Зарубежный онлайн-шопинг россиян обслуживает целая индустрия посредников. И без них во многих случаях — совсем никуда.
Передовой отряд российских онлайн-шоперов давно протоптал торную дорожку в зарубежные интернет-магазины. Так что Почта России уже несколько лет подряд в своих отчетах называет международную дистанционную торговлю главным драйвером роста своих доходов: в 2011 году объем входящих посылок вырос на 36% и достиг 4,5 млн единиц. До 60% получателей — физические лица, значительную долю которых составляют как раз россияне, отоваривающиеся в зарубежных интернет-магазинах.
Чем им не мил российский онлайн-ритейл? «То, что делают наши крупнейшие игроки интернет-торговли Ozon и Wildberries, достойно уважения, но, на мой взгляд, у них проблема с ассортиментом и ценами, — говорит Петр Шарапов, представитель компании Shopfans. — Серьезные бренды напрямую с ними не работают, продвигать что-то свое у них пока что не получается». В зарубежных мекках онлайн-шопинга цены по отдельным категориям товаров действительно вдвое–втрое ниже, не говоря уже о том, что многих западных брендов у нас не сыщешь ни в онлайне, ни в офлайне. Даже с учетом расходов на пересылку товара в Россию экономия получается существенная.
Стремительный рост зарубежного онлайн-шопинга начался в нашей стране с лета 2010 года и был связан с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, поскольку договоренности между странами-участницами предусматривали существенную либерализацию правил расчета таможенных платежей для физических лиц при получении международных почтовых отправлений с товарами из‑за рубежа для личного пользования1. Ранее физические лица могли без уплаты пошлины получать посылки, таможенная стоимость которых не превышала 10 тыс. руб. (при пересылке Почтой России или ее дочерним предприятием по экспресс-доставке — «EMS Почта России») или 5 тыс. руб. (в случае если доставку осуществляли коммерческие операторы — DHL, TNT, UPS, FedEx). Послабление вышло существенным: сейчас в течение календарного месяца физическое лицо, находящееся на территории Таможенного союза, может беспошлинно получать товары стоимостью до тысячи евро и общим весом до 31 кг; для международных коммерческих служб экспресс-доставки установлен лимит в 200 евро в неделю на одно лицо. При превышении этих норм предусмотрены таможенные сборы по ставке 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за кг. Впрочем, лимитов хватает с запасом: по статистике Почты России, задекларированная стоимость 86% посылок — менее 500 евро. К тому же при особо активном зарубежном шопинге ничто не мешает совершать покупки, указывая в качестве получателя разных членов семьи.
Словом, доступ к виртуальным полкам зарубежных магазинов россиянам открыт. Культура пользования банковскими картами при оплате покупки тоже прижилась вполне (по данным Национального агентства финансовых исследований, в 2011 году ими в России пользовался каждый второй).
Есть только несколько сложностей. Да, мы можем гордиться успехами национальной электронной коммерции: 1,6% розничного оборота в России дают покупки через Интернет, а это полновесные $11 млрд в 2011 году. Но на фоне лидеров мы смотримся карликами: США — $202 млрд, Великобритания — 97 млрд евро (данные Forrester Research). Годовой оборот самого крупного американского интернет-торговца Amazon в четыре раза превосходит таковой для всей российской онлайн-торговли. «Американский рынок — это нечто огромное, — соглашается Петр Шарапов из Shopfans. — Все, что находится за пределами США, — это дремучий лес. Даже Западная Европа отстает лет на пять–семь. И выделять российских онлайн-покупателей в особую категорию и отдельно с ней работать зарубежные интернет-магазины не торопятся». Выражается это в том, что многие площадки либо не отправляют товары в Россию, либо не принимают к оплате карты, эмитированные в нашей стране, либо то и другое вместе. Не говоря о том, чтобы локализовать и русифицировать свои сайты. Из крупных иностранных игроков, которые по-настоящему делают ставку на российского покупателя, можно назвать мультибрендовый онлайн-магазин моды YOOX и китайский Taobao, который два года назад обзавелся русскоязычной площадкой Rutaobao.
