Менеджмент

Лучше раньше, чем никогда

Как правильно выбрать момент для продажи своего бизнеса.

Как правильно выбрать момент для продажи своего бизнеса.

Многие предприниматели не задумываются о выходе из бизнеса, пока не возникнут веские причины. Опоздание с принятием решения приводит к падению инвестиционной привлекательности, а иногда и к полной невозможности продажи компании. Выбрать удачный момент довольно сложно, поскольку есть многочисленные факторы, которые владелец не в состоянии контролировать.

В развитых странах к основным причинам продажи малого бизнеса относят достижение пенсионного возраста владельцем (вкупе с нежеланием детей продолжать семейный бизнес), а также переезд на новое место жительства. В России главными побудительными мотивами служат необходимость срочной расплаты по долгам и хроническая неспособность компании приносить доход. И если продавать проблемный бизнес надо было «еще вчера», то с учетом срока экспозиции1 «завтра» может быть слишком поздно.

Один из факторов, влияющих на стоимость компании, — ее устойчивость, условно выражаемая в формуле 1-3-5. Покупка бизнеса, существующего менее года, слишком рискованна: до 70% предприятий не доживает до первого дня рождения. Вторым рубежом считаются три года, однако и это возраст, когда говорить об абсолютной устойчивости бизнеса к внутренним и внешним воздействиям пока рано. После пяти лет успешной работы вероятность банкротства резко снижается. По моим исследованиям, в долгосрочной перспективе выживает до 80% организаций, перешагнувших этот рубеж.

За пять лет жизненного цикла большинство малых и средних компаний проходит стадию детства и ранней юности, окупает вложенные средства и в той или иной степени приближается к зрелости. На этой стадии обычно происходит стабилизация доходов, а для дальнейшего роста требуются значительные инвестиции в материальные активы и человеческий капитал. И если бизнес перерастает своего владельца и становится «акселератом»2, то выведение его на новую траекторию бывает невозможным без привлечения прямых инвестиций или дружественного поглощения отраслевым инвестором.

Существует устойчивое мнение, что бизнес надо продавать на пике доходности, тем самым максимизируя его стоимость. Однако это совсем не так. В этом случае покупатель заплатит вам только за текущие доходы, потому что гипотетическая будущая выгода целиком зависит от возможностей нового владельца, в том числе и материальных. Самым разумным решением было бы выгадать именно тот период, когда на фоне устойчивого роста до стадии зрелости осталась пара–тройка лет. Если покупатель убедится в том, что ему достанутся самые «сливки» без дополнительных вложений, тогда можно говорить о максимальной цене для продавца. Так и поступают наиболее талантливые предприниматели. К примеру, Олег Тиньков гордится тем, что вышел из всех предыдущих проектов именно на этой стадии жизненного цикла.

Владельцы малых и средних компаний на интуитивном уровне способны почувствовать или предугадать усиление конкуренции и первые признаки замедления роста в своей рыночной нише. Порой в этом им помогает государство, объявляя об усилении регулирования или мерах, которые послужат снижению входного барьера. Когда рынку остается расти еще четыре–пять лет — самое время начинать предпродажную подготовку. Если предприниматель обратится ко мне со словами: «Чувствую, что моему бизнесу остался год–полтора комфортной жизни», — ему еще можно помочь. Круг потенциальных покупателей сужается: конкуренты уже не дадут достойную цену, а «покупатели, руководствующиеся финансовыми соображениями», тоже не дураки и будут исследовать перспективы рынка. Хуже, если клиент, прекрасно все понимая про свой рынок, не сообщает эту существенную информацию брокеру: возрастает риск проработать с ним полгода впустую.

Скажем, государство через пару месяцев вводит лицензирование производителей парфюмерной продукции, требование по установке оборудования для утилизации барды (отходов брожения) на спиртзаводах или снижает планку обязательного аудита в четыре раза… Все это примеры из реальной жизни, когда продать предприятие в соответствующих отраслях дороже стоимости его материальных активов не удастся. Причины могут быть и сугубо внутренними. Например, заканчивается договор аренды (причем у продавца твердая установка: «Пусть покупатель сам ищет новое помещение!») или утрачен контроль над менеджментом и на предприятии воруют в крупных объемах.

Однажды я консультировал замечательного предпринимателя, талантливого инженера и умелого организатора (удивительно, но это был один человек, а не три). Задуманный и воплощенный им в жизнь проект по гибке профильной трубы, идущей на изготовление офисной мебели, нуждался в срочной продаже, поскольку через полгода ожидалось вхождение на этот пока свободный рынок очень крупного игрока. А другой предприниматель пытался избавиться от убыточного производства чипсов под угрозой скорого открытия калужского завода фирмы Lay’s. Избавиться, впрочем, предполагалось по заоблачным ценам, поэтому результат был предсказуемо отрицательный.

В какой-то мере на цену бизнеса влияет и сезонный фактор. Производители кваса и газированной воды по-своему правы, начиная поиск покупателей зимой, чтобы выйти на сделку к началу летнего сезона. А вот логика владельцев одной компании по производству кровельных материалов для меня оказалась совсем непонятна: «Мы хотим отработать высокий сезон строительства и продать бизнес, исходя из этих показателей». Получается, что покупатели, заплатив за доходы, полученные прежними владельцами, полгода будут ждать нового сезона. Этой же искаженной логикой обусловлен и осенний всплеск активности по продаже туристических агентств.

Таким образом, грамотная exit strategy (стратегия выхода из бизнеса) должна предполагать свое­временное выставление бизнеса на продажу с учетом жизненного цикла компании. А опоздавшим будет сопутствовать успех, только если они умерят свой «предел мечтаний» о стоимости бизнеса.  

___________________________

  1. В бизнес-брокеридже — время с момента выставления бизнеса на продажу до нахождения покупателя. Обычно не менее 6 месяцев.
  2. По аналогии с поколением 1970-х — «переросшим» в прямом смысле своих родителей.  

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

2
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Интересные материалы

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.