Экономика России

Государственный e-mail – «фимоз головного мозга»?

Создание нового «государственного почтового сервиса» — ровно та тема, которая кроме искреннего и здорового смеха вызывает большое опасение за сохранность того бюджета, который будет выделен на «информатизацию всей страны».

Создание нового «государственного почтового сервиса» — ровно та тема, которая кроме искреннего и здорового смеха вызывает большое опасение за сохранность того бюджета, который будет выделен на «информатизацию всей страны». Вместо профильного и безальтернативного «Ростелекома», который должен вроде как получать все ИТ-контракты правительства «по праву рождения», покормиться на новом поле хочет... «Почта России». А стоимость проекта обещает быть очень «вкусной».

Когда читаешь сообщения газет и информационных агентств по поводу «единой почтовой системы», возникает легкое дежа-вю. Ведь еще года три назад риторика была совершенно такой же. Планировалось обеспечить каждого-прекаждого российского гражданина собственным персональным электронным ящиком, с помощью которого он будет общаться с чиновниками, получать заверенные электронной подписью документы и всевозможные справки-выписки.

Идея — отличная. Хотели еще такие же ящики выдать всем чиновникам и, заодно, запретить им по работе общаться с помощью всяких там «яндексов» или «мейлов», которые «ру». То есть просто «заблочить» доступ к free e-mail с работы и все. А то, какие бяки, они же по работе на вражьем серваке gmail.com государственные секреты размещают!

И ведь хотели как лучше — «ящик будет защищен от спама, на него нельзя будет присылать сообщения с других, негосударственных адресов». Но тогда не сложилось — большой проект вышел глобальным пуком и из всех достижений современной цивилизации нам оказался доступен только портал gosuslugi.ru, который работает по принципу «стерпится – слюбится, все равно ничего другого нет». Половина услуг там самым обычным людям не нужна, еще треть не работает, но и тех, которые функционируют, хватает хотя бы для ощущения того, что государство начинает постепенно поворачиваться к своим клиентам чем-то другим, кроме пятой точки.

А сейчас его вытащили из ящика с нафталином, встряхнули, подкрасили и начали продавливать снова. Все потому, что он уже проработан и... может дать хороший результат быстро.

Проект внешне хорош со всех сторон — и с «айпадика» зайти можно будет в ящик и с пункта коллективного доступа. Да хоть с телевизора, если он к Сети подключен. И идеологическую базу под это дело подвели: Минкомсвязи предполагало, что создание государственной электронной почты в доменной зоне «.РФ» «позволит в ускоренном порядке перейти к предоставлению ряда электронных услуг».

Во как, то есть дело-то государственное! Кто против? Тихо? Правильно, за работу, товарищи!

Кстати, время для реанимации проекта выбрали не просто так — скорее всего для того, чтобы показать, что в дорабатываемом сейчас законопроекте «О почтовой связи» можно было бы продемонстрировать что-то новое, инновационное. Есть же там термин «единая электронная почтовая система» — ну вот ее и планируется создать. Вдобавок, очень может быть, что нынешнему главе Почты России г-ну Киселеву никак не удается забыть свое прошлое, когда он руководил «Связьинвестом»: генетическая память требует глобальных проектов. И ничего, что Почта России к этому не готова — под бюджетное финансирование все можно исправить. Ожидается, что на проект «государственного e-mail» будет выделено около 4-5 млрд. руб. на старт и столько же — на поддержку. За почти что 300 млн. долл. можно и побороться.

Судя по всему, система будет представлять собой «единую сеть официальных электронных ящиков граждан, предприятий, ведомств и госорганов, а также инфраструктуру данной сети». Всем гражданам выдадут «официальный электронный почтовый ящик» – правда, реквизиты для доступа мы сможем получить не от «Ростелекома», а только от «Почты России». Предполагается, что через официальный электронный почтовый ящик абонент сможет «пересылать письменную корреспонденцию и почтовые денежные переводы с банковского счета на банковский счет, корреспонденцию также можно будет пересылать от физического лица в банк и обратно и между физическими лицами».

Кроме того, «официальный электронный почтовый ящик дает возможность распечатывать юридически значимые документы, удостоверяемые специально разработанным штемпелем».

Угу. Давайте еще и гербовую бумагу введем для принтера — вот будет дополнительная радость-прибыль госказне. А «Почта России» в этом случае будет выступать в роли бессменного «электронного нотариуса» — держателя реестра отправленной и полученной корреспонденции. Опять угу — несменяемый оператор сервиса будет, причем за любое финансирование, которое запросит.

Интересно, что «официальный электронный ящик также даст возможность госорганам частично перевести регистрируемые отправления (письма, выдающиеся под роспись) в электронный оборот». Я так полагаю, и повестки в суд и на военную службу будут теперь так приходить? А граждан, видимо, обяжут проверять электронный почтовый ящик не реже одного раза в сутки? А если не проверит — штраф? Или сразу тюремное заключение?

Понятное дело, что официальный почтовый ящик — дело полезное и хорошее. Дьявол-то в деталях. Из позитивных ощущений по этой теме — увеличится скорость «проскакивания» такой почты от госоргана до конкретного человека. Штрафы, различные сборы, налоги, ответы на обращения — все будет получать пользователь сразу. Но... почему не сделать такой функционал на портале госуслуг? Что мешает «привинтить» к пользовательскому личному кабинету там дополнительный модуль? Тем более, что ЭЦП никто не отменял. Неужели, чтобы получить доступ к этому ящику, надо будет переться лично в отделение Почты России? И потом, ведь Почта планирует на этом заработать — и как? Госуслуги оказываются по стандартным тарифам — здесь можно заработать только на отправке этого письма по электронной почте вместо обычной. А дальше — значится будет узаконенный спам от «партнеров Почты»? Типа всяких систем микрокредитования, предложения «купите открыточку» и т.д. Толку-то от такого сервиса тогда не видно. Вдобавок к тому, что СОРМ на этих системах будет «по умолчанию» — мы не только знаем кто вы, но и понимаем что вы пишете. Агамс, вряд ли это интересно будет.

Кстати, очень интересная цитата — «Почта России гарантирует, что только вы сможете получить персональный электронный адрес и пароль от почтового ящика, предъявив паспорт». Ну конечно! Сколько я не спрашивал разных людей о том, как они получают код к порталу гоуслуг — хоть кому бы вручили это письмо под роспись. В ящик просто кидают и все. Так что про гарантии почтовикам бы ротик-то прикрыть покрепче. Кроме того тезис о том, что «Почта России сможет гарантировать защиту от несанкционированного доступа к персональному почтовому ящику» тоже не впечатляет — системы защиты они, полагаю, сами-то разработать не смогут и купят? Ну тогда кто будет гарантом безопасности? Полагаю, разработчик такой системы, которую и так ставят на бесплатных почтовых ресурсах.

Пользователи на «инициативу» профильного министерства уже откликнулись. «...Слабый функционал, постоянные глюки, отсутствие интеграции в другие сервисы, отсутствие сервисов, Спам-фильтр либо не существует, либо отправляет в Спам 98% писем, если почту взломают, смогут хоть ипотеку взять от вашего имени. Ну и по традициям Почты России — 50% не доходят)». И это еще самый вежливый комментарий, который удалось найти.

Многие сравнивают этот проект с другими аналогичными госпроектами — «Очередная Русская ОС, Русский браузер и т.д. Никакого толка от этих проектов кроме распила». Или вот этот комментарий: "...Госпочта для граждан. На базе бумажной почты... реальный трешугар. Государственная электронная почта на базе Почты России не будет работать в обед и по выходным. И ещё должно быть будут пропадать письма». Может быть, нашему почтовому монополисту для начала стоит серьезно заняться выправлением качественных показателей своего основного бизнеса?

Если подвести итоги, то единственный значимый плюс от такой системы — возможность быстрого получения ответов и документов от госорганов власти. Но почему это хотят реализовать по такой кривой системе, описать которую можно только нецензурными словами?

P.S. Кстати, реализация электронной почтовой системы через Почту России, а не через «Ростелеком» вполне может означать, что смена власти в мегателекомчике дело решенное. Ибо когда «вкусные» проекты отдают «на сторону» в обход основного и, вроде бы, логичного исполнителя, у которого есть для этого возможности, это свидетельствует о серьезном «аппаратном недовольстве» последним.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию