Маркетинг

Насколько доволен Ваш клиент?

Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска. У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента.

Захаров Дмитрий
Любинский Александр
Диасофт
Опубликовано: Журнал "Управление компанией" № 4 за 2003 год

    Знакомясь с корпоративными Web-сайтами или открывая красочно оформленные буклеты, мы нередко видим призывы работать ради клиента. В большинстве случаев это банальное лицемерие и дань учебникам по маркетингу. Чтобы слова не расходились с делом, необходима продуманная до мелочей и выстроенная на всех уровнях система взаимоотношений с потребителями. Ее составной частью является процедура измерения удовлетворенности клиентов.

    Практически все компании, имеющие небольшую клиентскую базу, первоочередное внимание уделяют задаче ее интенсивного наращивания (увеличению доли рынка). В погоне за новыми клиентами вопросы качественного сопровождения уже имеющихся нередко уходят на второй план. А вытекающее из этого недовольство потребителей, в свою очередь, относит такую компанию в зону риска.
    У лидеров рынка, имеющих большое число клиентов, ситуация несколько иная - вторичный рынок за счет постоянных покупок дополнительных продуктов и услуг, плановых выплат за сопровождение приносит соизмеримую, а порой и большую часть доходов компании. И не секрет, что эта деятельность намного рентабельнее. Поэтому вопросы внимательного отношения к потребностям собственных клиентов выходят на первый план. Компания должна выступать не только с позиции поставщика продукции, но и с позиции активного партнера в поддержке бизнеса клиента.
    Качество используемого продукта и услуг, предоставляемых компанией, определяют удовлетворенность клиента. Недовольные клиенты рано или поздно уходят к другому поставщику. Кроме того, они негативно влияют на других клиентов. Среди маркетологов распространено мнение, что 1 недовольный клиент порождает сомнения у 20 других, а 1 довольный положительно влияет только на 4. Выходит почти как в поговорке: за одного битого пятерых небитых дают. Поэтому необходимо постоянно измерять состояние удовлетворенности клиентов и осуществлять изменения, направленные на совершенствование качества продуктов и услуг.
    В настоящей статье рассказывается о том, как задача измерения удовлетворенности потребителей решается в компании , специализирующейся на создании программных продуктов для финансовых организаций (банки, инвестиционные, страховые компании). Количество клиентов компании превышает 700 организаций, расположенных во всех регионах России и за ее пределами. В компании работают более 500 сотрудников. В состав входят четыре крупных производственных центра, поставляющих на рынок несколько десятков различных программных продуктов. В конце декабря 2002 г. аудиторы международного органа по сертификации TUV CERT (Германия) провели в компании сертификационный аудит, по заключению которого был выдан сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

    В всегда понимали азбучную истину, что клиент прав и даже когда не прав, все равно должен быть доволен. Со временем у нас назрела необходимость перевода понятия из абстрактной категории в количественно измеряемую величину.
    В соответствии с требованиями п. 8.2.1. стандарта ISO 9001: 2000: .
    То есть налаженная процедура измерения удовлетворенности потребителя является обязательным элементом системы менеджмента качества. Поэтому, когда компания приняла решение сертифицировать свою систему менеджмента качества, вопрос о разработке и внедрении процедуры оценки лояльности клиентов стал одним из наиболее актуальных.
    В августе 2002 г. управлением маркетинга была завершена разработка первой редакции методики оценки удовлетворенности. Методика, на первый взгляд, казалась идеальной, она позволяла учитывать множество различных показателей и индикаторов, получаемых по самым разным каналам. Но к нашему огорчению, при попытке внедрить ее на практике, мы обнаружили, что методика нежизнеспособна. Причина заключалась в том, что не удавалось полностью распределить и локализовать ответственность за выполнение отдельных этапов. Кроме того, некоторые из используемых для расчета индикаторов не основывались на документах, а вырабатывались по принципу .
    В очень сжатые сроки, практически за один месяц, методика была переработана. Из нее было удалено все, что не имело под собой твердой документальной основы, а также вся информация без четко закрепленной ответственности за получение.
    На основе методики была разработана процедура, ориентированная на автоматизированный учет и обработку информации.

ЧТО И КАК НАДО УЧИТЫВАТЬ

    Разработанная методика основывается на следующем:
    1) удовлетворенность клиентов измеряется по десятибалльной шкале, в соответствии с принятой в компании шкалой оценок; низшей оценкой является 1, высшей - 10;
    2) для измерения удовлетворенности используется минимальное количество наиболее важных показателей, отражающих основную деятельность компании;
    3) каждый показатель определяется с помощью минимального количества наиболее важных индикаторов удовлетворенности клиента;
    4) система показателей и индикаторов (см. табл. 1) выбрана таким образом, чтобы, с одной стороны, получить максимально достоверную информацию о клиенте и, с другой стороны, обеспечить регулярное (запланированное или гарантированное) получение этой информации с минимальной затратой ресурсов;

Показатель

Учитываемые индикаторы

Способ получения

1. Качество ПП

Количество выявленных клиентом ошибок в ПП

Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ

Официальные отрицательные отзывы о качестве ПП

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

Количество сделанных клиентом предложений по доработке ПП

Учет всех обращений клиентов на "горячие линии" ПЦ и выгрузка в СУУП из офисных систем ПЦ

2. Качество сопровождения ПП

Оценка потребителя в анкете о качестве сопровождения

Анкеты направляются клиенту вместе с каждым новым договором сопровождения

Официальные отрицательные отзывы о качестве сопровождения ПП

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

3. Качество внедрения ПП и обучения

Оценка потребителя в анкете о качестве внедрения и обучения

После завершения каждого внедрения

Официальные отрицательные отзывы о качестве внедрения и обучения

Присвоение отзыву оценки при регистрации письма клиента в компании в соответствии с рекомендациями

4. Качество проведения внутренних семинаров

Оценка посетителей в анкете о качестве проведения семинара

Сразу после завершения семинара

5. Качество проведения выездных демонстраций

Оценка принимающей стороны в анкете о качестве проведения выездной демонстрации

Сразу после завершения демонстрации

6. Качество проведения демонстраций ПП в офисе компании

Оценка качества демонстраций участниками со стороны клиентов (потенциальных клиентов) в анкете

Сразу после завершения демонстрации

7. Качество взаимоотношений с "Диасофт"

Оценка руководителя организации в анкете о качестве взаимоотношений

При заключении или перезаключении любого договора

    5) методика должна обеспечивать получение как частных оценок по отдельным показателям, отдельным программным продуктам (ПП), отдельным клиентам, так и интегральных оценок по производственным центрам и компании в целом.
    Итоги по состоянию удовлетворенности подводятся 1 раз в квартал.
    Оценка удовлетворенности клиентов складывается из следующей совокупности оценок:
    R общей оценки удовлетворенности клиентов компанией (складывается из общих оценок подразделений производственных центров);
    R общей оценки удовлетворенности клиентов производственным центром (складывается из оценок лояльности клиентов по отдельным показателям (см. табл. 1));
    R оценки удовлетворенности клиентов производственным центром по отдельным показателям (определяется как средняя оценка удовлетворенности всех клиентов по этому показателю):

  • для таких показателей, как качество программных продуктов, качество сопровождения и качество внедрения, средняя оценка определяется с учетом имеющегося у клиентов количества лицензий (рабочих мест) программных продуктов. Таким образом, учитывается клиентов, а также влияние на удовлетворенность крупных и мелких клиентов одинакового количества выявленных ими ошибок в ПП;
  • для остальных показателей оценка определяется как среднее арифметическое;
        R оценка удовлетворенности клиента по отдельным показателям - определяется как средняя оценка по всем программным продуктам, при этом:
  • оценка по качеству ПП складывается из оценок, полученных за выявленные клиентом ошибки и сделанные им предложения по доработкам, а также из оценок, высказанных клиентом в отзывах;
  • по степени влияния на удовлетворенность клиента учитываются три категории ошибок - от наиболее критичных, которые должны быть устранены в предельно короткое время (1-я категория), до незначительных, которые допустимо устранить в следующих версиях ПП (3-я категория);
  • оценка за ошибки и предложения определяется исходя из количества эквивалентных ошибок 3-й категории, отмеченных клиентом;
  • оценка также зависит от количества рабочих мест данного ПП;
  • для определения количества эквивалентных ошибок принято, что 1 ошибка первой категории по влиянию на удовлетворенность потребителя эквивалентна 5 ошибкам второй категории, либо 20 ошибкам третьей категории, либо 20 предложениям со стороны клиента;
  • оценка 10 ставится в том случае, если за квартал клиент не обнаружил ни одной ошибки; с увеличением количества ошибок удовлетворенность клиента уменьшается линейно, но не может быть меньше чем 1;
  • для результатов расчета на желаемый диапазон оценок применяется специальный коэффициент, величина которого была определена по результатам опроса удовлетворенности репрезентативной выборки клиентов.
        Не станем здесь приводить полное описание используемого математического аппарата, но, как уже можно понять из изложенного выше, он предельно прост.

    ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

        Основными требованиями к разработке процедуры оценки удовлетворенности являлись предельная простота и минимальные ресурсы, необходимые для исполнения, а также надежность и неограниченная повторяемость циклов ее функционирования.
        Несмотря на простоту используемой методики, при разработке процедуры пришлось решить ряд достаточно сложных задач.
    Во-первых, была определена ответственность подразделений компании за получение исходных данных для расчета показателя и регламент их получения, вплоть до определения дополнительных должностных обязанностей конкретных специалистов (см. табл. 2). Регламент выполнения процедуры основан на регулярном вводе индикаторов и ежеквартальном расчете удовлетворенности. Блок-схема процедуры приведена на рис. 1.

