Чем обернется вступление России в ВТО для успешного меньшинства и неконкурентного большинства населения? Россию наконец-то приняли в ВТО. Мы так долго к этому стремились, что теперь, когда главный вопрос решился, у многих как-то сами собой отпали и все прочие. Например — а нужно ли нам членство в этой организации? Полезно ли оно для страны? А ведь ответ не столь очевиден!
Если занять позицию рафинированного интеллигента вроде Андрея Илларионова, то ВТО — это, конечно же, прекрасно. Как прекрасно жить в Москве, ходить в хорошие рестораны и есть дорогие стейки, получая деньги за консультации. Я, например, тоже могу все это себе позволить. И точно так же могу сказать много красивых слов о ВТО. Вот только не удается выбросить из головы цифры, которые совсем недавно сильно меня потрясли. Оказалось, что в Тверской области 15 тысяч деревень с населением менее 20 человек! А во всем Пермском крае лишь тысяча школ. В общем, как только мы выезжаем за Московскую кольцевую автодорогу, ситуация со вступлением России в ВТО уже не выглядит столь же радужной, как из окна московского бара, где вы сидите с друзьями, обсуждаете высокие материи и кушаете дефлопе.
Понятно, что фактическое (а не формальное) вступление страны в ВТО будет растянуто во времени. Но на это уйдет не столь длинный срок, как может показаться. Пять лет, отведенные на полную интеграцию, пролетят очень быстро, но наша жизнь успеет существенно измениться. Для кого-то в хорошую сторону. Но для большинства — нет.
ВТО — это, конечно, очень здорово. Вот только бизнес множества российских компаний полетит к чертям собачьим, поскольку они технически не смогут конкурировать с иностранцами. Целые отрасли экономики ждут трудные времена.
Мне кажется, вступление в ВТО — это, вообще говоря, большая ошибка. По одной простой причине. Ни один клуб не может вместить всех желающих. Ведь что такое клуб? Это когда собравшиеся решили дружить против кого-то. До недавнего времени в «клубе ВТО» собирались все более или менее заметные страны. Без членского билета были только мы. С ядерным оружием, нефтью, газом и лесом. И никто так уж явно против нас не дружил. Да и нам было не так плохо. Теперь же ситуация может кардинально измениться.
Ну хорошо, проблемы наших металлургов — это частные проблемы наших металлургов. Скорее даже, это проблемы конкретно Усманова и Лисина. А вот, например, трудности нашей авиационной индустрии — это уже трудности всей страны.
Я считаю, что наше правительство должно выйти к людям и сказать: «Ребята, мы больше не летаем в воздухе, мы не делаем того-то и того-то». То есть честно — как есть — сказать, что мы на многих отраслях и сферах ставим крест, проводим программу сокращений и закрываем Московский авиационный институт.
Разумно ли вступление в ВТО? Рационально ли? Думаю, нет. И вот тут я согласен с Владимиром Путиным, который не раз говорил, что вступать во Всемирную торговую организацию мы, вообще говоря, пока не готовы.
Ситуация парадоксальна. С одной стороны, я понимаю, что нельзя жить в замкнутом мире. Но верно и то, что ВТО для нас принципиально ничего не решает. Точнее, многие проблемы так и останутся. У нас не появится, к примеру, безвизового въезда в страны Евросоюза и в США. Нам говорят, что ВТО — это не просто набор правил, но и потенциальная возможность для снижения таможенных пошлин. Да, мне было бы приятно покупать автомобиль не за 60 тысяч долларов, а вдвое дешевле. Но именно — «было бы». Ведь далеко не факт, что все так и будет! Израиль тоже входит в ВТО. А автомобили там продают за совершенно феерические деньги.
Пока тянулись многолетние споры о параметрах вступления России в ВТО, у меня нередко возникало ощущение: тем, кто сидит по обе стороны стола во время переговоров, обсуждаемый вопрос интересен исключительно с теоретической точки зрения. А вот последствия этого «теоретизирования» придется вкусить всем нам, обычным людям.
