Управление финансами

Практическое текущее финансовое планирование

Текущее планирование заключается в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия).

Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование заключается в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия). Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны сочетаться друг с другом.

Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

1. План прибылей и убытков

Разработку финансового плана целесообразно начинать с плана прибылей и убытков. Имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество финансовых ресурсов. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Еще одна функция, выполняемая эти документом — расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.

Разработка плана прибылей и убытков происходит в несколько этапов.

На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли.

На втором этапе определяется сумма затрат, которая может быть рассчитана двумя способами:

  • традиционным;

  • планированием затрат по центрам ответственности.

При первом способе (традиционном) на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы (в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.

В современных условиях все большее распространение получает процесспланирования затрат по центрам ответственности. Центром ответственности является каждое подразделение предприятия (завод, отдел), руководитель которого несет непосредственную ответственность за издержки данного подразделения. Этот способ позволяет осуществить эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.

Контроль и регулирование осуществляются на основе данных о конкретных планах выполнения производства товаров (работ, услуг) в конкретном центре ответственности. Эти плановые величины называются элементами затрат (или линейными элементами).

Оперативный контроль за расходом дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов.

На третьем этапе определяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем планируемом году в результате изменения:

  • себестоимости сравнимой продукции;

  • цен на реализуемую продукцию предприятия;

  • цен на покупные материалы и комплектующие;

  • оценки основных средств и капитальных вложений предприятия;

  • оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).

Для оценки воздействия этих факторов на прошлогоднюю выручку может использоваться метод статистического анализа.

2. План движения денежных средств

Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. Годовой план движения денежных средств разбивают квартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность притоков и оттоков денежных средств ( cash flow — потоки наличности) и ликвидировать кассовые разрывы.

Необходимость подготовки данного документа обусловлена тем, что понятия «доходы» и «расходы», используемые в плане по прибыли, не отражают напрямую действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному периоду, в котором последняя была отгружена потребителю (метод начислений). Кроме того, в плане прибылей и убытков отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия.

План движения денежных средств можно составить двумя методами: прямым и косвенным.

Прямой метод  основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции и прочие поступления; доходы от инвестиционной и финансовой деятельности) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных заемных средств и др.) денежных средств. Таким образом подводятся балансы по трем видам деятельности предприятия:

  • основной (текущей) деятельности;

  • инвестиционной деятельности;

  • финансовой деятельности.

После этого рассчитывается итоговый баланс движения денежных средств. Исходным элементом прямого метода является выручка.

Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом косвенного метода является прибыль.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Хотите стать самым ценным сотрудником для бизнеса? С курсом «Управленческий учет»каждый бухгалтер научиться понимать, откуда приходят и куда уходят деньги, и сможет предлагать руководителю правильные управленческие решения. После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 140 акад. часов. Сейчас научиться управленческому учету можно со скидкой 71% за 6 900 руб.

Записаться

При расчете величины потоков денежных средств косвенным методом можно руководствоваться следующей схемой:

I. Денежные потоки от основной деятельности

  1. Чистая прибыль

  2. Амортизационные отчисления (+)

  3. Увеличение (-) или уменьшение (+) дебиторской задолженности

  4. Увеличение (-) или уменьшение (+) запасов и прочих текущих активов

  5. Увеличение (+) или уменьшение (-) кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств (за исключением банковских кредитов)

Итого: сальдо по текущей деятельности

II. Денежные потоки от инвестиционной деятельности

  1. Увеличение (-) основных средств и незавершенных капитальных вложений

  2. Увеличение (-) долгосрочных финансовых вложений

  3. Прибыль (+) от продажи долгосрочных активов

Итого: сальдо по инвестиционной деятельности

III. Денежные потоки от финансовой деятельности

  1. Увеличение (+) собственного капитала путем эмиссии новых акций

  2. Уменьшение (-) собственного капитала в связи с выплатой дивидендов и выкупом акций

  3. Увеличение (+) или уменьшение (-) кредитов, займов, облигационных займов, векселей

Итого: сальдо по финансовой деятельности

Суммарное изменение денежных средств должно быть равным увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя плановыми периодами.

Достоинством прямого метода является непосредственный расчет и охват всего денежного потока. Однако вычисления при помощи косвенного метода полнее показывают соотношение движения денежных средств и хозяйственной деятельности предприятия в целом; раскрывают взаимосвязь между планом прибылей и убытков и планом движения денежных средств.

3. Плановый баланс

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Обычно текущее планирование баланса начинается с планирования активов.

Данные об изменении материальных активов берутся из перспективного плана, финансовых активов — из долгосрочного плана финансирования. Из программ производства, снабжения, продаж определяются размеры запасов. Другие статьи нормируемых оборотных средств планируются на основании прошлого опыта и в соответствии с финансовым планом. Основой для планирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты.

В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитывают исходя из возможности увеличения (уменьшения) капитала на момент составления плана и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством и учредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получают как разницу между активом баланса и собственным капиталом.

Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. Необходимо произвести перегруппировку статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств (левая часть) и их происхождения (правая часть) по ниже приведенной схеме:

Использование денежных средств

Источники денежных средств

I. Увеличение актива
1. Инвестиции в основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения
2. Прирост оборотных средств

I. Уменьшение актива
1. В области основных средств
2. В области оборотных средств

II. Уменьшение пассива
1. Погашение кредитов, займов
2. Сокращение собственного капитала: распределение прибыли в фонд потребления, выплата дивидендов, процентов по облигациям, убытки

II. Увеличение пассива
1. Получение кредитов и займов
2. Эмиссия облигаций
3. Увеличение собственного капитала: эмиссия новых акций, повышение резервов и фондов из прибыли

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной наразработке и контроле исполнения системы бюджетов предприятий. Система бюджетов включает следующие функциональные бюджеты: бюджет фонда оплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредитов, налоговый бюджет.

Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия и является основой построения документов: плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств и планового баланса.

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятийрегистрируются фактические результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, в то время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия, что необходимо ее руководству для выработки решений.

В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляетсяфинансовый контроль. При его проведении особое внимание следует уделить следующим моментам:

  • выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;

  • определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;

  • наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года для обоснования их исходного уровня.

Можно также предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам финансовый план был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В любом случае руководство предприятия должно предпринять необходимые действия: изменить способ выполнения плана или ревизовать положения, на которых основываются документы текущего финансового планирования.

Начать дискуссию

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Интересные материалы

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.