Экономика России

Какие автомобили предпочитают в России

Очередное исследование динамики продаж автомобилей в России, позволяет зафиксировать целый ряд устойчивых тенденций, отражающих предпочтения покупателей.

Очередное исследование динамики продаж автомобилей в России, проведенное нашей компанией, позволяет зафиксировать целый ряд устойчивых тенденций, отражающих предпочтения покупателей. Поделюсь с участниками и читателями "Национальной деловой сети" наиболее интересными результатами. 

Классы автомобилей

Наибольшее количество продаваемых в России автомобилей (классификация AEB по классам и типам кузовов) приходится на три класса: В, С и класс компактных внедорожников (Compact 4x4). По итогам продаж в январе-июле 2012 г к этим трем классам относятся 74,3% реализованных автомобилей.

Продажи автомобилей классов В и С – это более половины легковых и легких коммерческих автомобилей. Однако, их совокупная доля постепенно снижается – с 58,95% в 2007 г до 53,5%, по результатам продаж за январь-июль 2012 г

Мы ожидаем, что в ближайшие 2 года доля продаж автомобилей в классе В будет колебаться в пределах 28 - 29%. Следует отметить, что автомобили класса В существенно сократили долю рынка, в 2007 году они занимали 32,7%. Это произошло прежде всего за счет сокращения доли автомобилей Lada. Доля класса С в ближайшие 2 года будет колебаться в пределах 26-28%. Компактные внедорожники наоборот увеличили свою долю, так в 2007 году она составляла 11%. Средне- и полноразмерные внедорожники увеличили свою долю на рынке незначительно, в 2007 г они занимали почти 5%, в ближайшие 2 года их доля останется на уровне 6-7%.


На седаны, хэтчбэки, универсалы и SUV в общей сложности приходится около 90% всего рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, однако, их соотношение с течением времени существенно изменилось. На протяжении длительного периода наблюдался рост долей рынка SUV, хэтчбэков и универсалов за счет сокращения доли седанов. Так доля седанов в 2007 г составляла 46,6%, в ближайшие 2 года их доля будет колебаться на уровне 34-38%. В тоже время наиболее значительный рост на рынке продемонстрировали SUV: их доля увеличилась за этот же период на 10,5% – до 25,4%, по состоянию на июль 2012 г В ближайшие 2 года их доля будет колебаться на уровне 21-24%. Хэтчбеки останутся на уровне 24-27%. Доля универсалов в общей структуре продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросла на 3,7% в 2007 г − до 6,5%, по итогам продаж за семь месяцев 2012 г Ожидается, что доля универсалов в ближайшие 2 года останется в пределах 6-8%.

Тип кузова


Подавляющее большинство продаваемых в России автомобилей оснащены бензиновым двигателем.

Тип двигателя

Дизельные двигатели пока еще не получили широкого распространения на рынке, хотя их доля за период с 2007 г по июль 2012 г выросла более чем в два раза – с 4,2% до 8,8%.

Локомотивом роста доли дизельных автомобилей в России в последние три года являются легкие коммерческие автомобили. До этого времени интенсивно увеличивалась доля дизельных автомобилей среди SUV – с 2007 по 2009 гг она выросла на 6,6%, до 19,8% от общего количества продаж SUV. Однако, за последующие годы дальнейшего роста доли дизельных автомобилей среди SUV не наблюдалось: она стабильно составляет около 19% продаж SUV. Дальнейший рост продаж дизельных автомобилей в этом сегменте будет зависеть от ввода очередных экологических классов для автомобильного топлива и от стоимости дизельного топлива в России.

Что же касается легких коммерческих автомобилей, то среди них доля дизельного транспорта начала интенсивно расти с 2010 г, и за это время увеличилась почти в два раза – с 25,03% до 48,96%. Таким образом, по итогам января-июля 2012 г, каждый второй проданный в России легкий коммерческий автомобиль был оснащен дизельным двигателем.

Тренды премиум-сегмента

Доля гибридных автомобилей в продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России крайне мала: по итогам семи месяцев 2012 г она составила 0,07%. Ожидается, что в ближайшие 2 года она существенно не вырастет и составит 0,1-0,15%.

Продажи премиальных автомобилей в России уверенно растут. С 2007 г по июль 2012 г доля продаж автомобилей премиум-класса выросла с 4,5% до 6,4%. Нужно отметить, что даже экономический кризис 2008 г не сказался на росте доли премиального сегмента. По итогам января-июля 2012 г было продано 103,6 тыс. ед. автомобилей премиум-класса.

Структура продаж в премиум-сегменте отличается от структуры продаж по рынку в целом, в первую очередь, распределением автомобилей по классам. Более половины российского автомобильного рынка занимают автомобили классов B и C, между тем в премиальном сегменте доминируют внедорожники.

Самым большим классом автомобилей в премиум-сегменте, на протяжении всего анализируемого периода, остаются средние и полноразмерные внедорожники. В 2007-2010 гг они ежегодно составляли более трети продаж автомобилей премиум-класса. Однако, по итогам семи месяцев 2012 г, их доля сократилась и составила 31,6% сегмента премиальных автомобилей.

Самый быстрорастущий класс в премиум-сегменте – это компактные внедорожники. Доля этих автомобилей выросла почти в четыре раза за анализируемый период – с 7,7% до 29,2%. На текущий момент это второй по величине класс в сегменте премиальных автомобилей.

Компактные внедорожники отвоевывают долю у больших автомобилей премиум-класса. Так, класс D в премиум-сегменте значительно сократился – с 22,73% в 2007 г до 12,28%, по итогам семи месяцев 2012 г. Доля класса F также существенно уменьшилась – с 6,83% до 2,87%. Свою долю сохранил лишь класс E.

Динамика продаж автомобилей премиум-сегмента по типам кузова в основном отражает тенденции российского авторынка в целом. В продажах премиум-сегмента растет доля SUV, а доля седанов снижается. Премиальные автомобили SUV, по итогам продаж в январе-июле 2012 г, занимают 60,9% всего сегмента, в то время как в 2007 г их доля составляла 46,4%. Что же касается седанов премиум-класса, то их доля за аналогичный период времени снизилась на 15,3% – до 26,5%, по итогам продаж января-июля 2012 г

В премиум-сегменте доля хэтчбэков невелика, в то время как на российском рынке в целом их доля стабильно составляет четверть продаж. При этом в премиум-сегменте доля хэтчбеков растет: за период с 2007 г по июль 2012 г доля хэтчбэков увеличилась с 4,39% до 8,43%.

Комментарии

1
  • Юрий Пасечников
    Эх, расписали бы ещё для неспециалистов, что такое класс А,В,С и т.д. или хотя бы ссылочку на классификацию AEB по классам и типам кузовов присовокупили...