Нет таких людей, которые не мечтали бы об обеспеченной старости.
Некоторые в этом вопросе привыкли полагаться на себя, но абсолютное большинство предпочитает переложить эти заботы на плечи государства, тем более, что соцобеспечение граждан является одной из его главных функций. Недаром же мы делаем отчисления в пенсионный фонд, который потом станем обвинять во всех грехах, а его представители, в свою очередь, будут жаловаться на перманентные проблемы и необходимость немедленного реформирования.
При этом в качестве образца, как правило, приводятся зарубежные системы пенсионного обеспечения, но почти никогда не говорится об опыте прошлого. А, между тем, на каждом новом этапе общественного развития (как и во время выборов), забота о пенсионерах неизменно ставится во главу угла и поднимается на знамя.
О чем говорит опыт прошлого, когда в России действительно были пенсии справедливее - в царской или современной, разбирались аналитики раздела "новости России" журнала "Биржевой лидер".
Сироты, старики, инвалиды
В первые годы советской власти рассказывали про "ужасный" царский режим, при котором старость или вынужденная отставка неизбежно означала нищету. В хрущевское время критиковали сталинскую пенсионную систему, в брежневское – хрущевскую. Демократы-реформаторы, разваливая советскую модель соцобеспечения, называли пенсии "жалкими подачками" и обещали в недалекой перспективе вывести их на западный уровень. Впоследствии пенсии времен Ельцина в России вспоминали как кошмарный сон. Хотя в той же Украине само понятие "российская пенсия", начиная с 1992 года, пожилыми людьми воспринималось как недостижимая мечта. Так что в этом вопросе абсолютного критерия нет, все относительно, как во времени, так и в пространстве.
В старой России именно три группы людей - сироты, старики и инвалиды считались особенно нуждающимися, пояснил в интервью журналу "Биржевой лидер" ведущий канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Впрочем, как и во всем остальном мире. Государство мало заботилось о поддержке страждущих, возлагая такие обязанности в лучшем случае на Церковь, и то лишь в случае, если у них нет родственников. Правда постепенно власть предержащие стали брать на себя заботу о несчастных. Так, собственно, и выглядел общественный прогресс.
- царь Иван Грозный, например, издал указ "О милостыне", в котором предписывалось построить в Москве богадельни для "престарелых и прокажённых".
- государь Федор Алексеевич распорядился построить в столице уже два подобных госпиталя.
- император Петр І и в этом вопросе пошел дальше своих предшественников. Реформатор приказал "приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных". А пострадавших на войне солдат распорядился селить в монастырях и богадельнях, назначив им пожизненное жалование.
- Екатерина II постановила, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, которые должны были заниматься вопросами помощи неимущим. При Екатерине же в России появился первый приют для инвалидов. В большом количестве такие дома начали строить уже при императоре Николае І.
В конце ХІХ века в благотворительных учреждениях по всей России постоянно проживало около 500 тысяч человек.
От жалости к признанию заслуг и защите
Когда в России произошел промышленный переворот и стал появляться пусть немногочисленный, но все же рабочий класс, никто и не думал о защите прав наемных рабочих. "Прибыль – дороже всего" - гласил главный закон времен первичного накопления капитала. А, между тем, в стране появилась новая и очень значительная по размерам "группа риска", требующая по отношению к себе не меньше внимания, чем те же солдаты-инвалиды, сироты, вдовы или старики. Как известно, именно на защите прав рабочих и разрасталось в империи мощнейшее революционное движение.
- закон 1886 года запрещал "взимать с рабочих плату на врачебную помощь", но не обязывал её оказывать и распространялся не на все районы России.
- в 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность.
- только в 1903 году в России удалось "продавить" закон об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Европе это давно считалось в порядке вещей.
Дореволюционные пенсии или Россия, которую мы потеряли
В 1827 году был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. Пенсии тогда давались только ограниченному числу служивших при дворе, некоторым высшим военным и полицейским чинам, причем размер финансовой помощи устанавливался в каждом отдельном случае лично самодержцем.
- окончательно дореволюционная система пенсионного обеспечения госслужащих сложилась во второй половине ХІХ столетия. Пенсии уволенным в отставку чиновникам, а также пособия их вдовам и сиротам выплачивались из средств так называемых эмеритальных касс, фонды которых формировались из обязательных отчислений от жалованья. Но работающие категории населения, то есть пролетарии и, конечно же, крестьяне ни на какую пенсию рассчитывать не могли.
- наконец, в 1912 году принимаются законы "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании от несчастных случаев", положившие основы цивилизованных отношений на производстве. Собственно, именно этот закон и породил миф о прекрасном пенсионном обеспечении в царской России. Многие либералы и просто любители "старорежимщины" сейчас его активно раздувают, утверждая, что при царе-батюшке рабочим жилось как в раю, а за Лениным они пошли просто по недомыслию.
Пенсии лучше, чем в Америке
Сторонники "прекрасного прошлого" утверждают, что царская Россия был чуть ли не социальным государством. По состоянию на 1914 год право на госпенсию по выслуге лет имели практически все, кого сейчас принято называть бюджетниками, а именно:
- чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;
- офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;
- учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;
- ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;
- врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;
- последними право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казенных заводов.
Также в некоторых сферах, например на железной дороге, отставнику выплачивалась значительная сумма из кассы взаимопомощи, при условии, что он сам не менее 10 лет делал в нее взносы.
Получать полный оклад или пенсию в размере зарплаты можно было лишь после 35 лет безупречной службы. После 25 лет полагалось пол оклада. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть.
За государственные награды назначались отдельные льготы.
А, может быть, не все было так хорошо до 17 года?
Американский президент Тафт в 1912 году публично назвал российское социальное страхование и рабочее законодательство лучшим в мире. Возможно, так оно и выглядело по сравнению с американским, но до совершенства российскому трудовому законодательству было еще ой как далеко:
1. Все эти чудесные нововведения на многие категории рабочих вообще не распространялись, охватывая лишь 15% от числа всего пролетариата. Социальное страхование касалось только людей, работающих на предприятиях с числом рабочих не менее двадцати при наличии двигателя (парового или электрического) или тридцати - при отсутствии двигателя. То есть примерно 2,5 миллионов рабочих из 14-миллионной армии российских пролетариев.
2. Социальное страхование совершенно не распространялось на такие категории трудящихся, как транспортные рабочие, домашняя прислуга, торгово-промышленные служащие.
3. Абсолютно не были защищены права сельского пролетариата, то есть батраков.
4. 3/5 страхового взноса падали на плечи самих же рабочих (то есть изымались из его зарплаты) и только 2/5 - на работодателя.
5. Толкование понятия "несчастный случай" оставалось слишком ограниченным, отсутствовала компенсация при профессиональном заболевании или безработице. Периодические выплаты часто заменялись единовременным пособием и т.д.
6. Средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах несколько выше), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей. Так что пенсия в размере полного оклада, а она была возможна только после 35 лет работы, совсем не была путевкой в счастливую старость.
7. Кроме того, пенсию, равно как и другие виды социальной помощи, рабочий или служащий мог получить лишь в случае "безупречной" службы. Если же ему не повезло быть уволенным "без содержания", то есть по статье, он оставался один на один со своими проблемами. А если мы вспомним, какой размах приняло в начале ХХ века в России забастовочное и стачечное движение, то легко сможем представить, что далеко не все рабочие дождались пенсии. Многих и очень многих просто выкидывали на улицу без всякого выходного пособия, лишая их тем самым возможности "безупречно" отслужить или отработать те самые 35 лет.
Устав о промышленном труде 1913 года несколько урегулировал спорные вопросы, но все же российское трудовое законодательство оставалось совсем не самым лучшим в мире.
Чем отличаются пенсии граждан России и Украины от пенсионного обеспечения в других странах
Экономический кризис в мире дал толчок тому, что во многих странах мира принято решение увеличить пенсионный возраст, пояснил Евгений Ольховский, так:
– в Италии и Франции до 67 лет,
– в Германии до 67 лет
– в Великобритании – до 68 лет, и т.д.
Но,с другой стороны, с точки зрения пенсионера важно не когда можно выйти на пенсию, а во сколько лет он ее будет получать:
Как видим из представленной таблицы, самыми высокими пенсиями могут гордиться пенсионеры одних из самых развитых стран мира:
- Дании - 2800 долларов США в мес.;
- Финляндии - 1900 долларов США/мес.;
- Норвегии - 1542 долларов США/мес.;
- Израиля - 1350 долларов США/мес.;
- Германии - 1200 долларов США/мес.
Самые низкие пенсии в развивающихся странах:
- Грузии - 40 долларов (при курсе доллара к грузинскому лари сумма составляет 66 GEL);
- Узбекистане - 55 долларов (при курсе доллара к узбекскому сому 1 USD = 1938.5946 UZS 106 590UZS);
- Молдова - 80 долларов (1USD=12,38MDL или 990 молдовских леев);
- Аргентина - 96 долларов США (1 доллар равняется 4,96 аргентинским песо или 496ARS);
- Литва - 128 долларов США (1 доллар равняется 2,68 литовских лита).
Что касается возраста для получения пенсии, то он в некоторых странах СНГ уже стал выше. Например, в Молдове мужчины с 2008 года идут на пенсию в 65 лет. В Эстонии - мужчины в 63 года, а женщины – в 60 с половиной лет, и планируется пенсионный возраст женщин поднять к 2016 году до 63 лет. А к 2026 году поднять пенсионный возраст и женщинам, и мужчинам до 65 лет. В Латвии выходят на пенсию в 62 года. В Литве – в 62,5 года. В Казахстане, Киргизии и Таджикистане мужчины – в 63 года, женщины – в 58 лет.
Комментарии
1