    Подразделения

    Обязанности

    1. Отдел внутренней автоматизации (ОВА)

    Поддержка работоспособности и доработка СУУП

    Загрузка в СУУП данных ПЦ об ошибках и предложениях

    Регистрация прав пользователей

    2. Производственный центр (ПЦ)

    Передача в ОВА данных клиентов об ошибках и предложениях

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве внедрения и обучения

    Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов

    3. Управление маркетинга (УМ)

    Оценка и ввод в СУУП отзывов клиентов

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет об общих семинарах

    Расчет довольности потребителей и выпуск отчетов

    4. Управление продаж (УП)

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве сопровождения

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве взаимоотношений с "Диасофт"

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о выездных демонстрациях

    Инициирование, получение и ввод в СУУП анкет о качестве презентаций ПП

    5. Администрация

    Получение и передача в УМ копий отзывов клиентов

        На рис. показана простейшая линейная последовательность шагов, имеющая 3-месячный цикл выполнения. Подразумевается, что на основании полученных оценок удовлетворенности руководством компании выполняется анализ, разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия.
    Во-вторых, были разработаны формы анкет, единые для всей компании и одновременно достаточно гибкие для того, чтобы использовать их в различных подразделениях, а также пригодные для автоматизированной обработки.
    В-третьих, была разработана система учета удовлетворенности потребителей (СУУП).
        Для обеспечения доступа ко всему массиву необходимой информации, а также санкционированного и ранжированного доступа пользователей к данным СУУП реализована как подсистема офисной системы компании. Предусмотрена интеграция с уже используемым в компании программным обеспечением, в том числе с офисными системами отдельных подразделений.
        Система включает набор журналов для хранения индикаторов удовлетворенности, экранные формы для ввода индикаторов и формы для выпуска отчетов. Возможность доступа к основным данным офисной системы и удобная система выделения информации позволяют легко проверить правильность полученных оценок. Очень удобным является гибкий генератор шаблонов анкет, позволяющий создавать образы самых сложных анкет. Доступ к системе различных пользователей определяется в соответствии с их обязанностями. На рис. 2 и 3 приведены примеры экранных форм и журналов системы.
    В-четвертых - были разработаны согласованные с руководством компании форматы отчетов с данными по удовлетворенности и определен порядок их использования. Принято, что сводная информация об удовлетворенности клиентов предоставляется руководству компании. В подразделения предоставляются данные в объемах, касающихся данного подразделения и в формате разделов для квартальных отчетов.

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

        В конце 2002 г. было завершено внедрение и получены первые данные. Процедура показала свою жизнеспособность и полезность для развития бизнеса компании (как для работы с конкретными клиентами, так и для совершенствования производственных процессов в подразделениях, а также для управления компанией в целом).
        Ближайшей задачей является налаживание работы в подразделениях для получения полного спектра индикаторов удовлетворенности в 100%-ном объеме, а также накопление данных для оценки динамики изменения показателей удовлетворенности.
        Параллельно делаются первоочередные и перспективные шаги по расширению сфер применения и совершенствованию процедуры (доработка системы показателей, учет в СУУП индикаторов, получаемых от клиентов дилерами компании, повышение информативности и качества выпускаемых отчетов). В качестве цели на ближайший период - сделать процедуру измерения удовлетворенности рабочим инструментом для оценки эффективности проводимых изменений - как управленческих, так и технологических решений.

  • Начать дискуссию

    Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

    Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

    Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

    Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

    Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

    Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

    В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

    Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

    Курсы повышения
    квалификации

    18
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

    На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

    Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

    Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

    Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

    🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

    22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

    Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

    🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

    ⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

    Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

    КоАП РФ

    Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

    Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

    Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

    Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

    Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

    Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

    Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

    Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

    Центробанк установил новые тарифы по страхованию опасных объектов

    Нижняя граница тарифов по обязательному страхованию для большинства опасных предприятий снизится на 25%.

    Бесплатно с Уведомление по ЕНП

    Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

    В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

    Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

    Вслед за Минфином Минюст готовит базу для внесудебного взыскания налогов

    Минюст разработал и разместил для общественного обсуждения проект федерального закона с изменениями по налогам в Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ).

    47% россиян пользуются налоговыми вычетами. В топе инвествычет

    Чаще всего за налоговыми вычетами по НДФЛ обращаются при покупке недвижимости и лекарств, а также после оплаты обучения.

    Совфед одобрил закон, совершенствующий механизм оплаты судебных экспертиз

    В случае заявления стороной дела ходатайства о назначении судебной экспертизы, суд выносит соответствующее определение после внесения стороной денежных сумм на депозитный счет суда.

    НДФЛ

    НДФЛ с продажи квартиры не будет при сроке владения 5 лет, 3 года или независимо от срока

    В общем случае при продаже квартиры не придется платить НДФЛ и сдавать декларацию, если срок владения более 5 лет. Но есть ряд случае, когда налога не будет и при меньшем сроке.

    Интервью

    Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

    Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

    Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю

    Управленка или финмоделирование? Чему научиться, чтобы зарабатывать больше

    Умение вести управленческий учет и помогать собственнику принимать ключевые решения гарантирует бухгалтеру повышение в должности и увеличение зарплаты. Но можно пойти еще дальше — освоить финансовое моделирование и претендовать на должность финдира.

    Интересные материалы

    Первичные документы

    Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

    Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

    Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними