Бизнес-психология

Риторический вопрос

Современные принципы риторики очень разнообразны, поэтому мы обозначим только базовые опорные точки, намечающие принципы «оформления» послания.

«Но когда издавал он голос могучий из персей,
Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись!
Нет, не дерзнул бы никто с Одиссеем стязаться словами…»

Гомер. Илиада. III, 221–223

В январском номере «Бизнес-журнала» мы начали серию статей, посвященных коммуникациям и способам донесения послания, которое формируется из нескольких уровней. Это собственно контент, предполагающий наличие смысла в нашем выступлении, энергия — как единственное условие его донесения, а также риторика, о которой и поговорим в этот раз.

Риторические приемы представляют собой форму, своего рода «упаковку» нашей речи, которая (как и настоящая упаковка) должна быть максимально привлекательна и приближена к своей целевой аудитории. Современные принципы риторики очень разнообразны, поэтому мы обозначим только базовые опорные точки, намечающие принципы «оформления» послания.

Риторика представляет собой умение красиво излагать свои мысли. Для того чтобы научиться говорить «красиво» и профессионально, можно обратиться к специальной литературе или же тренингам, часто имеющим отношение к актерской практике. Однако предположим, что наш читатель имеет навыки озвучивания собственных мыслей и желает отшлифовать их. 

Начнем с того, что риторические навыки базируются на определенном состоянии концентрации. Отнюдь не расслабления, к чему нас совершенно неправильно призывают некоторые источники. Конечно же, если человек перед публичным выступлением испытывает настоящий шок телесно-поведенческого типа (что можно встретить сплошь и рядом), есть смысл принять определенные медицинские препараты. Однако и это не отменяет необходимости последующей концентрации.

Чтобы настроить себя на работу с аудиторией, необходимо представить себе один простой образ. Будто из вашей головы или горла («горловой чакры», как ее любят идентифицировать последователи индуизма) на всех слушателей будет распространяться определенное поле, а вам необходимо наполнять это поле, транслировать в него контент и энергию. Визуально это можно представить как некую куполообразную структуру. Она накрывает аудиторию, с которой нам предстоит работать, притом что мы искренне заинтересованы в этом, а само сообщение является очень важным. Все внутренние посылы страха с большой долей вероятности уйдут, если человек поставит перед собой цель — донести до аудитории сообщение любой ценой — и будет воспринимать это как своего рода работу, для выполнения которой необходимо задействовать определенный набор ресурсов. В этом случае можно рассчитывать, что сообщение будет услышано, и на этот процесс уйдет меньше энергии. При этом непосредственно перед выходом нелишне использовать аутотренинговые техники: например, простейшую из них — с концентрацией на счет три, которая позволит избавиться от эмоционального шума.

Теперь коснемся процесса произнесения речи. Первое, чем необходимо заняться накануне выступления, — это избавление от шепелявости, которая на самом деле мало кому несвойственна. Большинство людей шепелявит настолько, что невозможно даже разобрать речь, особенно если человек старается говорить быстро. Для того чтобы избавиться от этого недуга, достаточно регулярно тренироваться в течение трех недель. Одно из стандартных упражнений выполняется с помощью карандаша или ручки, которую необходимо сильно вдавить в края губ (примерно как удила у лошади) и таким образом зачитывать тексты. Спустя три недели артикуляция начнет восстанавливаться, звуки — отделяться друг от друга, а речь — очищаться.

Вторая группа упражнений направлена на развитие скорости речи, для чего испокон веку служат разного рода скороговорки. Вроде классической, с помощью которой обычно тренируются дикторы: «На мели вы лениво налима ловили». Впрочем, подойдут любые. А как образец можно держать в голове удачные примеры аудиорекламы, в которых диктору удается буквально за несколько секунд произнести четкое послание, притом что каждый звук предельно четко отделен от другого, все нюансы и оттенки интонации соблюдены, а скорость речи сравнима с пулеметной дробью.