Свято место в условиях конкурентного рынка пусто не бывает: ассистировать россиянам в процессе онлайн-шопинга на зарубежных площадках взялась целая индустрия посредников, которая возникла в последние 5–7 лет. По сути, их задача — компенсировать сервисные ограничения, которые имеются у зарубежных интернет-магазинов, и обеспечить удобную логистику покупок и перевод денег между покупателем из России и заграничным сетевым торговцем — естественно, за вознаграждение. Стандартный набор сервисов посредника обычно включает «виртуальный адрес», который присваивается российскому покупателю в стране продавца (для доставки покупок), а также услугу «помощь в покупке», при которой посредник выступает, по сути, платежным агентом покупателя. Крупные игроки на рынке посредников имеют в своем распоряжении большие склады и продвинутые ИТ-платформы, что позволяет им предоставлять и другие удобные сервисы. Например, консолидацию грузов — с тем чтобы товары, приобретенные покупателем из России на «виртуальный адрес» в разных магазинах, можно было отправить одной посылкой, экономя на доставке. При этом покупатель может управлять всеми процессами в своем «личном кабинете» на сайте посредника. Некоторые посредники за дополнительную плату могут проверить на складе полученный из магазина товар и его комплектность, а есть и такие, кто готов по заявке покупателя отправить курьера в обычный офлайновый магазин, чтобы приобрести нужную вещь.
Первый крупный игрок — Shipito — появился на этом рынке в 2008 году, и сейчас у него 40 тыс. российских клиентов. Основатель этой американской компании — предприниматель чешского происхождения Джон Ванхара — похоже, сам удивлен подобным успехом своего проекта в России. «Для нас это стало большой неожиданностью, тем более что мы никогда не ориентировались на вашу страну, — сказал он в интервью «Бизнес-журналу». — Информация о нашей компании очень быстро распространяется по сарафанному радио».
Компания Shipito начиналась как бизнес по импорту в США велосипедов, однако в кризис 2008 года рынок сильно просел, и Джону необходимо было срочно искать пути диверсификации. Так и родилась идея создать бизнес по пересылке товаров в родную Чехию, а через считанные месяцы появилась и современная английская версия сайта. Сегодня Shipito — признанный лидер рынка: за три года обороты компании выросли более чем в 60 раз, и ее даже назвали самой быстроразвивающейся логистической фирмой в Америке. По подсчетам экспертов с рынка, выручка Shipito за 2011 год вполне могла составить $50–70 млн.
«В момент зарождения рынка, — вспоминает Ванхара, — посредники брали за услуги пересылки 15–20% от стоимости заказа. Появление Shipito с ее прогрессивной по тем временам ИТ-системой сбило цены в сегменте до 10%». Вскоре на рынок вышли компании Shopfans, Alfaparcel, BayRu и др. Это «уронило» комиссионные еще на 3–5 процентных пункта.
«Сегодня наша комиссия колеблется в диапазоне 5–7%, что позволяет нам фактически формировать свой рынок», — говорит Петр Шарапов из Shopfans. По его словам, компания Shopfans изначально ориентировалась на российского клиента. С точки зрения бизнес-перспектив рынок смотрелся очень выигрышно: единственный на тот момент крупный игрок Shipito стремительно привлекал к себе клиентов из России, однако ни сам основатель, ни члены его команды не говорили по-русски и до сих пор не могут создать русский интерфейс, несмотря на то что 40% оборота Shipito делает именно за счет российских шоперов. Недочеты своего конкурента и решила исправить Shopfans. Компания обосновалась в штате Пенсильвания, где с онлайн-покупок не берут V.A.T. Сейчас в штате 10 человек, включая программистов, дизайнеров и службу поддержки. За год существования Shopfans увеличила свою пропускную способность до 2 тыс. входящих и 400 исходящих посылок ежедневно. Общая объявленная стоимость всего отправленного с помощью Shopfans добра в прошлом году достигла $11 млн.
А вот компания BayRu, также созданная в 2007 году, только в 2011-м из нишевого проекта стала массовым. «Долгое время BayRu была инструментом для друзей и знакомых, позволяющим получать недорогие товары из‑за рубежа», — рассказывает Максим Андрюхин, глава российского представительства компании. Решив выйти на массовый рынок, BayRu существенно урезала комиссию — до 9% (до 2011 года размер вознаграждения колебался от 29 до 44%). Однако потеря в маржинальности с лихвой окупилась: в считанные месяцы клиентская база BayRu увеличилась, а оборот вырос в семь раз.
Многие посредники отмечают, что работать с российскими покупателями не просто. Фальшивость, например, UGG они, по словам Петра Шарапова, чувствуют по запаху. «Люди у нас ушлые, с хорошим образованием и любят экономить, делая дорогие покупки, — говорит он. — К тому же это так приятно, что ты оказался «умнее» своих друзей-коллег и одеваешь свою семью, положим, в Ralf Lauren за копейки».
Каковы перспективы посреднической индустрии? Кратко- и среднесрочные — неплохие.
Но, видимо, лишь до того момента, пока онлайн-покупатели и интернет-магазины не отладят трансграничное взаимодействие напрямую, без посредников.
____________________________
1. «Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», действует с 01.06.2010.
Начать дискуссию