Решение проблем обеспечения платежеспособности пенсионных фондов является одной из наиболее приоритетных задач для правительства любого из государств. Время от времени в СМИ появляются сообщения о различных нововведениях, связанных с пенсионным страхованием. Диапазон предложений, высказываемых реформаторами, очень широк: от увеличения и реструктуризации пенсионных начислений, до полной отмены такого правового и экономического института как пенсия.
Сложности с использованием устаревшей системы пенсионного обеспечения не обошли и Россию. В связи с этим, правительство страны проводит постоянную работу по реформированию пенсионной системы с целью увеличения ее эффективности.
Аналитики раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» разбирались в вопросах внедрения нововведений в работу пенсионного фонда РФ и опыте других стран.
Кто хочет работать больше – получит меньше?
Сообщается, что заместитель премьер-министра РФ по социальным вопросам Ольга Голодец говорит о том, что необходимо ввести определенные ограничения для граждан, которые продолжают работать, являясь пенсионером. К примеру, необходимо установить условный барьер, то есть размер зарплаты, превысив который, работающий пенсионер перестает получать пенсию. Предлагается отталкиваться от суммы в 100 тысяч рублей. Таким образом, пенсионеры, которые работают и получают зарплату выше указанной суммы, автоматически лишаются пенсии. В то же время, Голодец понимает тот факт, что лишение людей пенсии является прямым нарушением элементарных прав гражданина, и такая норма применяться не может.
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ Сергей Смирнов считает подобную меру категорически недопустимой, так как она будет иметь крайне негативное влияние на общество, а по своей сути, является завуалированным повышением пенсионного возраста граждан, без законодательного утверждения прямой нормы. А самым опасным для государства является то, что подобное нововведение является дискриминацией собственных пенсионеров интеллектуальной прослойки.
Экс-глава Центрального банка России Виктор Геращенко анализирует возможные проблемы, которые могут возникнуть в связи с применением указанной нормы и утверждает, что работающий пенсионер значительно более полезен для государства, чем неработающий. С его заработка, через работодателя обязательно отчисляется страховой взнос и он, таким образом, продолжает зарабатывать себе на пенсию. А страховые взносы пенсионеров с высокими зарплатами могут быть выше пенсии, таким образом, лишать их ее нет смысла.
Владимир Назаров, занимающий должность завлабораторией Института экономической политики им. Гайдара не отвергает полностью возможность введения предельного размера зарплаты для пенсионеров. Но он рассматривает, так же и социальные факторы. Дело в том, что большинство пенсионеров работают не из-за своей хитрости, а из-за низкого уровня достатка этого слоя населения. Таким образом, в случае применения «барьера», нужно вести жесткий контроль этого процесса и вводить использовать норму только в отношении самых богатых пенсионеров.
Кроме этого, Голодец сообщила, что в ближайшее время россиян ждет увеличение минимального страхового стажа для получения пенсии в два раза. Напомним, что ранее он составлял всего 5 лет. Будет принят еще ряд ужесточающих реформ с целью обеспечения работоспособности пенсионного фонда. Как утверждает правительство, процесс реформирования системы займет десятилетия.
Зарубежный опыт или как у них на Западе
- в США пенсионная система устроена совершенно по-другому, пояснил канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский. Установленные государством выплаты получают только служащие, которые прослужили определенные сроки в государственных учреждениях, таких как полиция или пожарная служба. Средняя пенсия таких людей составляет чуть больше 40 тысяч долларов в год.
Остальные все могут получать от 740 долларов в месяц – это социальная пенсия, которую платят без стажа работы, ну а верхней границы нет. Пенсионные выплаты складываются из отчислений различных негосударственных страховых фондов, в которых человек состоял во время трудовой деятельности.
- в Польше в вопросах пенсионного обеспечения и социальных стандартов страна уже давно равняется на Европу. Средней пенсии польскому неработающему пенсионеру хватает на жизнь в самом дорогом городе этой страны – Варшаве. Правда, жизнь получается скромная, так сказать впритык, но безбедная.
- в Финляндии отсутствие максимума для размера пенсии в Суоми закреплено конституцией. Сколько заработаете все ваше. Пенсия зависит, как и везде, от стажа, характера деятельности и размера зарплаты. Кроме того есть гарантированный для всех минимум (550 евро).Государство доплатит вам, если «рабочая пенсия» будет меньше этой суммы. Минимальные пенсии в Финляндии у немногих пенсионеров. Размер средней пенсии у мужчин - 1530 евро, у женщин - 1200 евро.
- в Венгрии пенсионеры живут скромно, но сыто.Пенсионеры здесь редко подрабатывают, да и то на легких работах вроде смотрителя в музее или билетного кассира в театре.
- в Израиле, стране двух пенсий, пенсионные выплаты подразделяются на 2 вида. Это выплаты из пенсионной кассы и пенсия по старости. Пенсионная касса эта накопленная за счет ежемесячных вкладов сумма, которая плюсуется к пенсии по старости. Доля этих денег в общей пенсии зависит от количества отработанных лет на благо Израиля. Если израильский пенсионер не заработал этой выплаты или она недотягивает до установленного прожиточного минимума (1084 долларов США) ему выдадут пособие.
