Менеджмент

Бизнес в стиле фанк

Бизнес в стиле фанк» (фанки­бизнес) — новая концепция управления бизнесом и создания предприятий, изложенная в одноименном бизнес­бестселлере Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале.

Бизнес в стиле фанк» (фанки­бизнес) — новая концепция управления бизнесом и создания предприятий, изложенная в одноименном бизнес­бестселлере Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале.

Основные особенности фанки­бизнеса Нордстрем и Риддерстрале убеждены сами и убеждают других в том, что мир необратимо изменился, знания устарели, и бизнес, если он хочет быть успешным, должен меняться вслед за миром.

Авторы говорят нам: в эпоху товарного изобилия и глобальной конкуренции, избыточных мощностей в большинстве отраслей и потребителей, у которых все больше рычагов воздействия на производителя, нужно все менять. Новой экономике нужен новый бизнес — инновационный, непредсказуемый, фантастиче­ский. Нужен фанки­бизнес.

Основные характеристики современного мира, которые определяют требования к бизнесу — Диктатура знаний. Главным средством производства в современном мире, по мнению Нордстрема и Риддерстале, является скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг — человеческий мозг. Знание — вот новое поле брани для целых стран, корпораций и индивидуумов. То, что пользовалось спросом раньше, требовало немного знаний и огромного количества болтов и гаек. Новые товары, которые ценятся потребителями сегодня, требуют огромного интеллектуального вклада и очень мало «железа». Успех бизнеса, таким образом, зависит от способности направлять в нужное русло работу умов. Лидеры должны быть завалены знаниями и заваливать ими всех остальных.

— Глобальная конкуренция. Экономическая реальность нашего времени такова, что все конкурируют со всеми. Как констатируют авторы «Бизнеса в стиле фанк», все мы участники глобальной конкуренции. Мы двигаемся к тому, что ученые называют технико­экономическим паритетом. Это означает, что выигрывают лучшие мужчины и женщины, и не важно, откуда они (из какой страны, религии, расы и т. п.).

— Скорость. Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. По мысли Нордстрема и Риддерстрале, к знаниям нужно относиться, как к молоку — на них нужно ставить дату выпуска. Если вы их вовремя не используете, они скиснут и станут бесполезными. В новой экономике нет ограничений скорости. Правит проворство. Скорость — это все.

— Кастомизация. Во фрагментированном мире ниши становятся все меньше. Увеличивающаяся роль индивидуальных заказов в совокупности с развитием технологий и изменениями в системе ценностей означает, что микрорынки начинают преобладать над рынками массовыми. Индвидуализация становится необходимой во всех аспектах разработки, выпуска и продажи продукции. По мнению авторов «Бизнеса в стиле фанк», уже скоро мы можем перейти от массового производства к гибкому производству, а затем — и к массовой кастомизации (адаптации массового продукта под конкретного потребителя).

Какой должна быть организация, чтобы быть успешной в современном мире?

— Фокус на людей. «Люди решают все», — утверждают Нордстрем и Риддерстрале. Люди делают организацию, продукты и услуги уникальными. Наиважнейший для производства ресурс, по мысли авторов «Бизнеса в стиле фанк», расхаживает по офису в ботинках и ежедневно покидает рабочее место в 5 часов. В результате именно лидерство и умение руководить людьми становятся ключом к конкурентному преимуществу. Процветают только те компании, которые смогли стать хорошим домом для талантов, так как талант сегодня — единственное, что «заставляет капитал плясать». Этот тезис роднит фанки­бизнес с концепцией войны за таланты, предложенной в начале 1990­х годов консультантами McKinsey. Как и авторы войны за таланты, Нордстрем и Риддерстрале полагают, что организация должна подстраиваться под людей с их особенностями, создавая им условия для реализации своих талантов.

— Инновационность. В современном мире у компании нет шансов на успех, если она не уделяет внимание инновациям — в административной области, в маркетинге, в области финансов, дизайна, руководства кадровым составом и в области услуг. Бизнес должен стремиться к созданию бурлящей смеси, в которой бы варились идеи и, как следствие, быть терпимым к ошибкам, так как без ошибок нет прогресса. Именно ошибки, по мнению авторов «Бизнеса в стиле фанк», в некотором смысле лежат в основе рыночной экономики.

