Бизнес-психология

Пробуждение и поддержание интереса слушателей

Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в далеких от идеальных условиях. Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи.

Независимо от формы и объема высказывания, в речи всегда отражается личность говорящего или пишущего. Она проявляется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов — в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мимике, позах.

Замысел автора, его позиция определяются разными факторами: его убеждениями, взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят отстепени искренности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало) и осознанной намеренной линии поведения(начало, подчиненное самоконтролю).

Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это личность, важны все три линии: личность не может не иметь доминанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.

Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.

Установление успешного контакта с аудиторией зависит и от расположения людей— участников диалога: наилучшее общение проходит в свободном кругу, в удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в удлиненном зале.

Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, профессии, интересов, уровня образованности, а также того, в каком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию/выступление или вынужденно.

Если все же выступающий оратор вынужден обстоятельствами к общению, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства: сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.

Необходимо также знать зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи(например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.

В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи пробудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. Все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь оратор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спектакль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в первом акте... К третьему акту зал опустеет.

Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.).

Признаки усталости или понижения интереса слушателей побуждают оратораоживить свою речь:

  • примерами — они обращены к чувственному познанию и дают передышку интеллекту;
  • вопросами, обращенными к слушателям, — они их активизируют;
  • шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, пробуждает эмоции.

Если выступающий заметил усталость, он может сократить свое выступление или снять самый трудный материал.

Возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заготовленный материал слишком рано и оставшееся время нечем заполнить. Следовательно, говорящий должен иметь резерв материала, который пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов на вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.

Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докладе или беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай два-три варианта концовки.

Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.

Заведите тетрадь, блокнот или папку/файл в компьютере — копилку полезных советов. Но будьте требовательны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей и манипуляций. Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к ним, достижение добрых отношений.

Как завоевать слушателей?

Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в далеких от идеальных условиях. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):

Только граждане не хочут слушать,
Гражданам бы выпить и покушать...
(Е. Евтушенко)

Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарноевнимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения фраз, силой слова, и актуальностью призыва, и риторическими приемами. Не гнушайтесь даже советами из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.

Изучите свою аудиторию по возможности заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеждения, психологическое состояние в момент общения — возможно, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.

Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подведете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказали: начал(а) он(а) неплохо, но скоро выдохся(-ась). Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить интерес, восстановить внимание аудитории.

Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15-20 минут своеобразные паузы— занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Существует легенда о том, как однажды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один ( «я еду в деревню»). — «I», — ответил другой ( «поезжай»).

Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления. Плохо, если вы скомкаете заключительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополнительного времени.

Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слушающего: направленность внимания → одна из форм интереса → прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено высказывание → прогнозирование содержания речи. Если речь внезапна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения может не состояться.

Всегда учитывайте мотивацию слушателей. Она имеет шкалу, так как обычно слушают:

по принуждению →
по обязанности, служебному долгу →
по собственному волевому усилию →
по зарождающемуся интересу →
по захватывающему интересу →
по увлечению, с радостью.

Общение — двусторонний процесс: слушающий часто бывает больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:

  • ответ или новое высказывание;
  • поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым высказыванием;
  • обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего.

Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важнейшая сторона общения.

Слушающий на основе речевого ожидания формирует свое отношение к теме или содержанию услышанного. Воспринятая речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть до противоположного. Благодарный слушатель не перебивает говорящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажает сказанного и проявляет интерес.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть