужчин пользоваться ими и покупать одноразовые лезвия.

Так же и Apple: ее продукт стал нужен именно потому, что его создали! Исследования, которые, несмотря на различные легенды, конечно же, проводились, в основном были направлены не на поиск нужных потребителю функций, а на тестирование наиболее удобного способа ими пользоваться. То есть — на оценку и оптимизацию уже придуманного.

Разрушение шаблонов — второй компонент маркетинга Apple. Во многом это следствие предыдущего принципа. Когда впервые «нишевые» компьютеры, популярные в основном среди графических дизайнеров, были раскрашены в разные цвета — это разве не прорыв?

Интуитивно верный подход к построению «зонтичного» бренда — третий компонент маркетинга Apple. Удачно зарегистрировав в свое время «i» в огромном количестве категорий, Apple последовательно развивает линейку брендов, помеченных этим «оберегом». Все продукты — от iPod до iPad — безупречно совместимы не только функционально, но и «имиджево», «брендово». Фактически это как total look в индустрии моды, когда все вещи — одной марки. Но, в отличие от подиума, где этот тренд уже не очень актуален, Apple ему просто идеально соответствует.

Отсутствие гигантских рекламных и промобюджетов — четвертый компонент маркетинга Apple. Кто-нибудь видел рекламные ролики iPod? Или новогоднее промо от лица бренда (акции розничных продавцов мы в расчет не берем)? А кто-нибудь может объяснить феноменальный прорыв продукта на высококонкурентный рынок без масштабных телевизионных кампаний и гигантских билбордов? Лично я считаю это феноменом. По моей информации, никаких глобальных «вирусных» акций Apple в последние годы не проводила. Имидж формировался исключительно благодаря невероятному эффекту «сарафанного радио» и позитивно-искренней лояльности медиа (в том числе гигантскому объему бесплатного PR в СМИ всего земного шара). Честно говоря, что-то и слоган продуктов Apple я вспомнить не могу…

Личность, стоящая за бизнесом, — пятый компонент. Публично взять на себя персональную ответственность за продукт со всеми его плюсами и минусами способен далеко не каждый. При всей естественности процесса подобных людей не так много. Даже если уважаемые мной Дымов или Коркунов дают брендам свою фамилию, это еще автоматически не означает, что с точки зрения потребителей за их продукцией действительно стоит реальный живой человек. Связь «личность — продукт» — очень тонкий ресурс, требующий либо ювелирного построения репутации лидера, либо, наоборот, задорной, слегка «хулиганской» и абсолютно естественной стратегии публичного поведения, какая была свойственна Джобсу.

А теперь взглянем на пять маркетинговых составляющих успеха Джобса в отрыве от индустрии. Можно повторить все эти пункты, например, в производстве молока или в банковском бизнесе? Почему бы и нет! Отдельные успешные примеры уже есть и в России. Так что давайте пробовать!

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.