— Многообразие. Нордстрем и Риддерстрале утверждают: многообразие правит миром. Не стоит ожидать каких-­либо инноваций в компаниях, в которых 90% всех сотрудников одного пола, примерно одного возраста, с одинаковым образованием, одинаково одеты и все играют в гольф.

Интеллект имеет нормальное распределение. Это не прерогатива 45­летних белых мужчин. Чтобы быть успешной, компания должна дать людям свободу выглядеть и думать так, как им хочется, и находить дифференцированный подход к каждому.

— Уникальность. С позиции фанки­бизнеса, нормальность — это дорога в никуда. Чтобы добиться успеха, компания сегодня должна перестать быть «нормальной». Нужно рисковать, нарушать нормы и правила, научиться не обращать внимания на клиентов. Только так можно нащупать действительно прорывную идею и создать уникальный продукт, который взорвет рынок и принесет компании миллионы.

Особенности фанки­фирмы

  1. Меньше людей. Как только возникает ситуация, когда люди в одном здании перестают узнавать друг друга в лицо, пропадает личностный фактор, и это — тот самый момент, когда пора разбивать компанию.
  2. Меньше уровней. У фанки­фирмы меньше уровней в организационной структуре. Это означает, что сокращается время между возникновением проблемы и ее решением.
  3. Временная (проектная) организация работы. Funky Inc. — недолговременная компания. Это значит, что большинство работ выполняется в группах и на основе проектов.
  4. Горизонтальная. Что касается процессов, все в фанки­-фирме движется горизонтально. Вертикальная иерархичная логика опирается на простое предположение, что умные сидят наверху, а глупые — внизу. Иерархия делит людей на тех, кто думает, и тех, кто делает. В действительности, однако, большинство идей и проблем в компании возникают именно по горизонтали — между отделами, направлениями, подразделениями, странами. Более того, вертикальная логика совсем не оставляет места для поставщиков и потребителей, они остаются за границами фирмы. Вертикальная иерархия — это организация, которая «повернута лицом к шефу и задницей к покупателю». Пирамиды нужно заменить площадками для игр.
  5. Циркулярная. Циркулярность — это организационная демократия. В организациях, где знания и интеллект играют ключевую роль, при выборе главы должен учитываться голос каждого сотрудника, как, например, вся профессура выбирает декана в университетах. Это также касается совместного владения компанией.
  6. Открытая. Не все ресурсы должны находиться внутри фирмы. В будущем правильную единицу анализа будут представлять не индивидуальные фирмы, а взаимосвязи и цепочки фирм. Фанки­фирма открыта для сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Бизнес­шпаргалку на основе книги «Бизнес в стиле фанк» подготовил Александр Зыков

Комментарии

4
  • natalikra

    Да, краткий конспект для студентов хорош. непонятно только зачем здесь.

    А я в свое время все 400 с чем-то страниц прочитала. И в очередной раз решила больше не покупать американскую бизнес-литературу.

  • Зеленая долина

    Прикольная статья, согласна полностью, причем это на практике, именно там где есть внимание и заинтересованность в работнике, со всем его стадом тарканов, те фирмы процветали и двигались вперед, там где хозяин заточен только на себя любимого со всеми вытекающими для пресонала, через лет пять вся деятельность затухала, бизнес уходил в никуда.

    Только пока в России это поймут, глобальный мир и бизнес уйдут на столетие вперед. У нас же шь рулит правило- незаменимых нет.

  • natalikra

    Бизнес-литература в америке пишется, чтобы пиарить автора. А читатель должен проникнуться концепцией и побежать на консалтинг.

    Надо сказать, мне и сама идея не очень. В бизнесе может быть 1 - 2 "незаменимых таланта", но организация должна быть ситемой или живым механизмом. И если таких незаменимых будет больше, то компания развалиться на глазах. Они же все такие индивидуальности.....