Экономика России

Враг номер один

Нет, я не ангел. Я тоже люблю разразиться громкими филиппиками в адрес сервисных и торговых компаний, которые плохо меня обслужили. Но всему есть предел.

Нет, я не ангел. Я тоже люблю разразиться громкими филиппиками в адрес сервисных и торговых компаний, которые плохо меня обслужили. Но всему есть предел.

Мне многое не нравится в нашей розничной торговле. Я не считаю ее великой. В лучшем случае — выдающейся, да и только. Но, наткнувшись на очередное телевизионное ток-шоу в духе «Почему ритейлеры постоянно повышают цены, и не пора ли их приструнить», я мгновенно превращаюсь в пациента психиатрической клиники. Потому что не понимаю, зачем делать такие передачи.

Классическая мизансцена: ведущий, чей невинный мозг абсолютно не замутнен хотя бы базовыми представлениями о том, как устроен рынок и что на самом деле происходит в розничной торговле. Зато этому самому ведущему редакторы заботливо накидали вырванные из контекста цифры. Скажем, о том, как подорожал хлеб за последние пять лет.

В зале — специально подобранные по итогам кастинга «зрители». «Представители народа». Особенного драматического эффекта, по мнению режиссеров, удается добиться, если столкнуть многодетную одинокую мать, инвалида или пенсионера с директором розничной сети. Это ведь уже не просто «покупатель против продавца». Это социальный конфликт. Да что там, бери выше, — классовый! «Народ» против богатея в заграничном костюмчике! «Люди труда» против эксплуататоров! «Обездоленные» против нуворишей!

Имеют ли смысл в ходе таких постановок аргументы ритейлеров (или рестораторов, которые почему-то не хотят предложить народу элитную французскую кухню по ценам привокзальной закусочной)? Нет. Ибо разговор идет в двух непересекающихся плоскостях. Представители бизнеса говорят об экономике и финансах. О том, что государство задирает тарифы и поэтому дорожает всё. Что государство не способно управлять ценами на топливо, хотя полностью контролирует сырьевую отрасль. Что поставщики тоже хотят заработать. Что торговые центры повышают стоимость аренды. Что ассортимент магазина и контроль качества стоят денег. И что, вообще-то говоря, у нас рынок. А потому булка дорожает. И виноват в этом не розничный продавец. И уж тем более нет никакого смысла требовать от государства регулирования цен.

Но кому нужны все эти азы политэкономии, если тщательно подготовленные редакторами аргументы другой стороны («народа») построены на эмоциях и призывах к всеобщей справедливости?

Я против цензуры. Но такие передачи надо запрещать. И вот почему. Подобные передачи, идущие на федеральных каналах:

  • разжигают рознь по социальному признаку;
  • формируют ложный образ врага, в роли которого предстает весь бизнес;
  • лишают всех предпринимателей моральных стимулов (розничную торговлю сегодня так легко пинать всем желающим — от домохозяйки до ФАС — потому, что сети стали абсолютно белыми и прозрачными);
  • формируют у аудитории иллюзию, что только ужесточение государственного контроля и прямое вмешательство чиновников в рыночные процессы способны привести к справедливому распределению материальных благ.

Всё это я считаю не просто вредной, но и откровенно подрывной деятельностью.

Дорого? А может быть — просто низкие зарплаты и пенсии? Не помню, чтобы французы вопили, что в «Ашане» — дорого. Зато профсоюзы выводят на улицы людей и устраивают забастовки, чтобы потребовать (и добиться) повышения зарплат от работодателей (в том числе государства). Это — в порядке вещей. Таковы правила игры. Бизнес их понимает и принимает. Ибо это торг. Базовая, сущностная основа любого рынка. И универсальная площадка для достижения компромисса.

Не нравится магазин? Не ходи в него. Дорого? Устройся на более высокооплачиваемую работу. Не можешь? Учись. Или потребуй у властей пособие. Хочешь альтернативы? Выступай вместе с другими за новые социальные программы поддержки малообеспеченных. Не хочешь жить в рынке? Вступай в ряды организации, призывающей к свержению действующего строя. Только не зови к продавцу на рынке дядьку с дубиной только потому, что тебе показалась дорогой клубника на его лотке. Дубина эта рикошетом бьет по всем.

Ритейлер сожмет маржу и не повысит зарплату своим работникам. Которые пополнят армию тех, кому «дорого». Выручка ритейлера упадет, и бюджет получит меньше налогов. Не будут повышены пенсии. И старикам станет совсем дорого. Чиновники будут делать вид, что контролируют цены. А на деле снимут коррупционную ренту. И все мы станем еще беднее.

Спустя 20 лет реформ пора бы перестать бороться за то, чтобы в стране не было богатых. Давайте бороться за то, чтобы не было бедных.

Комментарии

10
  • Елена

    Браво! особенно вот это:Устройся на более высокооплачиваемую работу. Не можешь? Учись. Или потребуй у властей пособие. Хочешь альтернативы? Выступай вместе с другими за новые социальные программы поддержки малообеспеченных. Не хочешь жить в рынке? Вступай в ряды организации, призывающей к свержению действующего строя. Только не зови к продавцу на рынке дядьку с дубиной только потому, что тебе показалась дорогой клубника на его лотке. Дубина эта рикошетом бьет по всем.

    работаю в отрасли, котороую не пнул только лежачий ленивый.Все то же самое

  • MakZym

    Не нравится магазин? Не ходи в него. Дорого? Устройся на более высокооплачиваемую работу. Не можешь? Учись. Или потребуй у властей пособие. Хочешь альтернативы? Выступай вместе с другими за новые социальные программы поддержки малообеспеченных. Не хочешь жить в рынке? Вступай в ряды организации, призывающей к свержению действующего строя.

    Пора бы уже каждому ЭТО понять и не ныть, валя все свои неудачи на кого угодно, только не на себя. То, что ты имеешь и тот, кто ты есть здесь и сейчас - это все результат ТВОЕГО личного выбора и последствия этого выбора расхлебывать тоже только тебе.

  • Алексей

    Это т.н. "охота на ведьм". Народу кидают кость, крича: бей того-сего, спасай Расею!

     

    >> Зато профсоюзы выводят на улицы людей

    Это на "загнивающем Западе" профсоюзы борятся с власть придержащими за права рабочих.

    А у нас профсоюзы с власть придержащими пьют пивасик на 1 мая.