Ведение бизнеса

Стартап, внимание, марш!

Любой стартап вне зависимости от отраслевой принадлежности — тестовый полигон для набивания разнообразных «шишек».

Любой стартап вне зависимости от отраслевой принадлежности — тестовый полигон для набивания разнообразных «шишек». Ошибки на этапе запуска проекта неизбежны: команде приходится решать множество задач одновременно, и часто в приоритетах — скорость реализации, а не глубина проработки деталей.

Есть известная присказка о том, что умные учатся на своих ошибках, мудрые — на чужих, а глупые — не учатся вообще. Недаром вся система бизнес-образования построена на разборе практических кейсов. Кто-то уже набил шишки до вас, извлек из этого полезный опыт и добился успеха. «Бизнес-журнал» попросил четырех стартаперов оценить типичные ошибки начального этапа и дать советы.

Люди и механизмы

Андрей Кузеев, генеральный директор компании Relevant Media

Наша медиакомпания много работает с фрилансерами: сотни людей пишут статьи для нескольких наших ресурсов. Когда я пришел в этот стартап, то больше был озабочен выстраиванием бизнес-процессов, организацией «механики» работы. Трафик, реклама, партнерские программы — вот что волновало меня прежде всего.

Работа с авторами не вызывала проблем — ровно до той поры, пока они не накопились и не потребовали более пристального внимания. Во-первых, мы столкнулись с регулярными угрозами обращения в суд по причине блокирования аккаунтов авторов (это обычно происходит в случае, когда в отношении автора возникают подозрения, что тот занимается перепродажей услуг или систематически некачественно выполняет работу). Во-вторых, к нам стали периодически обращаться с просьбами о предоставлении справки о трудовых доходах для выдачи кредита в банке или получения загранпаспорта. В-третьих, даже самая незначительная отсрочка платежей (например, при смене банк-клиента) вызывала шквал звонков с вопросами «Когда будет зарплата?». В компании не предусмотрен колл-центр, поэтому все проблемы недовольных авторов приходилось решать силами редакции и бухгалтерии, а это отнимало много сил и времени.

Как застраховаться от сбоев в работе с людьми? Опыт показал, что эта проблема не решается исключительно в юридической плоскости. С каждым из авторов при регистрации на сайте мы заключаем пользовательское соглашение — договор оферты, на основании которого оплачивается их работа. Ни один из наших авторов не является штатным сотрудником — а следовательно, никакие перечисленные претензии или запросы не являются обоснованными. В результате пришлось разрабатывать специальную памятку к договору, где мы объяснили самые важные моменты, по которым могут возникать противоречия, суть наших обязательств, постарались сделать наши коммуникации максимально прозрачными, провели дополнительный инструктаж для собственных сотрудников. Заодно к разъяснительной работе мы привлекали наших самых ответственных и активных авторов, которые с удовольствием включились в обсуждение темы в социальных сетях. Сейчас такого рода запросы носят разовый характер.

Сбережение ресурсов

Сергей Лаврентьев, генеральный директор компании Jizo

Как это ни парадоксально звучит, многие проблемы стартапов вызывает не отсутствие денег, а их наличие — точнее, неумение правильно планировать расходы. Часто бывает так, что, получив долгожданные инвестиции, стартаперы впадают в некую финансовую эйфорию. Им кажется, что теперь так будет всегда: раз нашелся один инвестор, то и другие выстроятся в очередь; что теперь можно вложиться и в развитие продукта, и в рекламную кампанию, и команду пополнить дорогостоящими специалистами. Такой подход чреват быстрым взлетом, но и быстрыми тратами. Чтобы после взлета стартап вскоре не свалился в штопор, необходимо максимально четко планировать расходы. Например, наш ресурс Jizo.ru стартовал с агрессивной рекламной кампании: мы потратили много денег на баннеры, контекст, тизеры, социальные сети, печатались в журналах авиакомпаний. Появились сразу и везде. Сейчас я понимаю, что такое решение было не совсем верным. Пользователь должен привыкнуть к вашему присутствию! То, что вас за короткое время увидит миллион человек, не значит, что все они станут пользоваться вашими услугами. Рекламную активность, которую мы развили в течение недель, можно было бы растянуть на месяцы, а деньги направить на совершенствование продукта: для нас функциональность и удобство сайта — лучший способ привлечения пользователей. А сайт с багами — лучшая антиреклама для любого стартапа, сводящая все усилия на ноль!

