Право

В каком гробу хоронить

Похороны полностью отдадут в руки частников, а государство будет только управлять кладбищем.

Москва хочет запретить оказывать коммерческие услуги старейшему и крупнейшему предприятию похоронной отрасли России – ГУП «Ритуал», которое обслуживает 71 столичное кладбище. Копать могилы и доставлять тела из моргов на кладбища должны частные компании. А мест для частных кладбищ в Москве пока нет, уверяют в мэрии.

«Ряд функций ГУП «Ритуал» носит совершенно коммерческий характер, например транспортные услуги, хранение и установка ритуальных сооружений и принадлежностей», – заявил глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Реформирование ГУП «Ритуал» завершится лишением его коммерческих функций, уверил он.

По словам главы департамента, предприятие не будет просто акционироваться или приватизироваться. «Сейчас разработано техническое задание непосредственно для реформирования как всей отрасли в целом, так и ГУП «Ритуал», – пояснил Немерюк, передает «Интерфакс».

По его мнению, ГУП «Ритуал» должно выполнять лишь две функции: содержать кладбища, ухаживать за ними, а также вести архив. «Кто будет копать могилу, кто будет доставлять тело из морга на кладбище, в каком гробу хоронить – это функции коммерческих структур», – заключил Немерюк.

В пресс-службе ГУП «Ритуал» газете ВЗГЛЯД подтвердили, что предприятие оказывает сейчас коммерческие услуги в виде продажи венков, гробов и транспортной доставки наравне с коммерческими ритуальными компаниями. Однако там отказались обсуждать, как реформирование ГУП скажется на его доходах.

В свою очередь гендиректор ГУП Александр Егоров в среду уверил, что предприятие и так оказывает услуги по себестоимости. Он напомнил, что весной этого года впервые с 2007 года были подняты цены на платные услуги предприятия. Так, кремация умершего сейчас обходится в 3400 рублей, рытье могилы – в 9070 рублей.

«Произошел рост цен на основные виды платных услуг. Платные услуги ничем не регламентируются и не являются защищенными статьями. Как коммерческое предприятие мы вправе устанавливать цены сами», – рассказал Егоров.

По его словам, в течение долгого времени ГУП «Ритуал» несло убытки по ряду услуг. «Мы подняли цены до себестоимости. Мы не зарабатываем на этих услугах», – отметил Егоров. По его словам, среднее повышение на кремацию составило 30%, на рытье могил – около 24%.

«ГУП «Ритуал» уже и сейчас занималось кладбищем, а все остальные ритуальные услуги оказывают в основном специализированные коммерческие структуры, их порядка 20 в Москве. Такая практика существует по всей России, когда на муниципальные службы возложены обязанности содержания кладбищ – раскапывать и закапывать, а все остальные услуги оказывают частные структуры. Поэтому такое реформирование ГУП ничему не противоречит – ни здравому смыслу, ни пользе дела. Это в какой-то мере и правильно», – говорит Андрей Цветков. Однако под единый шаблон подгонять всю страну сложно, добавляет он.

Даже если кладбище находится в ведении муниципальной службы, то все остальные частные службы имеют право вести на нем захоронение, но, конечно, под присмотром муниципальной службы, то есть должен выйти смотритель, показать место, где копать, как это выкопать, чтобы соответствовало нормам. По закону даже частное лицо, родственник может копать могилу.

«Реформирование ГУП никак не может привести к росту цен, потому что цены на ритуальные услуги фиксируются муниципальными органами власти, а коммерческие структуры и сейчас могут любые цены устанавливать», – считает Цветков.

«По закону есть гарантированный перечень ритуальных услуг, стоимость которых фиксируется бюджетом города. По Москве цена составляет сейчас 15 тыс. рублей, в других регионах – где 10 тыс., где 5 тыс. рублей. Человека могут захоронить и отказать ритуальные услуги на эти 15 тыс. рублей по гарантированному перечню услуг. Если этот набор услуг клиента не устраивает, то тогда ему надо обращаться в коммерческую структуру, где он может выбрать ритуальные услуги на свой вкус. Как правило, клиент выбирает второй вариант. Гарантированный перечень – это не коммерческая функция, по нему ГУП «Ритуал» будет продолжать работать», – объясняет Цветков.

Однако если у коммерческих структур не станет конкурента в лице ГУП, то кто сможет не позволить им взвинтить цены на рынке ритуальных услуг?