Шипите — и услышаны будете!

Еще один момент, который необходимо подготовить заранее, — это шипящие. А именно — глоссарий из слов, в котором будут преобладать [ч], [ш] и [щ]. Надо сказать, что разнообразные «-измы» («капитализмы», «коммунизмы» и проч.) люди на слух различают заметно хуже, чем, например, «товаропроводящие сети» (если это произнесено с должной четкостью). И это нужно иметь в виду. Шипящие для умелого оратора — своеобразный инструмент, позволяющий эффективно управлять вниманием аудитории. Почему это происходит?

Дело в том, что у любого человека на уровне подкорки существует «рептильный комплекс». Иными словами, люди боятся змей и пауков. Таким образом, эта подсознательная система заставляет нас чутко реагировать на звуки, которые напоминают шуршание передвигающихся насекомых, шипение змей и других потенциально небезопасных существ. Соответственно, в момент, когда человек слышит правильным образом произнесенные шипящие, он рефлекторно затихает, внутренне концентрируется — как бы в невольной попытке определить источник звука. Как следствие — начинает слушать говорящего, и если топ-менеджер на совещании или докладчик перед аудиторией станет периодически «шипеть» — его будет слышно всегда. Подобные звуки часто применяют японцы в разного рода приборах, которые активно используют в корпоративной жизни для сохранения тонуса у сотрудников. Или взять хотя бы автомобильные радио­станции, имеющиеся у таксистов. «Шуршащее шипение», которым сопровождается общение по рации, обладает полезным свойством концентрации внимания: сообщения диспетчерской трудно пропустить мимо ушей. Есть, правда, и оборотная сторона: таксисты часто жалуются, что шипящие звуки, которые им постоянно приходится слушать в течение смены, потом вызывают бессонницу, поскольку шипение никогда не позволяет «отключить» концентрацию.

Последнее, что касается непосредственно речи, — это голос. Хотелось бы напомнить, что он не должен звучать ровно и монотонно. Он должен постоянно варьироваться в разных диапазонах — от тихого до громкого, от низкого до высокого. В идеале необходимо овладеть им настолько виртуозно, чтобы чередовать разные комбинации, не повторяясь.

Людей, которые действительно умеют выступать, можно пересчитать по пальцам. Их слышно невооруженным ухом. Здесь можно упомянуть Жириновского и Кургиняна — чтобы на их примере еще раз убедиться: у хорошо говорящих людей (у людей, которых можно услышать!) нет ровной речи. Их речь далека от того, чтобы казаться монотонной. Вывод: для того чтобы быть услышанным, необходимо научиться владеть собственным голосом, модулировать его. Это можно попробовать сделать самостоятельно: например, читая драматические произведения, прежде всего Шекспира, — для того чтобы научиться передавать сложные сообщения, донося нюансы и обертона. Довольно полезно научиться петь, причем делать это, не столько передавая тональность песни, сколько вкладывая в песню душу. Фактически нашу задачу также можно свести к попытке научиться вкладывать душу в слова. Оживлять их. Что происходит с помощью правильной передачи обертонов, если выражаться технически.

Если же голос человека имеет технические недостатки, а именно — связки работают неправильно, либо самому голосу присущ слишком высокий тембр (фальцет крайне труден для восприятия, его необходимо учиться искусственно понижать), лучше всего нанять педагога по вокалу и художественной риторике. Задача-максимум — поставить свой голос таким образом, чтобы связки работали на большую аудиторию без усилий, причем и без микрофона. Это непременное условие для каждого лидера. К слову сказать, любой уважающий себя преподаватель, при должной подготовке, своим голосом может перекрыть практически любую аудиторию не хуже оперного певца.

Однако это только начало. Умение излагать свои мысли правильным образом и отточенным языком (для чего в свое время ораторы Древней Греции и набивали рот камушками, а их современные «коллеги» — леденцами) не всегда означает, что человек может управлять вниманием большого количества людей.

