Малый и средний бизнес

Красная цена

Малые и средние компании гораздо труднее поддаются оценке, чем их более крупные собратья.

Малые и средние компании гораздо труднее поддаются оценке, чем их более крупные собратья.

Определение справедливой цены предприятия — основной камень преткновения при продаже «семейных» компаний. Существующие процедуры оценки весьма далеки от того, чтобы претендовать на статус «точной науки». Вполне возможно, что владелец — единственный человек, знающий действительную цену своему бизнесу с учетом всех доходов, включая и неочевидные. Но он — лицо заинтересованное.

Другая проблема состоит в том, что между продавцом и его бизнесом существуют не только экономические, но и эмоциональные отношения. Человеку, создавшему дело с нуля и прошедшему вместе с ним все стадии развития, сложно использовать объективные критерии для оценки бизнеса в строгом экономическом выражении. Именно поэтому существует большое число малых предприятий, которые явно переоценены и остаются непроданными. Наконец, поскольку стоимость бизнеса основана на том, какую прибыль он может принести под руководством покупателя, точное прогнозирование становится гипотетическим. Не факт, что новый владелец сможет обеспечить столь же успешное функционирование компании.

Традиционные критерии оценки удобны в применении в силу их простоты, однако каждый из них по-своему несостоятелен для малого бизнеса, поскольку игнорирует будущие доходы. К примеру, в каждой отрасли есть формула для перевода объема продаж в приблизительную стоимость бизнеса1. Очевидно, что оценка по выручке нелогична, поскольку измеряет лишь товарооборот, пренебрегая при этом прибылью. Без соответствующего соотнесения доходов компании с ее расходами оценка по объему продаж представляется неверной методикой.

Методики в рамках сравнительного подхода выглядят более логичными. Обе стороны сделки должны иметь ясное представление о ценах на сравнимые объекты. Основной загвоздкой является то, что, в отличие от большинства товаров, бизнесы не могут быть подвергнуты точному сравнению. Поскольку доходы зависят от уникальных характеристик компании (иногда отнюдь не экономических), немногие бизнесы, даже в пределах отрасли, имеют достаточно общих черт для достоверного сравнения. Некоторые объекты отличаются значительным товарооборотом и убытками, в то время как отдельные небольшие компании стабильно генерируют прибыль.

Неосмотрительные покупатели зачастую используют заявленную продавцом цену в качестве отправной точки для переговоров. Не стоит полагать, что если продавец снизит цену на 15–25%, то это как раз и будет «правильная» стоимость компании. Продавец в наименьшей степени способен оценить бизнес с позиции покупателя. Это и приводит к ситуации, когда на 90% всех выставленных на продажу бизнесов цена завышена.

На мой взгляд, самой неудачной методикой является оценка каждого продаваемого актива, входящего в состав предприятия. Такой подход наиболее распространен в случае торговых компаний. Очевидно, что материальные активы могут быть оценены более или менее точно: товарные запасы имеют себестоимость, а восстановительная стоимость недвижимости, машин и оборудования определяется путем оценки. Проблема заключается в оценке так называемого гудвилла2, который может быть наиболее ценным из активов предприятия. Поскольку гудвилл — это не что иное, как отражение доходности компании («избыточной прибыли»), добиться точной оценки, не ориентируясь в вопросах прибыльности, покупателю довольно сложно. Если же продавец и покупатель смогут договориться о цене бизнеса, равной рыночной стоимости его материальных активов, то какова же реальная стоимость этих самых активов, если они не могут приносить доход? Скорее всего, ликвидационная.

Совсем нелепо выглядят попытки оценить доходный бизнес по остаточной стоимости основного капитала. Это происходит, когда покупатель мыслит категориями фондового рынка. Крупные компании в некоторых случаях отчуждают корпоративные акции по их балансовой стоимости, при этом возникают все те же проблемы с игнорированием стоимости гудвилла. К счастью, этот метод редко используется в сделках с малым бизнесом.

Таким образом, существует много различных и часто неверных способов оценить малый бизнес. Так называемые формулы применяются в отношении ограниченных данных. Вероятность ошибки увеличивается еще и потому, что в большинстве случаев применяется лишь одна формула. Это приводит к неправильному результату, если в расчет вкралась хотя бы одна неточность. Использование нескольких хорошо известных методов, приспособленных и согласованных для создания стоимостного диапазона, практически исключает вероятность грубой ошибки. О том, как грамотно использовать известные методы, — в следующих публикациях.

__________________________

1. См.: Чисто эмпирический подход // Московский Бизнес-журнал. — 2011. — №4. — С. X.

2. От англ. goodwill — «деловая репутация». Применительно к компании это комплекс нематериальных активов, придающий бизнесу дополнительную ценность «сверх» стоимости активов имущественных.

Начать дискуссию