Малый и средний бизнес

BUYBRAND-2012. Особенности построения бизнеса по франчайзингу

Интерес российских и иностранных инвесторов к франчайзинговым проектам в последнее время усилился.

В рамках 10-й Международной выставки бизнеса по франчайзингу BUYBRAND-2012 прошел Российский деловой форум по франчайзингу и другим возможностям бизнеса. Главной целью проекта была заявлена популяризация франчайзинга как формы ведения бизнеса в России. Интерес российских и иностранных инвесторов к франчайзинговым проектам в последнее время усилился.

Согласно данным независимых экспертов в последние три года рост числа франчайзинговых компаний в нашей стране составил около 90%. В настоящее время в России около 500 компаний франчайзеров и почти 20 000 франчайзи. Большинство франчайзинговых компаний представляют собой сферу продуктов питания и ресторанного бизнеса, розничной торговли одеждой и обувью, достаточно широко представлена сфера услуг. При этом доля иностранных франшиз на нашем рынке порядка 40%.

Е. Сойак, генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга в докладе отметила: «На этот раз у нас представлено множество брендов из стран, серьезно пострадавших от кризиса. Вопреки всем пертурбациям в Евросоюзе, мы имели смелость объявить Грецию почетной страной выставки, и она представила рекордное число концепций, прекрасно работающих в разных уголках мира. Дело в том, что франчайзинговая розница в экономически сложные времена наглядно демонстрирует еще одно свое преимущество: способность быстро и с минимальными затратами перетекать из страны в страну, поближе к платежеспособному спросу. Наблюдается перемещение активности сетевого бизнеса с сильными концепциями из кризисных стран (Испания, Греция, Италия, Португалия, в меньшей степени Франция и др.) на новые развивающиеся рынки в страны БРИК».

Безусловно, франчайзинг имеет и сильные стороны, и проблемные места, которые необходимо учитывать при построении этой модели бизнеса.

Так, одна из проблем франчайзера состоит в том, что, продавая права на свой бизнес, он отчасти утрачивает контроль над брендом. Франчайзер вовлекает в сферу своей деятельности людей, которые могут ничего не знать о его бизнесе и бренде. Ведь они покупают соответствующие права на определенное время и для работы на определенной территории. Об этом говорилось на семинаре «Идентичность бренда – правила игры», проводимом в рамках 10-й Международной выставки бизнеса по франчайзингу. Бренд сегодня – один из немногих активов, который приносит максимальную доходность (до 80%). Для того чтобы бренд работал на его владельца и набирал максимальную стоимость, необходимо знать правила его создания и особенности законодательного регулирования.

В законодательстве РФ отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. Согласно договору одна сторона (правообладатель – франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю – франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Франчайзер должен быть зарегистрирован как предприниматель (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности. Франчайзи – лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). В интересах франчайзи установлен ряд ограничений автономии воли франчайзера как при заключении договора, так и в процессе его исполнения (ст. 1033, 1034, 1035 ГК РФ и др.). В договоре коммерческой концессии не могут участвовать некоммерческие организации и государство (государственные и муниципальные образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 2 п. 5 ст. 50 ГК РФ). Предмет договора коммерческой концессии – исключительные права, принадлежащие франчайзеру. К этим правам законом отнесены, в частности, права на наименование компании, на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными словами речь идет об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ) и прежде всего о тех из них, которые направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг). Ценой договора коммерческой концессии является вознаграждение, которое подлежит уплате правообладателю пользователем согласно ст. 1030 ГК РФ. Исключительные права каждого правообладателя по своей природе уникальны, поэтому плату за пользование ими на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ определить нельзя.

В рамках франчайзинга согласно подписанному договору коммерческой концессии одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти.

Типичная схема отношений во франчайзинге выглядит следующим образом (см. схему).

В международной практике обычно используют два ведущих метода расчета цены лицензии на ведение бизнеса по франчайзингу: на основе размера прибыли франчайзи и на базе роялти.

При расчете цены на основе размера прибыли франчайзи исходят из того, что размер выплат франчайзеру определяется как часть (доля) прибыли, получаемой франчайзи от изготовления и реализации продукции по лицензии. При этом доля франчайзера колеблется довольно в широких пределах – от 10 до 50% прибыли франчайзи – и зависит от целого ряда ценообразующих факторов, главными из которых являются объем передаваемых прав, наличие и действительность патентной охраны и размер прибыли.

При этом считается, что если объект лицензии еще не готов к коммерческому использованию, а основную ценность представляют передаваемые по лицензионному соглашению патентные права, то доля франчайзера в прибыли франчайзи составляет 20%. Если объектом является интеллектуальная разработка или технологический процесс, то при исключительной лицензии (при передаче всех прав) доля франчайзера может составлять 35–50%, а при неисключительной лицензии – до 20–30%.

При использовании лицензии на базе роялти расчетную цену лицензии и соответственно размер выплат владельцу интеллектуальной собственности (франчайзеру) традиционно определяют как конкретный процент отчислений (роялти) в зависимости от стоимости произведенной и реализованной продукции по лицензии. Обычно размер роялти определяют не расчетным, а эмпирическим путем с помощью установленных в мировой практике для различных направлений бизнеса усредненных размеров роялти так называемых стандартных ставок роялти.