Простейший гипноз

Что нужно в первую очередь сделать человеку, когда он появляется в зоне слышимости других людей и собирается донести до них сообщение? Прежде всего — акцентировать на себе их внимание. В идеале — приковать его к себе. А для этого так или иначе понадобится небольшой «фол». Он может заключаться в деталях одежды (например, с ярким пятном), острой речевой выходке или же эмоциональным выбросе.

«Фолы» с использованием визуального эффекта относятся к классу так называемого эриксоновского гипноза1. Поэтому в риторике, даже если мы остаемся в сидячем положении, нам необходимо двигаться. С помощью жестов или активной артикуляции. Главное — сохранять определенный ритм, который позволит завороженным слушателям не сводить глаз с губ или рук говорящего. Для этой же цели можно также активно двигаться по пространству. Например, расхаживать перед аудиторией из стороны в сторону. Можно также использовать траекторию в виде буквы «Т», подразумевающую в том числе приближение к слушателям и удаление от них. Самое главное — не выпадать из их поля зрения и не заставлять их менять положение тела и головы. Эриксоновский гипноз движения срабатывает только в тех случаях, когда сам слушатель находится в неподвижном состоянии.

С этой точки зрения яркое пятно в костюме или же в виде ювелирного украшения будет как нельзя более уместно. При этом, по моим наблюдениям, особенного эффекта достигают мужчины, использующие такие приемы. Например, со вкусом подобранный перстень — на фоне по обыкновению сдержанного строгого костюма — может производить буквально магическое впечатление. Если наш докладчик будет со знанием дела плавно перемещать руку с перстнем в пространстве, собеседникам не останется ничего другого, как наблюдать за этим процессом. Женщинам в этом смысле работать, конечно же, проще, поскольку к их услугам гораздо больший инструментарий в виде аксессуаров — платки, шарфики, булавки, кольца... А вот часы «сработают», только если они расположены близко к кисти или же, так сказать, «ездят» по запястью. При этом ремешок не должен быть черным. В противном случае часы просто не заметят. Повторю: для нашей светлой цели работают только яркие и простые детали.

Золотая середина

Выступающий также должен быть знаком с механизмами восприятия, которые работают внутри любой аудитории. А «зал» воспринимает говорящего следующим образом (и только так!): наиболее активны первые и задние ряды, а также те, кто сидит по краям

(как правило, это «активные» опоздавшие). Иными словами, лучше всего слушают люди, сидящие по периметру, рядом с проходом. Именно поэтому американцы на своих лекциях любят рассаживать людей таким образом, чтобы вокруг них было свободное пространство, которым при необходимости смог бы воспользоваться лектор, огибая аудиторию и «собирая» всех слушателей в поле своего влияния. Если же проход один, то это автоматически означает, что середина, скорее всего, слушать не будет. Середина засыпает гарантированно. В ней, конечно же, встречаются аномальные зоны в виде смотрящих на вас глаз, но основная масса непременно погрузится в совершенно иные материи. Находящаяся здесь часть аудитории, видимо, и стремится сесть посередине, чтобы не слушать. В любом случае это наблюдение не менее справедливо, чем, например, правило бутерброда, который, как известно, всегда падает маслом вниз.

Итак, все края представляют собой спонтанно слушающую часть аудитории, к которой необходимо периодически обращаться с благодарностью и теплотой, но контролировать ее не обязательно. Самое главное — обратить на себя внимание середины. Именно с ней нужно налаживать контакт в процессе выступления. Делается это довольно простым способом. Достаточно встретиться взглядом с глазами другого человека, чтобы привязать его к вам невидимой нитью (в свое время меня этому научил один замечательный старый педагог), прочность которой также гарантирована на длительное время. Все эти детали необходимо учитывать, поскольку речь идет не о концерте, куда люди по доброй воле пришли непосредственно слушать, а о достижении вполне деловой цели. А она требует определенных усилий, которые сопрягаются с задачей контролировать практически всю аудиторию.

