Елена Горелова
Российские предприниматели - абсолютные рекордсмены по скорости оплаты счетов,
утверждают исследователи из международной аудиторской и консалтинговой фирмы
Grant Thornton. Наши люди делают это примерно за 24 дня, тогда как за рубежом
- в среднем за 47. А неспешные итальянцы и испанцы затрачивают на проведение
платежа целых 80 дней.
Вчера компания Grant Thornton объявила результаты исследования, проведенного
среди 6000 руководителей небольших компаний 19 стран, в том числе России. С
помощью телефонных интервью были опрошены владельцы, управляющие своими компаниями.
Таким образом просканировали 17 отраслей - от добывающей промышленности и ритейла
до гостиничного и ресторанного бизнеса.
Исследователи собрали мнения руководителей 260 компаний (со штатом от 25 до 250 сотрудников) в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Воронеже, Краснодаре, Перми и Волгограде. Самыми любопытными оказались сравнительные результаты опроса российских и иностранных предпринимателей.
Принцип ненападения.
В то время как в мире появляется все больше компаний, планирующих завоевывать новые рынки, россияне в основном не имеют далеко идущих амбиций. Например, выходить на неосвоенные зарубежные территории с товарами, знакомыми потребителю, собираются только 8% из них, тогда как доля таких стратегий в других странах гораздо больше - средний показатель по всем включенным в исследование странам 21%. И всего 4% россиян планируют выводить на новые зарубежные рынки новый продукт, а в среднем по миру таких смельчаков 15%.
Самая популярная для отечественного бизнеса стратегия роста - продвижение своих продуктов на уже освоенные рынки: 44% участников опроса планирует делать это с уже существующими продуктами, а 42% - с новыми.
"Российским компаниям пока выгоднее развиваться в рамках страны, осуществлять экспансию в регионы и создавать национальные брэнды", - поясняет Роман Кащеев, менеджер проектов IBS. Выход на высококонкурентный рынок требует больших усилий и затрат. Например, чтобы конкурировать с другими пищевыми компаниями, надо придумывать необычные продукты - вроде розовых или зеленых кетчупов.
Ждем перемен.
Результаты исследования показали, что российские руководители более других ждут изменений в структуре владения собственным бизнесом. 38% из них убеждены, что такие перемены произойдут в ближайшие 10 лет, тогда как в среднем по миру этот показатель - 24%. Каждый третий из опрошенных россиян предполагает, что в их компанию придут частные инвесторы.
Директор Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко рассказал, что многие предприниматели, особенно в регионах, готовы к тому, что им придется потерять или уступить часть своего бизнеса. "Их заставляет думать об этом нестабильность законодательного поля, которое меняется непредсказуемо, быстро меняющиеся обычаи делового оборота", - говорит Чепуренко. Кроме того, ни в одной стране предприниматели так не обделены основным ресурсом - недвижимостью, как у нас. "Малый бизнес становится заложником сиюминутных решений муниципальных органов или предприятий, у которых арендуются площади", - уточняет Чепуренко. По его словам, как только арендодатели увидят, что бизнес вышел на прибыль, они начнут манипулировать ставками аренды, вынуждая предпринимателя делиться.
Оптимизм крепчает И в то же время соотечественники с оптимизмом смотрят на свой бизнес, замечает управляющий партнер Grant Thornton в России Сергей Аслибекян. К примеру, они уверены, что в 2003 г. смогут увеличить отпускные цены на свою продукцию и инвестиции в производство, расширить штат своей компании, что приведет к росту оборота.
Причем наши бизнесмены надеются только на собственные силы: лишь 6% из них полагаются на гранты и всевозможные программы поддержки малого бизнеса. "Это лишний раз подтверждает, что у нас эти программы остаются пока на уровне теоретических разговоров", - уточняет Аслибекян.
Что касается перспектив развития экономики собственной страны, то по уровню оптимизма российские руководители занимают восьмое место среди стран - участниц опроса и третье - среди стран "восьмерки", после США и Канады. У нас 41% оптимистов и лишь 21% скептиков. Верящих в светлое экономическое будущее в России почти в пять раз больше, чем в Японии.
По данным Всероссийской переписи малых предприятий Госкомстата РФ, проведенной в 2001 г. , у нас насчитывается 631 400 предприятий малого и среднего бизнеса. Большинство из них прописано в Центральном федеральном округе: 29% - в Москве, 5% - в Петербурге, 4% - в Краснодарском крае.
Привлекательнее всего для таких компаний сфера торговли и ресторанного бизнеса, в которой работают 44% из них, сильно отстают промышленность (14% ), строительство (13% ) и наука (4% ).
По данным Госкомстата, человеческие и материальные ресурсы в небольших компаниях используются более эффективно, чем в крупных. Например, производительность труда на малых предприятиях торговли выше почти в два раза, чем по отрасли в целом.
Бизнес со скоростью мысли.
Невероятная для остального мира скорость оплаты счетов (за 24 дня) в российских компаниях объясняется прежде всего нехваткой оборотных средств в малом бизнесе, считает Сергей Аслибекян. "Небольшие компании предпочитают иметь дело только с теми контрагентами и партнерами, которые способны быстро оплачивать счета", - говорит Аслибекян. Действительно, на недостаток оборотных средств жалуются 42% наших бизнесменов, а в среднем по зарубежным странам, вовлеченным в исследование, этот показатель почти вдвое меньше - 24%.
Неуверенность в завтрашнем дне подтверждают и другие цифры, полученные исследователями. Если 81% предпринимателей в других странах уверены, что источники их нынешнего финансирования способны обеспечить воплощение в жизнь всех планов развития компании на ближайшие три года, то среди россиян таких гораздо меньше - 58%.
Дефицит "белых" и "синих воротничков".
Российские руководители придают большее значение внешним причинам, тормозящим развитие бизнеса, чем их коллеги в других странах. К примеру, если бюрократизм мешает 35% участников опроса в мире, то в России - каждому второму участнику опроса. По этому показателю Россия занимает второе место. Самый высокий уровень недовольства бюрократией высказали бизнесмены Германии - 62% участников опроса.
Довольно серьезным тормозом для роста бизнеса соотечественники считают дефицит квалифицированного персонала: на него пожаловались 37%. "Причем эта нехватка касается и "белых", и "синих воротничков", - утверждает Аслибекян, - и это не значит, что квалифицированных специалистов нет: просто их мало или они слишком дороги для небольшой компании".
В сравнении с японцами или австралийцами россияне менее склонны считать конкурентную среду фактором, замедляющим рост компании. Если в Японии таких мнений набралось 67% , в Австралии - 57% , то в России - 37%.
Начать дискуссию