- Испания в последние годы стала подобием Мекки для пенсионеров всей Европы.Причиной тому низкий уровень жизни, и низкие цены на продукты и жилье. Пенсионеры Европы ощущают себя здесь сказочно богатыми людьми. Хотя и испанских ровесников нельзя назвать бедняками, их средняя пенсия составляет 850—900 евро.
- Литва сильно пострадала от кризиса. Это отрицательно отразилось на пенсионном обеспечении литовцев. В конце 2009 - го и начале 2010 - го года пенсии урезали дважды: сначала совсем немного, а потом на 50—70% для всех работающих пенсионеров. Спасает литовских пенсионеров то, что они являются хозяевами своего жилья и не платят за аренду жилья, как принято, например, вГермании или Испании.
В настоящее время похожая система начинает развиваться у нас, но люди пока с осторожностью относятся к негосударственным формированиям подобного образца. Как показывает мировой опыт, именно накопительная система:
- во-первых, обладает высочайшим мотивированным потенциалом, выполняя стимулирующую функцию через реализацию принципа дифференциации и адекватности размеров пенсионных взносов и пенсионных выплат;
- во-вторых, накопительная система не зависит от демографических проблем и может обеспечить высокий уровень гарантий выплат пенсий и в текущем периоде, и в перспективе, предусматривая наличие солидных сбережений (реализуется воспроизводственная функция);
- в-третьих, система отличается финансовой устойчивостью и наиболее органично сочетает в себе интересы как застрахованных, так и страхователей, благодаря чему является важным и стабильным механизмом социальной защиты работников.
При обсуждении реформы пенсионной системы в России весьма полезно ознакомиться с опытом тех стран, которые уже проводили преобразования своей пенсионной системы в сторону увеличения накоплений. Широкое обсуждение реформирования пенсионных систем, исходя из системообразующего принципа, началось в 1994 г. после публикации доклада Всемирного банка "Предупреждая всемирный кризис старения".
Добровольный накопительный элемент обслуживает более состоятельных и рациональных граждан, кто стремится к накоплению и увеличению собственных сбережений, особенно после выхода на пенсию. Именно с расчетом на увеличение доли добровольного пенсионного накопления реформы начали проводить в 1970–1980-х гг., когда развитые страны столкнулись с замедлением экономического роста и проблемами бюджетного дефицита. Впрочем, в большинстве стран ОЭСР доля обязательных и добровольных накопительных пенсионных выплат достаточно мала и составляет порядка 19 и 13% соответственно.
Существуют и исключения, например, в США и Великобритании доля добровольных пенсионных накоплений в общих пенсионных выплатах населению – 51 и 56%; доля обязательных накопительных пенсий в Нидерландах — 66%. Данные цифры вполне логичны , поскольку вышеназванные страны в силу своих исторических особенностей , высокого уровня экономического развития, развитых рыночных отношений и рыночной» ментальности населения в состоянии возмещать на должном уровне прошлые ( в среднем, кстати говоря, достаточно высокие) доходы своего населения.
В то же время многие страны ОЭСР осуществляют большую долю пенсионных выплат по распределительной системе. Непрекращающееся старение населения, а также почти единовременный выход на пенсию феноменального количества работников (так называемых "бэбибумеров") продолжают увеличивать давление на бюджеты стран ОЭСР, вынуждая их
как принимать краткосрочные меры (повышение налоговых ставок ), так и долгосрочные, связанные с пересмотром пенсионного механизма.
Кроме того, накопленные средства инвестируются в экономику и способствуют экономическому росту. О размерах этих накоплений можно судить по данным, опубликованным Европейской комиссией. В США размеры активов частных пенсионных фондов увеличились с 12 млрд. долл. в 1950 г. до 1700 млрд. долл. к 1990 г. и в настоящее время сравнимы с ВВП. Активы пенсионных фондов - важная составляющая инвестиционных ресурсов. Свободные денежные ресурсы пенсионных фондов трансформируются в потоки рабочего капитала и являются своеобразным стабилизатором финансовых систем многих стран.
Дмитрий Медведев признал свою первую ошибку в пенсионной реформе
Ошибка заключалась в том, что несколько лет назад правительство России вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей неверно рассчитали тенденцию роста зарплат и накопительных пенсий. "Мы исходили из того, что к 2023 году те люди, которые будут выходить на пенсию, они будут получать накопительную пенсию больше, чем пенсия из распределительной части. Не получилось", - сказал Дмитрий Медведев.
Интересно, если среднему классу России отменят пенсии и "мозги россиян" начнут работать вместо России на экономику США и Канады, Франции и Германии, Великобритании и Израиля, Австралии иКитая, то кто возьмет на себя ответственность за ошибку, которую хотят допустить министры идепутаты сегодня, - задал риторический вопрос власти России канадский эксперт.
Начать дискуссию