Захаров Дмитрий
Любинский Александр
Диасофт
Опубликовано: Журнал "Управление компанией" № 4 за 2003 год
Знакомясь с корпоративными Web-сайтами или открывая красочно оформленные буклеты, мы нередко видим призывы работать ради клиента. В большинстве случаев это банальное лицемерие и дань учебникам по маркетингу. Чтобы слова не расходились с делом, необходима продуманная до мелочей и выстроенная на всех уровнях система взаимоотношений с потребителями. Ее составной частью является процедура измерения удовлетворенности клиентов. |
Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска.
У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента.
Качество используемого продукта и услуг, предоставляемых компанией, определяют удовлетворенность клиента. Недовольные клиенты рано или поздно уходят к другому поставщику. Кроме того, они негативно влияют на других клиентов. Среди маркетологов распространено мнение, что 1 недовольный клиент порождает сомнения у 20 других, а 1 довольный положительно влияет только на 4. Выходит почти как в поговорке: за одного битого пятерых небитых дают. Поэтому необходимо постоянно измерять состояние удовлетворенности клиентов и осуществлять изменения, направленные на совершенствование качества продуктов и услуг.
В настоящей статье рассказывается о том, как задача измерения удовлетворенности потребителей решается в компании , специализирующейся на создании программных продуктов для финансовых организаций (банки, инвестиционные, страховые компании). Количество клиентов компании превышает 700 организаций, расположенных во всех регионах России и за ее пределами. В компании работают более 500 сотрудников. В состав входят четыре крупных производственных центра, поставляющих на рынок несколько десятков различных программных продуктов. В конце декабря 2002 г. аудиторы международного органа по сертификации TUV CERT (Германия) провели в компании сертификационный аудит, по заключению которого был выдан сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000.
В всегда понимали азбучную истину, что клиент прав и даже когда не прав, все равно должен быть доволен. Со временем у нас назрела необходимость перевода понятия из абстрактной категории в количественно измеряемую величину.
В соответствии с требованиями п. 8.2.1. стандарта ISO 9001: 2000: .
То есть налаженная процедура измерения удовлетворенности потребителя является обязательным элементом системы менеджмента качества. Поэтому, когда компания приняла решение сертифицировать свою систему менеджмента качества, вопрос о разработке и внедрении процедуры оценки лояльности клиентов стал одним из наиболее актуальных.
В августе 2002 г. управлением маркетинга была завершена разработка первой редакции методики оценки удовлетворенности. Методика, на первый взгляд, казалась идеальной, она позволяла учитывать множество различных показателей и индикаторов, получаемых по самым разным каналам. Но к нашему огорчению, при попытке внедрить ее на практике, мы обнаружили, что методика нежизнеспособна. Причина заключалась в том, что не удавалось полностью распределить и локализовать ответственность за выполнение отдельных этапов. Кроме того, некоторые из используемых для расчета индикаторов не основывались на документах, а вырабатывались по принципу .
В очень сжатые сроки, практически за один месяц, методика была переработана. Из нее было удалено все, что не имело под собой твердой документальной основы, а также вся информация без четко закрепленной ответственности за получение.
На основе методики была разработана процедура, ориентированная на автоматизированный учет и обработку информации.
Разработанная методика основывается на следующем:
1) удовлетворенность клиентов измеряется по десятибалльной шкале, в соответствии с принятой в компании шкалой оценок; низшей оценкой является 1, высшей - 10;
2) для измерения удовлетворенности используется минимальное количество наиболее важных показателей, отражающих основную деятельность компании;
3) каждый показатель определяется с помощью минимального количества наиболее важных индикаторов удовлетворенности клиента;
4) система показателей и индикаторов (см. табл. 1) выбрана таким образом, чтобы, с одной стороны, получить максимально достоверную информацию о клиенте и, с другой стороны, обеспечить регулярное (запланированное или гарантированное) получение этой информации с минимальной затратой ресурсов;
Показатель |
Учитываемые индикаторы |
Способ получения |
1. Качество ПП |
Количество выявленных клиентом ошибок в ПП |
Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ |
|
Официальные отрицательные отзывы о качестве ПП |
Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями |
|
Количество сделанных клиентом предложений по доработке ПП |
Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ |
2. Качество сопровождения ПП |
Оценка потребителя в анкете о качестве сопровождения |
Анкеты направляются клиенту вместе с каждым новым договором сопровождения |
|
Официальные отрицательные отзывы о качестве сопровождения ПП |
Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями |
3. Качество внедрения ПП и обучения |
Оценка потребителя в анкете о качестве внедрения и обучения |
После завершения каждого внедрения |
|
Официальные отрицательные отзывы о качестве внедрения и обучения |
Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями |
4. Качество проведения внутренних семинаров |
Оценка посетителей в анкете о качестве проведения семинара |
Сразу после завершения семинара |
5. Качество проведения выездных демонстраций |
Оценка принимающей стороны в анкете о качестве проведения выездной демонстрации |
Сразу после завершения демонстрации |
6. Качество проведения демонстраций ПП в офисе компании |
Оценка качества демонстраций участниками со стороны клиентов (потенциальных клиентов) в анкете |
Сразу после завершения демонстрации |
7. Качество взаимоотношений с "Диасофт" |
Оценка руководителя организации в анкете о качестве взаимоотношений |
При заключении или перезаключении любого договора |
5) методика должна обеспечивать получение как частных оценок по отдельным показателям, отдельным программным продуктам (ПП), отдельным клиентам, так и интегральных оценок по производственным центрам и компании в целом.