Боюсь, жители умирающих деревень в Тверской области вообще потеряют шансы на то, что у них появятся газ и вода. Эти шансы и до сих пор были исчезающее малы. Но теперь их не останется вовсе. Потому что это было бы — нерационально. Ведь ВТО — это стандартизация.
У нас ведь в Москве люди по сей день получают квартиры. Бесплатно. Да и государство до сих пор находится в весьма странной позиции. У него очень много социальных обязательств. И все мы, граждане, действительно искренне уверены, что именно государство обязано проложить газ, провести электричество, подать воду… Правда, если все тщательно посчитать и умножить, выяснится: никакого бюджета не хватит, что бы выполнить все взятые властью перед гражданами обязательства. Да и с точки зрения правил ВТО это опять-таки нерационально.
Вступление в ВТО — как будто признание того, что наша экономика должна стать рациональной. Жаль только, все забывают, что от такой «рационализации» автоматически станет плохо людям, которые живут в глубинке. Им точно будет не на что надеяться. Потому что… Да, потому что — нерационально. До недавнего времени они еще могли надеяться на «чудо». Можно было написать письмо губернатору. Пожаловаться в газету. Вывести людей на митинг. То есть вопрос как-то можно было решить. Но после вступления в ВТО и эта возможность исчезает. Рационализм станет безусловным законом.
Мне грустно это говорить, но у многих, скорее всего, исчезнет возможность заработать себе на жизнь. Сегодня на АвтоВАЗе работают сто тысяч человек, которые, по сути, содержат Тольятти с почти миллионным населением. Это же целая индустрия! Очевидно, что государство постарается наконец-то закрыть завод, воспользовавшись вступлением в ВТО как благовидным предлогом. Кажется, есть логичный выход — переориентировать всех этих людей на выпуск чего-то другого. Ну, скажем, пусть собирают иномарки. Но мое глубокое убеждение состоит в том, что эти люди просто не смогут производить что-то хорошее. В силу целого ряда причин. И пусть на меня никто не обижается.
Представьте себе, что есть некое племя, которое производит бумеранги. И бумеранги получаются просто волшебные. Разве что… не нужны они никому. И вот выходит глава этого племени и говорит: «Ребята, теперь мы будем выпускать отличные автомобили!» А как, если, кроме бумерангов, люди ничего делать не умеют?!
Сколько человек работает на сборке «Фордов» под Санкт-Петербургом? Человек четыреста. А сколько занято на АвтоВАЗе и смежных производствах? В сто раз больше.
Да, можно купить новую линию, поставить на конвейер новую модель. А дальше? Поставьте себя на место мэра города или руководителя области. «Сейчас мы попробуем отобрать среди вас 500 чело- век, самых лучших специалистов. Но больше нам никто не нужен». Что будет? Будет восстание.
Впрочем, даже восстание — это еще полбеды. Вся штука в том, что и этих 500 идеальных специалистов там не отобрать! Люди привыкли работать «в своем стиле». Вот работает человек на АвтоВАЗе лет двадцать. Да, у него маленькая зарплата. Но он научился выживать. А тут ему предлагают нормальную работу. То есть требуется вкалывать на полную катушку и нести ответственность за результат. Кто готов? Никто.
Несмотря на многочисленные проблемы, более или менее конкурентоспособными у нас остались космическая индустрия и атомная энергетика. А что делать с другими отраслями? С упомянутыми авиа- и автомобилестроением? Вступление в ВТО — это преступление перед целыми сегментами национальной экономики.
До сих пор Россия была довольно закрытой для Запада зоной. Теперь зона открылась. И за оградой наших людей ждет совершенно другой мир, в котором они не умеют жить.
Для некоторых (но немногих) ВТО — это хорошо. Все, кто успешен и профессионален, будут летать за 100 долларов в Париж на Рождество. И получат ипотеку под 4% годовых. Но основная масса жителей страны никаких бонусов не ощутит. В лучшем случае. А в худшем — получит исключительно негативный опыт.
Комментарии
1Мне всегда казалось, что ВТО выгодно только нашим "жирным котам"! Они и лоббировали эту идею...