При подготовке доклада, презентации или сообщения необходимо также помнить, что человеку довольно сложно воспринимать на слух цифры. Поэтому, как ни парадоксально, их необходимо избегать. Цифры лучше всего показывать. А если приходится все-таки произносить вслух, то лучше тщательно контролировать их количество. Дело в том, что на слух человек способен запомнить всего четыре числа за 45 минут! Если этот лимит будет превышен, то все озвученные цифровые показатели вообще могут стереться из памяти слушающих.

Что касается картинок, которые давно и часто используются в деловом обиходе, хотелось бы отметить, что они-то как раз сильнее всего мешают восприятию! Пожалуй, единственная разновидность изображений, которые настраивают человека на процесс поглощения информации, — это схемы. Однако они, конечно же, точно так же отвлекают на себя внимание, поэтому не стоит оставлять их наедине со слушателями. На них нужно отдельно останавливаться и комментировать. Если же оратор этого не делает и продолжает вещать как ни в чем ни бывало, можно гарантированно утверждать, что существенная часть информации пройдет мимо ушей — прямо пропорционально сложности схемы.

«Просто картинки» следует показывать, используя опять-таки «американский принцип» — а именно в минимально допустимом количестве, а также с довольно ограниченной смысловой нагрузкой. Только в случае, если визуальный ряд будет избавлен от самодостаточного контента, у оратора есть шанс быть услышанным.

Избыток перегруженных смыслом изображений — типичнейшая ошибка большинства презентаций. Поэтому необходимо помнить: ваша чрезмерная креативность во время создания слайд-шоу прямо пропорциональна возможной «провальности» выступления. Нарушая естественные законы человеческого восприятия, мы рискуем быть не услышанными вовсе.

Не стоит забывать, что все средства коммуникации, предназначенные для слушателя, должны быть направлены одним потоком и иметь единую цель — донести послание, не отвлекая внимания на детали. Зачастую выступающие склонны злоупотреблять в презентации собственной эрудицией (в свое время это было свойственно Егору Гайдару, чьи выступления были чрезвычайно перегружены малопонятными терминами), однако избыток терминов и наукоемких высказываний заметно затушевывает само высказывание. Необходимо раз и навсегда для себя уяснить: нужные впечатления о вас аудитория неизбежно получит, это будет происходить параллельно выступлению. Специально отвлекать людей на свою повышенную эрудицию не стоит. Более того, наибольшего эффекта достигают люди, которые простым языком умеют убедительно объяснять сложные вещи.

Ключи и отмычки

Даже если нам отлично удается соблюдать описанные выше принципы и мы прекрасно контролируем цельность нашего сообщения, не допуская отклонений ни в интонационных формах, ни в визуальном ряде, — все равно велика опасность, что люди в какой-то момент потеряют к нам интерес. Причина лежит на поверхности: человек не в состоянии концентрированно и надолго погружаться в чужую речь. И для того, чтобы это все-таки происходило, понадобятся «ключи». «Ключами» служат отвлекающие от центральной речи элементы, которые при этом должны быть логично встроены в контекст речевого потока. Таких элементов всего четыре. Это «страх» — разного рода страшные истории, все то, что может заставить человека вздрогнуть. «Смех» — его вызывает к месту рассказанный анекдот (причем максимально «скользкий» применительно к аудитории). «Удивление» — разные парадоксальные вещи, сконструированные по ходу или собранные заранее (риторический навык предполагает коллекционирование разного рода баечек и шуточек); сюда же можно отнести разного рода речевые парадоксы. Наконец, «любовь» — которая может транслироваться как в виде психоэмоционального потока (определенным тоном, словами, образом, а возможно — в виде истории), привлекая внимание своим теплом. Это универсальный ключ, поскольку нет людей, которые его не смогли бы услышать.