Размер известных стандартных ставок роялти обычно колеблется в диапазоне от 0,5 до 14%. Определенное значение роялти выбирают из диапазона стандартных среднестатистических значений с учетом основных ценообразующих факторов. Например, стандартные ставки роялти для фармацевтики 2–7%, производств потребительских товаров длительного пользования – 5%, потребительских товаров с малым сроком использования и производство продуктов питания 0,2–1,5%.

Ассоциация оценщиков интеллектуальной собственности предложила собственный метод определения ставки роялти:

r = (R х Д) / (1 + R) х 100 %,

где r – ставка роялти, %;

R – рентабельность данного вида деятельности по франчайзингу, в долях единицы;

Д – доля франчайзера в прибыли франчайзи, в долях единицы.

Долю франчайзера в прибыли франчайзи можно определить исходя из «правила 25%», предусматривающего, что 25% от прибыли франчайзи разумно перечислять франчайзеру.

Можно также использовать другой подход к установлению доли франчайзера в прибыли франчайзи. Так, доля франчайзера в прибыли франчайзи может быть увеличена, если:

передается больший объем прав франчайзи (например, эксклюзивные или монопольные права на торговый знак) – до 75% прибыли;

франчайзер обеспечивает высокую рыночную силу бренда, что способствует снижению коммерческих рисков франчайзи – до 50%.

Высокая рыночная сила бренда обеспечивается прежде всего его высокой узнаваемостью и стоимостью. Таким образом, если использовать «правило 25%», то ставку роялти можно рассчитать следующим образом:

r = (0,25 х 0,25) / (1 + 0,25) х 100% = 5%.

Необходимо в каждом конкретном случае подробно изучать структуру затрат франчайзи и уровень прибыльности его бизнеса, который существенным образом повлияет на определение ставки роялти. Но сам подход (расчет ставки роялти с учетом уровня рентабельности вида деятельности по франчайзингу и доли франчайзера в прибыли франчайзи «по правилу 25%») может рассматриваться как универсальный.

Конечно, начинающему франчайзи бывает сложно сориентироваться на рынке франчайзинга, определиться с выбором франшизы.

Одним из первых вопросов, который должен задать себе начинающий бизнесмен, действительно ли франчайзер, которого он предпочел остальным, рассчитывая на потенциальное сотрудничество, обладает незапятнанной деловой репутацией и заслуживает доверия. Для того чтобы прояснить этот момент, стоит обратиться в банк, обслуживающий этот бизнес, проконсультироваться с юристом или обратиться в ассоциацию франчайзинга.

Стоит также выяснить, насколько давно выбранная компания существует на рынке именно в качестве франчайзера. Это представляет реальную возможность минимизировать потенциальные риски. Немаловажным будет уточнить, сколько франчайзи уже задействовано в системе и сколько франчайзер еще планирует привлечь в будущем. Здесь стоит собрать более детальную информацию. Для этого можно войти в контакт с другими франчайзи и попросить их рассказать об опыте работы в рамках системы.

Потенциальный франчайзи изначально должен сформировать у себя критическое отношение к этому виду бизнеса, чтобы избежать возможных промахов. Он должен иметь ясное представление о том, из чего складывается успех выбранной им компании. Речь идет не только об экономическом успехе компании. Важно также то, как франчайзер решает проблемы в рамках системы и какие долгосрочные цели он при этом преследует.

Большое значение имеет также качество продукции и услуг, предоставляемых компанией-франчайзером. По уровню качества можно определить, направлена ли концепция компании на долгосрочное или краткосрочное развитие. Франчайзер, ориентированный на продолжительный рост, приложит все усилия, чтобы принести своим потребителям как можно больше пользы.

При обсуждении договора желательно, чтобы стороны заключали как можно меньше компромиссов. Успешно представлять франчайзера смогут только те франчайзи, интересы и возможности которых идеально вписываются в рамки франчайзинговой концепции. Неправильный выбор может иметь для системы серьезные последствия, которые, как правило, не устранить путем простого расторжения договора.

В рамках делового форума участники обменивались мнениями, вступая в оживленные дискуссии, о «подводных камнях» предпринимательства в России и франчайзинговых схемах ведения бизнеса.

Важной составляющей форума стала панельная дискуссия на тему «Глобальный франчайзинг – versus global crisis. Антикризисные свойства бизнеса по лицензии». Основные прозвучавшие вопросы касались взаимоотношений франчайзинга и государства, а также актуальных трендов франчайзинга во всем мире. В ней приняли участие известные предприниматели и инвесторы, представители крупных коммерческих организаций, государственных структур из Греции, Франции, Бразилии, Германии и России.

По словам президента Российской ассоциации франчайзинга Мераба Бен-Эл Елашвили, решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. И одним из таких механизмов является франчайзинг – единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность взаимодействия крупного и малого предпринимательства.

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

Интересные материалы

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.