Частные кладбища

Что касается разрешения на создание частных кладбищ, которое планируется ввести в новом законопроекте, готовящемся ФАС, то в мэрии считают, что в прежних границах Москвы нет свободных участков для организации частных кладбищ. Создание частных кладбищ возможно на присоединяемых с 1 июля территориях, но не в старых границах Москвы, считает глава департамента торговли и услуг города Алексей Немерюк. «Если это позволит закон, который сейчас разрабатывается Федеральной антимонопольной службой. Планируется, что он (закон о погребении и похоронном деле) вступит в силу с 1 января 2013 года», – пояснил Немерюк.

По словам Егорова из ГУП, предложений о создании частных кладбищ в Москве предостаточно. «Но у них (частных предпринимателей) легко все на первом этапе, когда нужно собрать сливки. А на кого потом ложится бремя содержания кладбищ?» – задается вопросом Егоров. По его мнению, впоследствии это частное кладбище отойдет в собственность муниципалитета, расходы по его содержанию лягут на местные власти.

Согласно законопроекту, под частные кладбища будут выделяться земельные участки в аренду сроком на 49 лет. Если фирма обанкротится, то такое кладбище будет передано под опеку органам местного самоуправления.

Глава ГУП «Ритуал» также усомнился в том, что жители ближайшего Подмосковья и присоединяемых к Москве территорий захотят терпеть присутствие рядом с их домами любого кладбища – частного или государственного. «Обойдите Рублевку, близлежащие к Москве территории, спросите: кто хочет, чтобы рядом с их коттеджными поселками было кладбище, даже элитное, даже небольшое?» – сказал Егоров.

Егоров также рассказал, что каждый год в столице умирают около 120 тыс. человек, а ежедневно в Москве происходит в среднем 38–40 захоронений. «При этом 70% захоронений, которые происходят в Москве, – это родственные могилы, то есть там уже захоронены родственники умерших», – сказал он.

«Мест на присоединяемых территориях для кладбищ, конечно, больше. Но как вы представляете, что люди будут за 100–150 км от Москвы возить покойников, это не очень логично. А как они будут родственников навещать? Это же надо будет как в другой город съездить. Такого вообще нигде нет. Здесь будет проблема. Если создавать кладбища в районе 20–30 км от Москвы, то это еще терпимо, хотя тоже далеко. И в этом случае надо решать транспортную проблему. Как люди туда будут добираться?» – спрашивает Андрей Цветков.

Впрочем, вместе с новыми территориями Москва получит более 60 существующих кладбищ, говорит Немерюк, передает ПРАЙМ. Сейчас Москве принадлежит 71 кладбище, 59 из них находятся в столице, а 12 – за пределами МКАД, их площадь составляет 1800 гектаров. «C 1 июля к Москве отойдут еще 62 кладбища, 26 из которых являются открытыми, то есть на них можно хоронить», – пояснил Немерюк. Общая площадь присоединяемых кладбищ составляет 170 гектаров.

По его словам, законопроект о передаче данных кладбищ в ведение столицы будет внесен в Мосгордуму на следующей неделе. Власти хотят выделить еще более 100 гектаров на территории Подмосковья для кладбищ, чтобы на ближайшие 7–10 лет обеспечить Москву местами для захоронений. По словам главы департамента, в последние годы в столице растет количество кремаций, так как захоронения на территории Москвы почти прекращены и москвичам приходится хоронить своих близких только на двух кладбищах за пределами МКАД: Перепечинском и Домодедовском. «Для жителей тяжело ездить за пределы Москвы, а потом возвращаться на эти кладбища для ухода за могилами», – указывает Немерюк.

«Проблему с дефицитом мест на кладбищах в пределах города можно решить путем реанимирования заброшенных и бесхозных могил. Доля таких могил на кладбищах составляет 25–30%. Надо внести в закон поправку, которая бы разрешала эксгумирование и перезахоронение их в братскую могилу. Перед этим можно дать объявление, и если в течение трех лет хозяин не находится, то создается место для нового захоронения», – считает Цветков.

В законопроекте, кстати, имеется поправка, которая разрешает муниципалитету продавать на аукционе заброшенные могилы, за которыми плохо ухаживают родственники покойного. Купившая их похоронная компания сможет свободно предлагать их своим клиентам. Однако в законопроекте говорится, что повторное использование места захоронения допускается только при отсутствии родственников либо иных лиц, осуществляющих уход за могилой, или если имеется их согласие, причем спустя не меньше чем 25 лет со дня погребения.

Еще одна поправка в законопроекте устанавливает запрет для чиновников, врачей, пожарных и полиции передавать информацию о смерти ритуальным фирмам. «Сейчас это отдельная проблема: люди еще не знают, что у них умер родственник, а к ним уже стучатся похоронные агенты», – говорил начальник управления контроля социальной сферы ФАС Тимофей Нижегородцев. ФАС предлагает ввести административные штрафы за нарушение этой нормы от 30 до 50 тыс. рублей.

Начать дискуссию