Все мы знаем, что есть три сценария развития бизнеса: лучший, средний и худший. Даже если ваш бизнес развивается по «лучшему», нужно поддерживать баланс сил и средств и сохранять некий запас на «черный день». И пусть он никогда не настанет!

Выбор «океана»

Алексей Косачев, руководитель компании Domgeo

Начиная Domgeo, я планировал сначала провести детальный анализ рынка, тщательно продумать стратегию развития. Но обстоятельства сложились так, что пришлось стартовать с проектом и уточнять концепцию одновременно! Такие условия, несомненно, — вызов. Нужно заявить о себе, начинать продажи — и параллельно дорабатывать стратегию, бизнес-модель, механизмы работы с базой недвижимости. Одно с другим не всегда хорошо стыкуется. Многого приходится достигать путем проб и ошибок, на это уходят силы и время.

Что бы я посоветовал: если вы входите в высококонкурентный рынок, наберитесь терпения и не бросайтесь в омут с головой. Нужно предварительно проделать подготовительную работу, ответить на массу «почему»: почему именно этот рынок, чем я лучше других, на какие средства стартап будет жить, стоит ли сразу набирать команду? И наоборот, если вы планируете занять перспективную и еще никем не освоенную нишу, лучше запускать стартап как можно быстрее, заявить о себе хоть с минимальным набором сервисов: так у вас будет преимущество. Хорошие идеи витают в воздухе, и выигрывает тот, кто реализует их первым.

Есть известная книга «Стратегия голубого океана»1, авторы которой представляют все имеющиеся рынки в виде океанов двух типов. Красный символизирует существующие отрасли — с определенными границами и царящей в них «кровавой» конкуренцией. Голубой океан — это область, куда другие участники рынка еще не дошли, никем не занятое пространство, которое есть шанс занять первым. Запуская стартап, вы должны определить для себя, в какой океан хотите «нырнуть». И в зависимости от этого выбирайте стратегию «погружения».

Муза на службе

Азамат Ульбашев, генеральный директор компании «ВитаПортал»

Стартап — это мультизадачная среда, в которой точность и своевременность выполнения задач — ключевое условие успеха. Но мы работаем не с машинами, а с людьми, поэтому при постановке задачи надо помнить: высока вероятность, что люди сделают не совсем то, что вы от них требовали. Или все-таки сделают, но не в требуемые сроки. По нашему опыту могу сказать, что чаще всего ключевыми причинами такой ситуации являются неправильная расстановка приоритетов и излишнее увлечение креативом при выполнении поставленных задач.

Каждый член команды должен быть ориентирован на главную бизнес-цель на текущий момент. Целей не может быть пять! Если главное — выпустить продукт на рынок, то все остальные задачи (дополнительный функционал, партнерства и т. д.) должны отойти на второй план. Все должны быть в курсе цели №1 и понимать, каким образом их работа способствует ее скорейшему достижению. Расстановка приоритетов — задача руководителя.

В стартапе, безусловно, есть место для творчества, но увлечение творческим процессом не должно становиться излишним и задевать дедлайны. Задача руководителя — установить такой баланс творчества и дисциплины, чтобы сотрудники направляли креативную энергию в нужное русло. Например, если необходимо поменять заставку на главной странице, то можно обсудить различные идеи, но потом очень жестко зафиксировать полученное решение. Что нужно поместить в левом, а что — в правом углу, какого размера должна быть картинка, цвета и т. д. Ни в коем случае нельзя просить свою команду «сделать что-нибудь красивое, прикольное». Иначе получится, как в русской народной сказке: «Послал туда, не знаю куда», а в итоге «Получил то, не знаю что».

Сфокусированность и дисциплина при достижении краткосрочных целей — альфа и омега любого стартапа. Очень важно при этом настойчиво объяснять творческим людям, что ваша цель как руководителя — развивать бизнес, а не ограничивать творческие порывы.

__________________________

1 Ким У. Чан, Моборн Рене. Стратегия голубого океана. — М., 2008.

Начать дискуссию

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Интересные материалы

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.