Инвестиции

В России мало инвестируют в hi-tech стартапы. В чем дело?

В 2010 году прямые и венчурные инвестиции в России составили 1,74 млрд долл., в 2011 — 3 млрд. долл., как следует из отчета РАВИ.

В 2010 году прямые и венчурные инвестиции в России составили 1,74 млрд долл., в 2011 — 3 млрд. долл., как следует из отчета РАВИ. Что касается этого года,  то согласно данным РВК, за три квартала 2012 года общий объем венчурных инвестиций на российском рынке составил 495 млн. долл. США (получены в результате 117 сделок).

На первый взгляд, ситуация с инвестициями в высокотехнологичные начинающие компании в России улучшается с каждым годом.

Однако не все столь однозначно. Проблема в том, что у нас фактически отсутствуют инвестиции, направленные на поддержку стартапов на самых ранних этапах развития. То есть, если говорить о стартапе, создатели которого пока только ведут разработки внутри лаборатории и пытаются хоть как-то заработать себе на жизнь, то деньги в подобную компанию привлечь практически невозможно. Объективно рассматривать возможность входа инвестора можно будет лишь тогда, когда компания более-менее разрастется (до  50-100 человек в штате) и хотя бы сможет показать представителям фонда прототип.

Стартап же, по своему определению, не может быть привлекательным для инвестора. Да, компания может работать над созданием уникальных продуктов, которые в силу своих исключительных качеств смогут принести огромную прибыль. Но для того, чтобы эти продукты создать, нужны постоянные финансовые вливания в НИОКР — а эти  вложения, чаще всего, оказываются невыгодными. Такова природа инвестиций в научные исследования — научный поиск иногда приводит к результату, иногда — нет. Причем второе случается куда чаще.

Так что рентабельность инвестиций в R&D априори крайне низка; соответственно, стартап как бизнес  для инвестора неинтересен — по уровню доходности и сроку окупаемости инвестиций он не может конкурировать с компаниями, уже вышедшими на какой-то уровень производства и продаж.

Однако здесь нельзя забывать и о специфике ведения бизнеса в России. Представим себе американский стартап, компанию с незначительными оборотами, которая активно разрабатывает уникальные продукты. Все жизненные силы команды разработчиков уходят на поиск новых технологичных решений; участники стартапа мало заботятся о собственном уровне дохода на данном этапе развития бизнеса. Эти люди очень хорошо понимают рынок, и из всех тех продуктов, которые им удалось создать, они выбирают лишь три наиболее перспективных. При этом, у  команды есть четкое видение — кому нужен их продукт, как они будут его продавать и сколько клиенты  готовы платит за его использование.

Следующий шаг для такого стартапа — найти деньги на запуск производства и продаж. Во всем мире источником денег для подобного роста  может служить банковский кредит, который бизнес будет возвращать по мере приближения к сроку своей окупаемости. То есть, за счет кредита компания может крепче встать на ноги, начать выпускать и реализовывать свою продукцию, не говоря уже о том, что участники фирмы смогут уже на этом этапе хоть что-то заработать лично для себя.

В России же такая схема не работает. 

Кредитованием стартапов отечественные банки не занимаются:

даже если у вас успешное предприятие, которое уже больше десяти лет занимается научными разработками (это уже, согласитесь, не то чтобы «зеленый» стартап), вашу заявку на получение кредита отклонят – ведь у вашего бизнеса нет никаких активов, которые могли бы послужить залогом под займ.

Увы, во многом той же логики придерживаются и инвесторы. Для них тоже важна оценка активов компании. Ведь очевидно, что если вы готовы поделиться с инвестором долей, вы должны определить стоимость компании — то есть оценить активы, которых у вас как таковых нет.

Да, можно учитывать стоимость нематериальных активов (интеллектуальная собственность, гудвил и т.д.), но  это очень и очень условно.  Основных средств (непосредственно «железяк») у стартапов, как правило, очень и очень мало. Большинство биотех-проектов, например, работают в чужих лабораториях или центрах коллективного пользования; все, что у них есть, - только реактивы да их собственные знания.

Итак, инвесторы видят перед собой умных, энергичных и позитивных ребят, являющих собой идеальный  образ увлеченных предпринимателей, готовых справиться со всеми трудностями на рынке и построить прибыльную компанию. Однако после трезвого анализа ситуации инвестор, как бы ему ни нравились стартаперы, понимает: вероятность успеха вложений в технологичный стартап — 1:10, так что куда более выгодно остановить свой выбор на компаниях, уже вышедших на уровень продаж, или же на проектах-клонах, бизнес-модель которых уже «отбкатана» на Западе.

Начать дискуссию