Итоги по состоянию удовлетворенности подводятся 1 раз в квартал.
Оценка удовлетворенности клиентов складывается из следующей совокупности оценок:
R общей оценки удовлетворенности клиентов компанией (складывается из общих оценок подразделений производственных центров);
R общей оценки удовлетворенности клиентов производственным центром (складывается из оценок лояльности клиентов по отдельным показателям (см. табл. 1));
R оценки удовлетворенности клиентов производственным центром по отдельным показателям (определяется как средняя оценка удовлетворенности всех клиентов по этому показателю):
R оценка удовлетворенности клиента по отдельным показателям - определяется как средняя оценка по всем программным продуктам, при этом:
Не станем здесь приводить полное описание используемого математического аппарата, но, как уже можно понять из изложенного выше, он предельно прост.
Основными требованиями к разработке процедуры оценки удовлетворенности являлись предельная простота и минимальные ресурсы, необходимые для исполнения, а также надежность и неограниченная повторяемость циклов ее функционирования.
Несмотря на простоту используемой методики, при разработке процедуры пришлось решить ряд достаточно сложных задач.
Во-первых, была определена ответственность подразделений компании за получение исходных данных для расчета показателя и регламент их получения, вплоть до определения дополнительных должностных обязанностей конкретных специалистов (см. табл. 2). Регламент выполнения процедуры основан на регулярном вводе индикаторов и ежеквартальном расчете удовлетворенности. Блок-схема процедуры приведена на рис. 1.
Подразделения |
Обязанности |
1. Отдел внутренней автоматизации (ОВА) |
Поддержка работоспособности и доработка СУУП |
|
Загрузка в СУУП данных ПЦ об ошибках и предложениях |
|
Регистрация прав пользователей |
2. Производственный центр (ПЦ) |
Передача в ОВА данных клиентов об ошибках и предложениях |
|
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве внедрения и обучения |
|
Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов |
3. Управление маркетинга (УМ) |
Оценка и ввод в СУУП отзывов клиентов |
|
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет об общих семинарах |
|
Расчет довольности потребителей и выпуск отчетов |
4. Управление продаж (УП) |
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве сопровождения |
|
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве взаимоотношений с "Диасофт" |
|
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о выездных демонстрациях |
|
Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве презентаций ПП |
5. Администрация |
Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов |
На рис. показана простейшая линейная последовательность шагов, имеющая 3-месячный цикл выполнения. Подразумевается, что на основании полученных оценок удовлетворенности руководством компании выполняется анализ, разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия.
Во-вторых, были разработаны формы анкет, единые для всей компании и одновременно достаточно гибкие для того, чтобы использовать их в различных подразделениях, а также пригодные для автоматизированной обработки.
В-третьих, была разработана система учета удовлетворенности потребителей (СУУП).
Для обеспечения доступа ко всему массиву необходимой информации, а также санкционированного и ранжированного доступа пользователей к данным СУУП реализована как подсистема офисной системы компании. Предусмотрена интеграция с уже используемым в компании программным обеспечением, в том числе с офисными системами отдельных подразделений.
Система включает набор журналов для хранения индикаторов удовлетворенности, экранные формы для ввода индикаторов и формы для выпуска отчетов. Возможность доступа к основным данным офисной системы и удобная система выделения информации позволяют легко проверить правильность полученных оценок. Очень удобным является гибкий генератор шаблонов анкет, позволяющий создавать образы самых сложных анкет. Доступ к системе различных пользователей определяется в соответствии с их обязанностями. На рис. 2 и 3 приведены примеры экранных форм и журналов системы.
В-четвертых - были разработаны согласованные с руководством компании форматы отчетов с данными по удовлетворенности и определен порядок их использования. Принято, что сводная информация об удовлетворенности клиентов предоставляется руководству компании. В подразделения предоставляются данные в объемах, касающихся данного подразделения и в формате разделов для квартальных отчетов.
В конце 2002 г. было завершено внедрение и получены первые данные. Процедура показала свою жизнеспособность и полезность для развития бизнеса компании (как для работы с конкретными клиентами, так и для совершенствования производственных процессов в подразделениях, а также для управления компанией в целом).
Ближайшей задачей является налаживание работы в подразделениях для получения полного спектра индикаторов удовлетворенности в 100%-ном объеме, а также накопление данных для оценки динамики изменения показателей удовлетворенности.
Параллельно делаются первоочередные и перспективные шаги по расширению сфер применения и совершенствованию процедуры (доработка системы показателей, учет в СУУП индикаторов, получаемых от клиентов дилерами компании, повышение информативности и качества выпускаемых отчетов). В качестве цели на ближайший период - сделать процедуру измерения удовлетворенности рабочим инструментом для оценки эффективности проводимых изменений - как управленческих, так и технологических решений.
Начать дискуссию