Бизнес-психология

Медведь, лиса, сова, черепаха, акула: модели поведения в конфликтных ситуациях

Идеальное бесконфликтное состояние, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими -- это недостижимая утопия.

В процессе делового и межличностного общения встречаются как люди, склонные к конфликтному поведению, так и те, которые спокойно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения. В своем анализе конфликтов в системе межличностных отношений Кеннет Томас (Kenneth W. Thomas) предложил новый подход к их разрешению и нейтрализации (Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (Tuxedo; NY: Xicom, 1974)).

Традиционно психологическая литература делала акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Однако повседневная практика показала, что:

  1. большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются тщетными;
  2. конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало.

Отсюда К. Томас предположил, что необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Впервые в социальной психологии был поставлен вопрос о неоднозначном отношении к личностным конфликтам и было показано, что одна из задач управления — научиться управлять всеми фазами конфликта.

К. Томас выделил следующие пять способов регулирования конфликтов:

  1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс (нейтральный вариант).
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Согласно К. Томасу при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам.

К. Томас разработал специальный вопросник (он адаптирован Н. В. Гришиной), с помощью которого можно определить свою предрасположенность к той или иной стратегии или гибкость, т. е. умение менять стратегии в зависимости от цели, ситуации, особенностей партнера по взаимодействию и своих личностных характеристик. Для более наглядного представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Вот ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.

Приспособление («медведь»):

  • наиболее важная задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;
  • открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;
  • необходимо признать собственную неправоту;
  • утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

Компромисс («лиса»):

  • у сторон одинаково убедительные аргументы;
  • необходимо время для урегулирования сложных проблем;
  • требуется принять срочное решение при дефиците времени;
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;
  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную в начале цель;
  • компромисс позволит сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем все потерять.

Сотрудничество («сова»):

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;
  • основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;
  • необходима интеграция точек зрения и сближение мнений участников конфликтной ситуации;
  • представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

Игнорирование, избегание («черепаха»):

  • источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляется более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
  • подчиненные или коллеги могут сами успешно урегулировать конфликт;
  • напряженность слишком велика, вы чувствуете необходимость ее ослабления;
  • у вас мало власти для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Соперничество, конкуренция («акула»):

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
  • целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности в своей работе);
  • идет взаимодействие с обучаемыми, предпочитающими авторитарный стиль;
  • исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на собственное решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, вполне очевидно, что предлагаемое вами решение наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.

Комментарии

1
  • Алексей
    Интересно, а по какому принципу были выбраны звери?
    Вот, например, медведь:
    в этом научном (?) труде он представляется каким-то мультяшным толстячком-добрячком. А в жизни? Разве косолапый уступит свои интересы?

    Тоже самое и с лисой.
    Она (в жизни, а не в мультиках) прежде всего хищник. Если она будет всё время идти на компромиссы то и сама с голоду ноги протянет и своих детишек на тот свет заберёт.
    Так может в этом научном (?) труде имелась ввиду Лиса Патрикеевна, которая: "Я б ночей не спала,//Все бы кур //стерегла, //Петушка как родного // лелеяла!"