В жизни бывают ситуации, когда углядывание на дне пустого стакана жалких капель воды и включение на этом основании оптимистического набата становится преступлением. Самым настоящим преступлением, заслуживающим не осуждения даже, а уголовного наказания.
Первая ситуация очевидна и связана с медициной. Это счастливая сфера человеческой деятельности, поскольку тысячелетний опыт научил врачей в нужный момент посылать к черту условности, этикет, сюсюканья и перепоручать больного коллегам радикальной специализации - хирургам. Быстро прогрессирующая опухоль, гангрена - те случаи, когда промедления, вытекающие из самообмана и лживых приободрений, смерти подобны. Экстренное хирургическое вмешательство требует: а) четкого, однозначного, прямого называния угрозы своим именем и б) решительного и профессионального действия. Действия, а не успокоительных разговоров.
К величайшему сожалению, в общественной жизни людей и, в частности, в ее экономической составляющей, мудрость медицины неведома. Здесь до самого последнего вздоха все пытаются друг друга успокоить, погрузить в иллюзию благополучия, загипнотизировать надвигающуюся катастрофу разговорами о том, что "все не так уж и плохо", "все обязательно обойдется", "нужно подождать", "утро вечера мудренее", "не нужно сгущать краски" и прочей ересью. Это как если бы солдату, у которого оторвало осколком щиколотку и уже начался сепсис, врач вместо экстренной хирургической операции прописал полный покой, вегетарианское питание на том основании, что не все еще потеряно, посмотри, мол, вторая нога на месте и даже ни чуточки не черная.
В результате этой патологической неспособности людей выстраивать общественную жизнь хоть на каком-то историческом опыте, кризисы и войны ходят больными циклами словно по завороженному кругу. Мало того что все постоянно наступают на одни и те же грабли тысячелетиями, так еще и всякую критическую ситуацию доводят до летального исхода.
Моя пылкая речь приурочена к фантастической безответственности, с которой вчера мировые рынки, аналитики и политики отнеслись к обнародованию испанского бюджета на 2013 год! Испания представила urbi et orbi позорнейший документ, который свидетельствует не только об отсутствии хоть сколько-нибудь осмысленных шагов к разрешению экономической катастрофы в стране, но и об оскорбительном презрении реальности и здравого смысла.
Судите сами: в Испании сегодня ситуации на порядок хуже, чем была в Греции два и даже год тому назад: безработица - этот ключевой фактор экономики - давно перевалила за 25 % (в годы Великой депрессии в США было 22%, но коллеги читали Стейнбека и Фолкнера и хорошо представляют, какая это была катастрофа для нации), а среди молодежи - 50 % (= каждый второй 20-летний Хуан шатается по улице без дела: не от нежелания работать, а от отсутствия заработка!). При этом долги испанских банков и испанских регионов такие чудовищные и такого мусорного качества (= полный неликвид), что Греции даже не снилось, бюджетный дефицит составил 4.77 % только за 8 месяцев этого года, а экономика продолжает сокращаться необратимыми темпами.
Как же поступают безумные испанские парламентарии и правительство? Принимают бюджет, который каждой своей буквой демонстрирует нежелание проводить радикальное усечение экономической гангрены. Вместо экстренной хирургии прописывают горчичники: чутка увеличивают налоги, чутка прижимают бюджетные расходы на социальные нужды, чутка снижают зарплаты.
Далее - делается громкое заявление о неизбежном улучшении экономического климата в стране уже в 2013 году, о каких-то фантасмагорических темпах роста и производительности труда, которые, якобы помогут ситуации стабилизироваться в ближайшее время.
Какого роста?! Какой производительности?! Кто будет расти и что производить, если четверть населения не работает?!
Весь буффонный пафос испанского бюджета ориентирован на чиновников Евросоюза и ЕБР, которые, типа, должны тоже проникнуться спокойствием и взять на себя еще больше долговых обязательств Испании.
Проблема, однако, в том, что Испания - не карликовая Греция, и на покрытие ее долгов и бюджетного дефицита потребуются все соки немецких рабочих и банкиров. И что же - это какая-то особая новость? Кто-то этого не знал? Все знали, однако вчера на всех без исключения мировых фондовых рынках мы наблюдали какой-то невменяемо истерический взлет. Эдакое ралли дурашливого энтузиазма.
Что же в сухом остатке? Сегодня мы получили уже первую ласточку: единственное неангажированное и честное агентство Egan Jones (об этих героических людях я писал в "Вендетте по-американски"), проанализировав испанский бюджет, молниеносно снизило суверенный рейтинг этой страны с и без того жуткого СС+ до СС, сделав еще и оговорку, что не исключает возможности дальнейшего ухудшения до С, то есть уровня практически неминуемого дефолта!
Смею всех уверить: это лишь начало. Сегодня завершается финансовый год в Америке, и в понедельник, даст бог, подтянутся и рейтинговые агентства, встроенные в мейнстрим (всеобщий сговор об обмане пациента, конечно, штука замечательная, но профессиональная репутация тоже на дороге не валяется).
Есть ли хоть какая-то надежда на прекращение этой галлюцинации и массового психоза? Еще вчера я бы с печалью ответил отрицательно, сегодня же забрезжила маленькая надежда: перечитываю заголовки американской финансовой прессы и с удивлением замечаю, что преступные фразы вроде "Экономика Соединенных Штатов все еще слаба, но многие уже чувствуют себя более уверенно" (увольнял бы журналистов и аналитиков на месте за такое смертоносное заговаривание зубов!) уступили место совершенно другой тональности: "Ликвидировать Fannie Mae и Fredie Mac: рецепт Шейлы Блейр для финансовой системы" (Блейр - бывший председатель Федеральной корпорации страхования банковских вкладов) или "Количественное смягчение №4: пристегнитесь покрепче - Федеральный резерв еще не закончил".
Конечно, от первых ласточек радикального изменения общественного сентимента до реальных мер борьбы с кризисом еще очень и очень далеко. Я по-прежнему скептически отношусь к шансам выпорхнуть из долговой пропасти способом, отличным от того, что мы всегда наблюдали в истории (саморазмазыванием по асфальту), однако осознаю, что нельзя перепрыгивать через голову: прежде чем ампутировать ногу, нужно хотя бы осознать, что она почернела не потому, что затекла, а потому, что полным ходом идет гангрена.
Начать дискуссию