«Ключи» позволяют удерживать внимание достаточно долго, даже бесконечно долго. Впрочем, и в этом нужно знать меру: желание держать аудиторию в тонусе не может быть самоцелью. Ничто не должно перевесить контент, который мы несем.

И здесь уместно упомянуть об иммунитете. Если ритор видит свою аудиторию не в первый раз (именно так бывает, например, у топ-менеджеров, которые периодически выступают перед подчиненными), то слушатели со временем привыкают к речевым формам, если те сохраняют статичность. Постепенно они теряют свою остроту и привлекательность, а говорящий — способность удерживать внимание. Поэтому необходимо варьировать свои речевые приемы и постоянно в этом совершенствоваться, развивая риторические навыки, осваивая элементы других языков и забавные речевые форматы. Нельзя уповать на то, что успех можно повторить. Оставаться в одном образе всегда невозможно. Здесь можно опять вспомнить нашего известного ритора Владимира Жириновского, который известным образом примелькался: его речевые формы на протяжении долгого времени не пополнялись новыми приемами. А вот Сергею Кургиняну, напротив, удается быть разным всегда, поэтому он сохраняет к себе интерес долгие годы. Вне зависимости от того, что говорит: достаточно наблюдать за тем, как он это делает.

Есть еще один проблемный момент, связанный с полемикой, которая может возникнуть во время выступления. Перед большой аудиторией необходимо избегать подобных стычек. Как правило, только единицы способны устоять под массированным натиском, только матерые риторы способны выиграть в ситуации публичного выступления. Но если все-таки полемика неизбежна, необходимо вспомнить описанные в предыдущей колонке техники противостояния и пытаться продержаться с их помощью.

Между тем, несмотря на всю привлекательность риторики, злоупотреблять ею тоже не стоит. Форма должна оставаться формой — и не перевешивать смысл и энергию. В противном случае человек будет выглядеть как минимум шутом.

Примерно так же его будут воспринимать, если он не сумеет адаптировать свои речевые приемы (как и собственно послание) к типу аудитории. «Петь» одинаково имеет право только певец — для этого его и приходят слушать. А вот выступающий обязан «подстраивать» свою речь под аудиторию. Так, например, нельзя выпускать «мальчика» с современным сленгом и поведенческими моделями к возрастному коллективу какого-нибудь промышленного предприятия. Нет, конечно же, попробовать можно — но к позитивному результату эта встреча вряд ли приведет.

Не стоит также топ-менеджеру или управляющему компании уповать на то, что, раз он руководитель, его все обязаны слышать. Слушать, конечно же, будут, но дойдет ли сказанное до аудитории — большой вопрос. Дело в том, что коллектив зачастую воспринимает первое лицо исключительно как формального главу, не пользующегося в реальности авторитетом эксперта и не имеющего личностного влияния. Поэтому «говорить просто так» управляющий не может себе позволить! Риторическая подготовка топ-менеджеров нередко крайне низка, поэтому без совершенствования в этой области обычно не обойтись. Хотела бы заметить, что самородки в этой сфере редки, а вот инфантильных людей — тех, кто действует в режиме «Я сказал!», не подкрепляя это другими инструментами, — немало. Конечно, авторитарность в наших компаниях решает многое. Однако эффективность речевого потока (избавляющая от недопонимания и других трудностей чисто коммуникативного происхождения) зависит только от того, как человек говорит. И если человека все-таки не понимают — это говорит о многом.

_________________________

1. Милтон Эриксон (1901-1980) — доктор медицины, психиатр, основатель Американского общества клинического гипноза. Его психо­те­ра­пев­ти­чес­кая модель легла в основу НЛП (ней­ро­линг­ви­сти­чес­кого про­грам­ми­ро­ва­ния).

Начать дискуссию